7 мин.

Несчастный случай. Автогол помог ЦСКА переиграть «Янг Бойз» на выезде

В матче равных соперников победил чуть более удачливый. ЦСКА и "Янг Бойз" оставили выяснение сильнейшего в борьбе за выход в групповой этап Лиги Чемпионов на ответную встречу, однако автогол соперника дает небольшое преимущество армейцам перед игрой в Москве. За матчем внимательно наблюдал Макс Антонов.

Тренер швейцарской команды Адольф Хюттер предложил штабу армейцев схему 4-4-2, в которой пару форвардов составляли разноплановые нападающие: опытный, мощный и забивной француз Гийом Оаро плюс молодой, мобильный и не менее активный на острие Рожер Ассале, ивуариец. В целом, можно сказать, что "Янг Бойз" стремится демонстрировать футбол, который мы привыкли видеть по прошлому сезону в исполнении "Монако". Это не преувеличение: команда делает ставку на развитие атак через фланги, старается максимально быстро доставить мяч к штрафной, в идеале - в адрес нападающих, число которых за счет подключения фланговых футболистов возрастает до 3-4, к тому же, подопечные австрийского тренера не так уж идеальны в обороне (стабильно пропускают больше 1 мяча за игру в среднем в чемпионате на протяжении последних сезонов), стараясь компенсировать это креативом на чужой половине поля.

Тем не менее, парни из "Янг Бойз" любят играть первым номером, и армейцам в первой встрече на поле в Берне пришлось считаться с этим. Виктор Гончаренко не отошел от своей схемы 3-5-2, где свободные роли были разве что у Витиньо и Дзагоева. Эти двое на протяжении начала сезона активно взаимодействуют друг с другом, меняясь позициями, делясь функциями и стараясь регулярно угрожать воротам соперника в качестве игроков атаки, подключающихся немного из глубины. Однако именно Витиньо можно было назвать вторым нападающим в паре с Чаловым, а Дзагоева - одним из троицы центральных хавбеков. Здесь сюрпризов не было.

Говоря об активности флангов "Янг Бойз", стоит отметить, что при нынешней армейской расстановке тактическая гибкость швейцарцев могла сыграть на руку хозяевам. Бернцы любят переключаться на схему 4-2-4, когда Сулеймани и Раве действуют крайне высоко, помогая не только в прессинге на чужой половине поля, но и создавая массовость в штрафной соперника при кроссах. С другой стороны, крайние защитники черно-желтых, и без того любящие подключаться к атакам, нередко оставались без поддержки партнеров, и армейцы порой пытались пользоваться этим, забрасывая мяч, например, на левый край - там попеременно появлялись Витиньо и Чалов.

Игроки ЦСКА также старались делать ставку на подбор мяча на чужой половине поля и на поиск вариантов для пред- и последнего паса между линиями "Янг Бойз". В целом, защита швейцарской команды располагалась высоко, крайние защитники часто не успевали вернуться (либо раньше времени старались убежать в контратаку, которая могла и не случиться), в результате чего в центре обороны у хозяев создавался некий квадрат 2+2 из центрбеков и опорников, а между ними и за ними - пространство, которым, к слову, армейцы пользовались слабо.

В этом моменте Витиньо и вовсе решил пробить, не оценив ситуацию должным образом, но, кажется, вспомнив, как похожим образом совсем недавно пробил Селихова.

За счет широких открываний Щенникова или Фернандеса (один из них регулярно сторожил свою бровку чуть глубже, когда другой шел вперед) ЦСКА удавалось делать этот квадрат недостаточно плотным, если позволите, и пространство использовалось гостями довольно грамотно. Проблема была в последней передаче - качество подводило, несмотря на класс исполнителей.  

Идеальной иллюстрацией этому можно считать момент на 33 минуте, когда Фернандес вырвался на оперативный простор на своем фланге, немного сместился в зону инсайда и... Ничего не произошло.

Мяч после его прострела прошел в метре за спиной у Федора Чалова - настолько плохо был выполнен этот пас бразильцем. При этом нападающий армейцев все это время открывался параллельным курсом, не имея опекуна. Нужно было лишь найти его точной поперечной передачей, вложить в ногу, как говорят в народе. Однако такова болезнь команды Гончаренко в этом сезоне: голевые моменты если не вымучиваются, то создаются не с той регулярностью, с которой хотелось бы, учитывая подбор креативных игроков.  

Движение хозяев в атаке было, может, более хаотичным, но свою опасность их действия все же несли. В концовке первого тайма футболисты "Янг Бойз" начали находить свободные зоны в штрафной Акинфеева, только недостаточное мастерство на завершающей стадии подводило их. Команда Хюттера хотя и отдала мяч сопернику, но в минуты собственного владения не упускала возможности понагнетать атмосферу на чужой половине поля. Крайние полузащитники привычно использовались для разгона атаки, регулярно смещались в центр, оставляя бровку под вингбэков, а сами шли насыщать пространство перед оборонительной линией ЦСКА. И все же, в целом, обе стороны имели проблемы с ключевыми передачами, отсюда и нули на табло.

Армейцы, пользуясь тем, что крайние защитники соперника действовали либо слишком узко при позиционной обороне, либо вовсе не успевали домой после рейдов на чужую половину, продолжили и во втором тайме оказывать давление за счет подключений латералей.

Первый по-настоящему голевой момент возник у гостей практически сразу же после свистка на начало второй половины. Головин изумительно нашел забросом Фернандеса, и узкая (но от этого не такая уж и плотная) оборона хозяев прозевала игрока ЦСКА. Удар отразил голкипер, и, пожалуй, "Янг Бойз" в какой-то степени повезло.  

Прессинг не давал швейцарцам практически никаких дивидендов, а при позиционных атаках гостей команда и вовсе выстраивалась в две линии по 4 футболиста, но вряд ли этот вариант обороны был эффективен. Лишь прибавляя в агрессивности отбора, команда Хюттера возвращала мяч себе - противника вынудить ошибиться простым созерцанием происходящего было сложно.

К истечению часа игры соперники окончательно определились со стилями: ЦСКА стремился максимально быстро доставлять мяч на чужую половину поля, где команда искала варианты за счет вытягивания защищающихся с их позиций и проникновения в пустующие зоны футболистов из глубины. Частично выход Оланаре вместо Чалова позволял утвердиться в этом - нападающий часто принимал мяч спиной к воротам, далеко от штрафной и под давлением оппонентов, а дальше работало (или нет) сочетание факторов, в числе которых был и грамотный отыгрыш мяча.

"Янг Бойз" же перешли на контратакующую модель, не стремясь подолгу контролировать мяч. Но главное, что швейцарский вице-чемпион старался завершить каждый свой выпад ударом по воротам, и не важно, с какой дистанции. Не потому ли он имел почти двукратное преимущество по этому показателю? И если большинство выстрелов со стороны ЦСКА блокировались на границе штрафной, то хозяева не замечали схожего сопротивления, хотя и били в основном выше ворот.

Брак армейцев при передачах переключил игру на половину поля гостей. Теперь о контратаках оставалось помышлять подопечным Гончаренко, но к финальной 15-минутке накопилась усталость после важного дерби в чемпионате, и было видно, насколько она сказывалась на качестве игры ЦСКА. Сейв Акинфеева, проведшего прекрасный матч, после коварного удара в касание от Оаро стал кульминацией того давления, с которым пришлось столкнуться команде в концовке.

Но и силы "Янг Бойз" не брались из бесконечного источника. Безусловно, швейцарцы смотрелись свежее, интереснее и опаснее у чужих ворот в последнюю четверть часа, но кроме Сулеймани не было футболиста, способного создать остроту за счет индивидуальных действий или грамотного видения поля. Остальные парни в черно-желтой форме все чаще скатывались к банальным навесам в штрафную, и наличие мощного нападающего вроде бы оправдывало такой подход. К тому же, этот метод был менее энергозатратным, чем постоянные мелькания с мячом в исполнении мобильного сербского полузащитника. 

Сложно как-то комментировать или объяснять то, что произошло под самый финальный свисток в штрафной хозяев, когда защитник Касим Нуху зачем-то (а это прослеживается в его фамилии) дважды корректировал полет мяча головой в сторону голкипера. Тренер хозяев после матча заявил, что "лучшая коммуникация между игроком и вратарем помогла бы избежать подобного", отметив также вклад Акинфеева и схемы ЦСКА в эту победу, которая, впрочем, по его словам, не была по игре.

Как принято говорить в таких случаях, в Москве будет совсем иной футбол. Но только в чьем исполнении? Вопрос пока риторический. Бернцы показали, что могут поддавливать оппонента, играть как в контроль, так и на контратаках, но фантазии впереди им явно не хватает для матчей такого уровня. Тем не менее, команда накопила, выражаясь современным языком статистики, 3 xG - то есть, наиграла на три гола против 1 xG у соперника (тот самый момент Фернандеса был единственным голевым).

ЦСКА столкнулся с определенной долей нехватки изобретательности, хотя нельзя не отметить, что армейцы грамотно используют пространство, которое им дарят оппоненты, но при этом гости не заработали ни одного углового. Виктор Гончаренко заявил, что у команды не получилась игра на встречных курсах, а Оланаре был заменен, так как недостаточно помогал обороне. Остается подождать неделю, чтобы выяснить, проделали ли оба специалиста работу над ошибками.     

ИСТОЧНИК