3 мин.

Наперекор всему. Брюс Гроббелар

Прежде чем начать рассказывать о нём, я попрошу читателей ответить на простой вопрос: какие качества позволяют футболисту навсегда остаться в памяти болельщиков? Вариантов может быть много, но, на мой взгляд, два основных – высокий класс игры и харизма. Гроббелар сумел сочетать в себе оба, не обладая от природы какими-то особыми задатками. Понятно, что для вратаря класс в первую очередь проявляется в умении вытащить в одиночку сложнейший матч, а харизма – в умении завести команду, чтобы она выложилась в игре на сто процентов. Оба этих навыка выработались у Гроббелара в самых экстремальных условиях, которые только можно себе представить...

Брюс, посвятивший всю свою жизнь английскому футболу, появился на свет в ЮАР, в совсем не бедной семье. Отец Брюса, этнический британец, был преуспевающим фермером. Соответственно, его сын мог (по традициям британского воспитания – даже был должен) пройти спортивную подготовку, чтобы в будущем заниматься спортом как хобби. С этой целью Брюс выбрал для себя профессию футбольного вратаря. Вот только всё пошло совсем по-другому.

Осваивать азы футбола Брюс отправился не в ЮАР, а немного севернее: в Южную Родезию (оскорбительное британское прозвище Зимбабве). Но не успел Брюс и пары лет отыграть за тамошний молодёжный клуб «Хайлендерс», как в стране вспыхнула гражданская война. Брюс, несмотря на богатого отца, был призван в армию. Причём призвали его в элитные, но при этом очень опасные войска – личный парашютно-десантный батальон спецназа самого премьера Родезии! Понятно, что таким солдатам постоянно приходилось быть начеку. Однажды, когда Гроббелар стоял в ночном дозоре, на лагерь напала группа террористов. Во время перестрелки Брюсу пришлось собственноручно убить двух человек. Сам Брюс, вспоминая этот драматичный момент, сказал: «А иначе нельзя — это война! На ней выживает тот, кто выстрелит и раньше, и точнее!»

Впрочем, та ночь стала далеко не самой страшной в жизни Брюса. Для спецназа, где он служил, основной работой были карательные выезды против террористов. Такие рейды отличались скоростью, стремительностью и жестокостью. Как признавался позже Гроббелар, во время таких выездов он убил не один десяток человек. Чтобы выжить, наш герой выучил «сорок способов убийства», которым его научили израильские инструкторы.

Через полтора года отцу Гроббелара удалось добиться переведения сына в запас в столицу республики – Солсбери (сейчас Хараре). Тогда в этот же город переехала вся семья нашего героя. А через время Гроббелар вернулся в ЮАР, где вратарю даже удалось подписать контракт с местным «Джомо Космос». Со временем семья Гроббеларов мигрирует в США. На этом дело вовсе не закончилось. Правда, теперь проблемы носили профессиональный характер. В США ведь не было нормальных футбольных команд! На тот момент MLS еще не была организована, предыдущая лига (NASL) медленно умирала и в соккере царил хаос. Поэтому Гроббелар устроился кэтчером в бейсбольную команду «Норт Адамс Стейт Колледж». Но желание играть именно в футбол не покидало Брюса, и он принял решение уехать в Англию.

Там никому не известный голкипер не смог устроиться даже в низшую лигу. Ему пришлось провести сезон в канадском «Ванкувер Уайткэпс». Таким образом, подписание первого спортивного профессионального контракта в карьере Гроббелара произошло лишь в 22 года – поздновато даже для вратаря. В 1980 году наш герой отправляется в аренду в клуб третьего дивизиона «Крю Александра». И вот в этой команде происходит событие, которое коренным образом меняет его жизнь.

Так сложилось, что в том же 1980 году «Ливерпулю» потребовался второй вратарь – на смену Рэю Клеменсу. И Том Сондерс – главный в ту пору скаут команды – проверил и забраковал немало вратарей средних и слабых английских команд, пока не увидел Гроббелара, играющего за «Крю». Сондерс понял – этот вратарь должен играть в «Ливерпуле». Связавшись с Тони Уэйтерсом, тренером «Ванкувер Уайткэпс», а также с президентом клуба, Том уговорил обоих расстаться с Гроббеларом за 250 тысяч фунтов. Сам вратарь, естественно, был также согласен. Впереди у него был Кубок чемпионов и шесть чемпионских титулов... Разве мог он о таком подумать во время своих карательных операций?

Владимир Пояснюк, Виталий Пасичный, UA-Футбол  

Не забывайте подписываться на мой блог!