Китайские клубы больше никого не покупают. Что там вообще происходит?
Зверский трансферный налог, обязаловка и массовые баны.
Если вы уверены, что владелец-идиот или жадный агент – это худшее, что только возможно, значит, вашим любимым игроком не интересовались в Китае. Полтора года мы жили с ощущением: сумасшедшие китайские клубы заберут любого. Алекс Тейшейра после классного сезона в «Шахтере» в феврале 2016-го вдруг проснулся игроком «Цзянсу Сунин». Потом были Лавесси, Тевес, Рамирес, Джексон Мартинес, Халк, Витцель... Высадился в Китае и 25-летний Оскар – парень, когда-то начинавший в Европе с дубля «Ювентусу» из-под Андреа Пирло.
Зимой китайские клубы потратили 331 млн фунтов, обогнав АПЛ с ее жалкими 215 млн. Это в 16 раз больше испанского рынка и даже больше, чем потянули Испания, Италия, Германия и Франция вместе взятые.
В погоне за лояльностью властей и бизнес-льготами клубы (вернее, компании, которые ими владеют) прожили эти насыщенные годы в параллельной финансовой реальности. Стремление угнаться за трендом на футбольную манию, заданным генсеком коммунистической партии и председателем КНР Си Цзиньпином, победило здравый смысл.
Ситуация вышла из-под контроля, что поняли и китайские чиновники. Бешеные траты объявили «сжиганием денег». Это вряд ли входило в план из 50 пунктов по реформированию футбола Китая, конечная цель которого – завоевание кубка мира.
Как это часто бывает, когда футболом управляет государство, вечеринку прервали слишком радикальным методом.
В Китае летнее трансферное окно распахнулось 18 июня. До закрытия чуть больше недели, но Диего Косту и Уэйна Руни здесь уже не ждут. Теперь китайской лиге совсем не до мегазвезд. В списке переходов Нин Ань, вернувшийся в «Гуанчжоу Фули» из аренды, и анонсированный еще зимой экс-нападающий «Боруссии» Адриан Рамос.
Адский налог на трансферы
С этого лета для китайских клубов действует 100-процентный (!) налог на покупку иностранных футболистов. Если убыточный клуб (крайне размытая формулировка, учитывая, что прибыльных фактически нет) тратит на легионера больше 5,2 млн фунтов, необходимо выплатить такую же сумму в фонд развития молодежного футбола. Ценник просто-напросто удваивается. Если кто-то планировал выложить за Диего Косту 80 млн, то теперь речь идет о 160 млн.
Владельцы команд узнали о новом правиле за три недели до открытия трансферного окна. Дико, но в Китае сейчас вообще лютуют.
Новый лимит
Новый лимит на легионеров выкатили за полтора месяца до старта чемпионата, когда составы уже были укомплектованы по старой схеме «3 легионера + 1 азиатский футболист» (как раз дополнительного игрока с некитайским паспортом и убрали).
Перед этим сезоном в Суперлиге решили позаботиться о местной молодежи: теперь в основе каждой команды с первых минут должен выходить как минимум один китайский футболист не старше 23 лет. Еще один должен быть в заявке.
К сожалению, в кабинетах забыли уточнить, сколько времени молодые китайские игроки должны проводить на поле. Формально юниора можно заменить уже на второй минуте – и нет разницы, на кого. Этим пользуются многие тренеры, популярна шутка: «U-23» значит меньше 23 сыгранных минут.
Чаще других за такую хитрость критикуют Андре Виллаш-Боаша. Давайте посмотрим, как стремительно развивается у португальца карьера 19-летнего защитника Чжан Хуачэня:
В 2018-м правило ужесточится. Клубам предстоит выпускать столько же молодых игроков, сколько и легионеров. Впрочем, Луис Фелипе Сколари, тренер бессменных чемпионов «Гуанчжоу Эвергранд» (6 титулов подряд) обещал выставить полностью китайский состав в 2020-м.
Новое поколение китайских футболистов – самое слабое в новейшей истории. Те, кто сейчас должен пробиваться в основные составы, росли на стыке 90-х и 00-х – как раз тогда, когда коррупционные и судейские скандалы опрокинули китайский футбол на самое дно.
Дисквалификация Оскара, Халка и Виллаш-Боаша
Весной китайский чемпионат показал два примера слишком старательной борьбы за имидж и раздутого почтения к иностранным звездам.
Полузащитник Цинь Шэнь из «Шанхай Шеньхуа» крупно влип, намеренно наступив на ногу Витцелю. Сначала показательную порку устроил клуб, забросив игрока в дубль на самую маленькую зарплату, оштрафовав и заставив извиниться по телевизору. Когда подключилась футбольная ассоциация, стало еще круче: Цинь Шэня наградили полугодичной дисквалификацией.
В том же матче попался одноклубник Шэня. Сунь Шилинь издевательски показал большой палец сопернику, не реализовавшему пенальти. Парню не повезло: пострадавшим оказался Алешандро Пато. Итог – двухматчевая дисквалификация и штраф примерно в 1500 евро.
С тех пор звездные легионеры успели вляпаться сразу в несколько неприятных историй – и реакция была совсем иной. Когда Халка пару месяцев назад обвинили в нападении на помощника тренера, то вдогонку полетели и обвинения в ненависти к китайскому народу. Лавесси (по некоторым данным – самый высокооплачиваемый футболист в мире) догадался сымитировать узкий разрез глаз на промо-фото. Эсекиэля обвинили в расизме, ему пришлось извиняться.
Карлос Тевес, получающий в неделю примерно 600 тысяч фунтов, поставил Суперлиге диагноз: «Здесь совсем другой футбол и другая поддержка болельщиков. Китайский футбол не достигнет этого уровня в ближайшие 50 лет. Местные игроки могут нанести тебе травму, даже не желая этого делать, потому что они неуклюжие».
А потом случился Оскар.
Полузащитник команды Андре Виллаш-Боаша «Шанхай Теллэйс» взбесился и пнул мяч в двух футболистов соперника. Начались разборки с участием всех игроков, запасных и тренеров.
Судья ограничился тремя желтыми и двумя красными карточками, но главное случилось уже после матча. Оскар получил 8-матчевую дисквалификацию (еще трем игрокам дали менее продолжительные баны). Началась дискуссия о чрезмерной крутости наказания. Не слишком ли это жестко для человека, который не нанес травму, не участвовал в драке и никогда прежде не удалялся? Бразильцу не дали шанс на апелляцию, а показательный характер наказания очевиден.
Конечно, эта история не могла просто так закончиться.
Вскоре два матча дисквалификации получили одноклубники Оскара – Халк и У Лэй. Нападающий и локально звездный полузащитник продемонстрировали майки со словами поддержки Оскара – и были отстранены и оштрафованы ассоциацией. Потом Виллаш-Боаша наказали за пост в инстаграме: «355 матчей в карьере; 5 лет в английской премьер-лиге; 47 игр за сборную Бразилии; 70 голов. НИ ОДНОЙ КРАСНОЙ КАРТОЧКИ!!! 8 матчей дисквалификации».
Эта история может сильно осложнить жизнь «Шанхай Теллэйс». Клуб продолжает погоню за гегемоном, «Гуанчжоу Эвергранд» Сколари, и держится в одном очке от первого места. Один матч без звезд и тренера «Теллейс» уже выиграли.
Судейские скандалы
Китайский футбол годами страдает от катастрофически низкого уровня судейства. Очередной скандал вспыхнул в матче второго дивизиона. К игре занимающего последнее место «Баодин Иньли Итун» было добавлено 8 минут. За это время соперник «Ухань Чжоэр» сумел заработать спорный пенальти (возмущенный тренер «Баодин» был отправлен на трибуну) и уйти от поражения.
На послематчевой пресс-конференции владелец «Баодин Иньли Итун» Мэн Юнли пообещал снять команду с турнира и в слезах рухнул на стол. Спич мужчины, доведенного судейством до истерики, был эмоционален: «Мы за честную игру. Мы не ожидаем изменений. Мы просто требуем объяснений. Мы не можем продолжать играть, пока в Китае такое отношение к футболу. Кто защитит моих игроков? Они будут презирать меня и клуб. Мы выходим. Нет смысла играть дальше».
Клуб не стал подавать соответствующую заявку в футбольную ассоциацию. Вместо этого вышло официальное заявление с извинениями от Мэн Юнли и сообщением об уходе эмоционального хозяина в отставку «по личным причинам».
Что ждет китайский футбол?
Основатель China Sports Insider Марк Дрейер, главный аналитик в области китайского спортивного бизнеса, утверждает: реформы китайского футбола придумывают люди, которые в нем не разбираются.
– Постановления пришли сверху от людей, которые на самом деле не понимают, как устроен футбол. Они думают: «Так, мы должны пресечь траты и привлечь молодых игроков – вот вам правило А, а вот правило B». Но все не так просто.
Дрейер прикидывает способы, как клубы могут подстроиться под новые правила трансферной игры. Возможно, они сосредоточатся на подписаниях возрастных свободных агентов, ненужных в Европе (но с серьезной зарплатой). Выходом из ситуации могут стать аренды – с внушительными компенсациями за них. Кроме того, хозяевам, одновременно владеющим китайскими и европейским клубом (вроде Suning Commerce Group с их «Цзянсу Сунин» и «Интером»), доступна простая обходная схема: европейский клуб покупает за большие деньги игрока и тут же отдает его в аренду китайскому.
От искусственного увеличения количества молодых китайских игроков Дрейер ожидает падение общего уровня футбола. Клубы могут пойти и на сокращение легионеров – лишь бы не выпускать неготовых юниоров (еще раз: в 2018-м количество легионеров в составе должно равняться количеству китайцев не старше 23). Цены на молодых китайских игроков взлетят – знакомая история?
Одно из прямых последствий трансферных и прочих ограничений: владелец телеправ на показ матчей китайской лиги хочет пересмотреть контракт. Недавно заключенное 5-летнее соглашение потянуло на 1,26 миллиарда долларов (в 20 раз дороже предыдущего соглашения).
Но без новых звезд интерес к чемпионату Китая упадет.
Фото: Gettyimages.ru/Masashi Hara; globallookpress.com/imago/BPI, Ding Ting/Xinhua/ZUMA Wire; REUTERS/Aly Song
Пожалуйста, киньте ссылку господину Мутко на этот пост