8 мин.

Деньги, власть, раболепие и ЧМ-2018 в России

Страсти по поводу чемпионата мира в России становятся не столь накаленными. Такое решение – уже свершившийся факт. Западным болельщикам и журналистам остается это пережить. Вопрос в том – как. На страницах известного британского издания Guardian Пол Хэйуорд считает российские деньги, которые предстоит потратить на чемпионат. А Дэвид Джеймс находит хорошие стороны в решении ФИФА, утешая британских болельщиков.

Хэйуорд дал своей статье броское название: «Деньги, власть и раболепие. Как Россия проведет чемпионат в 2018-м». Автор делится своим впечатлениями от пребывания в Цюрихе.

«У русских уже есть генеральный план финансирования чемпионата мира, причем такие олигархи, как Роман Абрамович, помогут оплатить счета.

Сияющий представитель российской делегации покидал конференц-зал в Цюрихе с сертификатом, зажатым в руке. Документ подтверждал право его страны принять чемпионат мира-2018 и блестел в лучах света. А чуть поодаль Роман Абрамович с обожанием улыбался Владимиру Владимировичу – известному всем как Владимир Путин, – который пожимал руки своей триумфальной заявочной команде.

«Кто не рискует – тот не пьет шампанское. Это наша давняя российская поговорка», – только что сказал Путин большой группе журналистов из разных стран, примерно через час после прилета в Цюрих, – после того, как Россия обошла Испанию-Португалию, Голландию-Бельгию и Англию и получила 13 из 22 голосов во втором раунде. А в трех рядах перед Путиным, когда он разговаривал с репортерами, выстроилась новая аристократия мирового футбола.

Русские больше не идут. Они уже пришли. Приверженность Путина к предосторожностям объясняла их оборонительное построение в штаб-квартире ФИФА, и архитекторы политической победы Москвы обменивались поздравительными комментариями: Игорь Шувалов, заместитель премьер-министра, которые заменял Путина до голосования; Виталий Мутко, министр спорта; Алексей Сорокин, глава заявочного комитета, и Абрамович, который, по такому случаю, демонстрировал преклонение перед Путиным. Елена Исинбаева, рекордсменка по прыжкам в высоту, добавляла гламур.

Вокруг первых лиц располагались внушительного вида мужчины, в основном седеющие или лысеющие, в темных костюмах. Это сопровождающие лица новой футбольной сверхдержавы. Пока они ждали, рядом мелькали вспышки фотографов, которые беспокоили не любящего прессу Абрамовича. Трижды он поднимался и уходил, как будто где-то его ждало важное дело. И каждый раз он просто искал тень, чтобы в ней укрыться. Когда швейцарская съемочная группа протянула ему микрофон, владелец «Челси» замахал пальцами, демонстрируя дискомфорт, и отклонился, чтобы не отвечать на вопрос.

Только Путин, его владыка, мог вынудить Абрамовича терпеть весь этот кошмар с фотовспышками, и для тех, кто привык видеть, как он шествует по стадиону «Стэмфорд Бридж» со своими телохранителями, было поучительно наблюдать его в роли подчиненного.

Во время пресс-конференции я спросил Путина о том, какую роль он имеет в виду для Абрамовича во время подготовки к ЧМ-2018, и олигарх наклонился вперед в своем кресле в ожидании ответа… Путин дал ответ о частно-государственном партнерстве и о том, что, возможно, Абрамович будет участвовать в одном из таких проектов.

Здесь Абрамович начал хлопать и посмеиваться, демонстрируя свое одобрение. Или свое беспокойство. Или радость о том, что его попросили. Или страх. Его жажда угодить была очевидной. Другие русские тоже зааплодировали. «Он даст нам денег, у него много денег», – продолжил Путин, теперь широко улыбаясь и указывая на владельца «Челси», который не смел сказать «нет».

Вот послание Кремля для бизнеса и олигархов: вы заплатите за этот чемпионат мира. Социализм существует в России, что-то вроде этого, поскольку богатым придется оплачивать счета на обновление стадионов и, возможно, также инфраструктуры, а Путин находит способы изъять богатство у миллиардеров эпохи Ельцина.

Роман Аркадьевич слушает речь Владимира Владимировича в Цюрихе

Фото: /Arnd Wiegmann

Неделя драмы, изменившей историю футбола, завершилась в соответствие с тем, что многие предполагали еще несколько месяцев назад. Россия сумела убедить большинство членов исполкома ФИФА в том, что в их интересах открыть новые рубежи для этой игры. Организация под руководством Зеппа Блаттера утолила такую жажду неизведанных земель, отдав турнир 2022 года Катару.

Ни одна восточноевропейская страна никогда не принимала чемпионат мира. Предприняв девять попыток, Россия (или Советский Союз) никогда не финишировала выше четвертого места (это было в 1966-м). Сейчас страна в рейтинге занимает 13-ю позицию. Хотя российские клубы (ЦСКА и «Зенит») завоевали три европейских трофея за недавние четыре года, российский клубный футбол отстает от ведущих лиг Западной Европы. Сборная России не сумела выйти на завершающую стадию чемпионата мира-2010, но вышла в полуфинал Евро-2008… Два самых известных забивных футболиста, Андрей Аршавин и Роман Павлюченко, оба выступают в северном Лондоне, в «Арсенале» и в «Тоттэнхеме», и уже сейчас нарастает давление на Российский футбольный союз, поскольку нужно обеспечить приток новых талантов и предотвратить унижение в 2018-м.

«Россия усиленно лоббировала в последний момент, и намерения голосовавших менялись в последнюю минуту, – мы знаем, что некоторые изменили свое намерение рано утром в день голосования, – сказал глава заявочного комитета Англии Энди Энсон… Однако существует глубокое убеждение, что в ФИФА приняли решение недели или даже месяцы назад – о том, что Восточная Европа должна быть завоевана, особенно если учесть огромные барыши, которые это сулит псведо-Ватикану Блаттера.

Русские – особенно Путин – привыкли мыслить с точки зрения результата, а не дипломатической болтовни. Именно поэтому второй по мощи в мире государственный деятель может публично заявлять, что понятия не имеет о фуроре, произведенном Wikileaks, хотя его правительство обвинили в сотрудничестве с организованной преступностью и назвали «мафиозным государством».

Путин заявил о том, что миссия состояла «в расширении границ мирового футбола»… Да, существуют геополитические реалии, которые невозможно отрицать. Россия преподносит себя как самую большую страну в мире, с самыми протяженными национальными границами, со 140 этническими группами и более чем 100 языками… План состоит в том, чтобы провести чемпионат мира в четырех кластерах, чтобы сократить время на переезды. «Большие суммы» будут выделены на улучшение транспорта.

Путин заявил о том, что цель – «показать: мы открытая и прозрачная для всего мира страна… Наша страна живет без видимых и невидимых берлинских стен».

Через восемь лет после первого африканского чемпионата мира, «семья ФИФА» прирастет такие городами, как Краснодар, Саранск, Самара, Екатеринбург и Ростов-на-Дону – большинство болельщиков никогда о них не слышали. Конечно, основными центрами станут Москва и Петербург – в последнем Дик Адвокат (бывший тренер «Зенита») признавался, что боялся подписать темнокожего футболиста, потому что игрок мог стать жертвой злоупотреблений со стороны болельщиков. А Путин пообещал бороться с расизмом…

По сути, мы видим, что приоритет при подготовке к чемпионату мира будет отдан не приезжающим фанатам, а коммерческой эксплуатации и крупным строительным проектам. Путин пояснил, что инфраструктура обойдется в 10 млрд долларов. Также он признал, что международные СМИ будут тщательно следить за тем, как Россия готовится к ЧМ-2018.

Путин понимает, что слишком много разговоров о частно-государственном партнерстве и инфраструктуре могут разочаровать футбольные массы. Поэтому он поведал историю, которая по своей риторике находится на уровне других стран, повествующих о своей «страсти» к игре. Путин рассказал о том, как футбольные матчи проводили в блокадном Ленинграде, и это помогало людям выжить…

Это был голос прежней советской России – той, что распалась и дала возможность Путину получить власть, выйдя из рядов КГБ, а Абрамовичу дала шанс стать миллиардером. А теперь этот союз посткоммунистической власти и приобретенного богатства стремится поднять российский футбол из середняков на уровень Испании, Германии и Англии.

«У нас впереди много работы. Нам предстоит сделать много шагов», – сказал Путин. Но сперва им нужно было заполучить голоса ФИФА – и они с легкостью с этим справились».

Дэвид Джеймс в своей статье обращается лично к британским болельщикам и призывает их не так бурно и негативно реагировать на решение о Чемпионате в России. Статья называется «Разочарованы – но почему не должны русские проводить Чемпионат мира?».

«Если бы для чемпионата мира выбирали только западный мир, тогда это мероприятие было бы только для своих.

Следить за реакцией на объявление о решении на 2018 год слегка напоминало просмотр мыльной оперы… Так это развлечение или спорт? Я остался в легком недоумении. Я был очень разочарован тем, что чемпионат мира не пройдет в Англии. Однако пока все остальные увлекаются теориями заговора, я не могу не задуматься – почему мы были так непоколебимо уверены, что одержим победу?..

По зрелому размышлении я полагаю, что мы провели лучшую в истории пиар-акцию – но только для самих себя. Ситуация с заявкой освещалась настолько часто, что это почти напоминало пропаганду… Однако на BBC сообщали о том, что испанская заявка привлекала не слишком много внимания в Испании, а российская – в России. Крупицы информации приобретали огромное значение – например, Россия не победит, потому что Владимир Путин не появится… Очевидно, все не могло быть так просто.

Да, разочарован тем, что Англия не получила этот турнир… Но я могу смириться с тем, что он достался кому-то другому… Разве это не проявление жадности – желать провести чемпионат мира во второй раз, тогда как другие ведущие страны не проводили его ни разу?

Почему Россия не должна принимать этот турнир? Они мировая экономическая держава. Огромная страна, вмещающая многие часовые пояса и культуры. У них восемь лет на то, чтобы завершить возведение своих стадионов и инфраструктуры. По-моему, это здорово, что сначала ЮАР, а теперь Россия и Катар были выбраны как хозяева турнира. Если бы это состязание проводилось только в западном мире, тогда оно было бы только для своих. А футбол, как предполагается, является глобальной игрой. Мы не хотим, чтобы чемпионат мира всегда проводился только на хорошо знакомых территориях.

Мне нравится думать об этом как о приключении… Во время чемпионата в ЮАР я встретил группу английских болельщиков, путешествовавших по стране на маленьком «Фиате»… Мне понравилась такая идея – и представьте себе такое же путешествие в России в 2018 году.

Возможно, это прозвучит так, как будто я нанят российским министерством туризма, но действительно шанс посмотреть, что может предложить Россия во время проведения чемпионата мира, выпадает один раз в жизни. Это предлагает нам что-то новенькое – я точно знаю, что если бы чемпионат мира проходил в Англии, то я просто доехал бы до стадиона и вернулся домой.

Жаловаться можно вот на что: если бы Англия заранее знала, что ФИФА планирует отдавать чемпионат мира новым и неизученным регионам мира, любящим футбол, тогда мы вообще не стали бы заниматься заявкой и тратить на это миллионы фунтов…».

Источник