В руках Райолы. Интервью Джиджо GQ
Джанлуиджи Доннарумма получил свои суперсилы однажды днем, глядя в глаза соперникам. Ему было совсем мало лет – даже намного меньше, чем сейчас, когда Джиджо всего лишь 18. Он играл с детьми «Клуб Наполи», команды из Кастелламмаре ди Стабья, чье руководство с первых матчей поняло, что заполучило особенного паренька.
«Если в двух словах, я отбивал удары, которые ребенок моего возраста не должен был отбивать. Я особо не задумывался над этим тогда: прыгал за самым сложным мячом, ловил его или отбивал на угловой, и тут же становился на ноги. И вот тогда я поднимал взгляд на одноклубников и соперников и видел, как они таращат глаза – в том числе и тот, кто бил, а теперь не понимал, как же мяч не оказался в воротах. Партнеры по команде быстро привыкли, они были в восторге от того, что их ворота вроде как заколдованы, и я радовался вместе с ними. А соперники менялись, матч за матчем, но не менялось выражение их лиц».
- А еще соперники становились все взрослее, ведь в «Клуб Наполи» понимали, что не стоит терять время, и быстро перевели тебя в команду старшей возрастной категории.
«Впервые я попал к ним в четыре года, меня привел дядя Энрико, который, к сожалению, очень рано скончался. Потом меня водила на футбол мама – я не стесняюсь, что маменькин сынок – и я долго требовал, чтобы она стояла за моими воротами, иначе я начинал плакать. Думаю, выглядело это все очень странно: высокий и большой мальчик – я был намного больше детей своего возраста – который оставляет в дураках нападающих, отбивая самые сложные их удары, но начинает рыдать, как только мама отлучается за кофе».
«Из ряда вон выходящий» - хорошее словосочетание, чтобы охарактеризовать этого 18-го парня ростом почти два метра, который, учитывая жару конца мая, пришел на встречу в футболке и шортах. И тем самым неосознанно подчеркнул свое сходство с супергероями – помните, как Брюс Баннер превращался в Халка и на нем рвалась одежда? На Джиджо шорты кажутся брюками, которые не подошли ему по размеру. Но все-таки мне на ум приходит другой супергерой, когда я смотрю на сейвы Доннаруммы: Рид Ричардс, Мистер Фантастик из Фантастической Четверки.
Их было четверо. Во время миссии в космосе они подверглись излучению, которое изменило их ДНК и наделило суперсилами: тело Рида стало эластичным, его руки и ноги при необходимости становились длиннее, он мог достать предметы, находящиеся на большом расстоянии. Когда я вижу, как Доннарумма растягивается, отбивая пущенный низом мяч – а для вратаря с его ростом удары низом вообще-то должны быть проблемой – мне кажется, что он обладает теми же способностями, что и Мистер Фантастик, что его руки становятся два метра длиной, а пальцы увеличиваются до пятидесяти сантиметров. Из последних матчей стоит вспомнить сейв после удара Кессье из «Аталанты» - тот целился в нижний угол и опешил, когда Джиджо спас ворота.
- Ты читал в детстве комиксы о супергероях?
«О Микки Маусе, когда ездил на выезды, в поезде. Но быстро перешел на смартфон».
- Но Микки Маус – не супергерой.
Он соглашается. Он никогда не реагирует агрессивно – мол, «кто это сказал?!», даже не думает об этом. Джиджо – очень воспитанный парень. Родители, учителя и тренеры постарались на славу: каждый вечер он звонит бабушке Нунции, сейчас они обсуждают, как она впервые прилетит в Милан на самолете. Его первого тренера звали Эрнесто Ферраро, он уже работал с братом Антонио, который на девять лет старше.
«Я шпионил за Ферраро, когда на тренировки приходил мой отец, ведь они часто говорили обо мне. Со мной тренер вел себя, как со всеми остальными ребятами, но с папой общался откровенно – я чувствовал, что речь идет о моем таланте и моем будущем. Поначалу мой отец думал, что я на том же уровне, что Антонио. Но Ферраро сказал ему, что я способен на большее».
Антонио Доннарумме 27 лет, он вырос в «Милане», а дебютировал в Серии А за «Дженоа» в 2013-м году. Сейчас он выступает за «Астерас», в Греции. Антонио был и во многом остается примером для подражания Джиджо, старшим братом, на которого хочешь быть похожим. Поэтому в «Милане», обсуждая новый контракт вратаря, даже рассматривают вариант вернуть Антонио в качестве его дублера.
- Ты был бы рад?
Молчание в ответ на вопрос говорит о деликатности темы. Джиджо берет паузу, пусть и небольшую. «Давайте я попробую объяснить. Конечно, я был бы рад, если бы Антонио был рядом, мне его не хватает: его советов, шуток, ворчания. Он – мой ориентир, и было бы очень здорово постоянно видеть его в повседневной жизни. Но как вратарь Антонио хочет играть, он – хороший вратарь».
Очевидно, что подразумевает Джиджо. Он не хочет ранить Антонио и не говорит, что тому не по силам отобрать у него место в основе. К тому же, Антонио – действительно хороший вратарь.
Доннарумма очень аккуратен в своих ответах, он ведет себя, как взрослый, а не как тинейджер, заботится о чувствах близких ему людей. В голову приходит история его дебюта в Серии А, против «Сассуоло», когда опытный основной вратарь «Милана» Диего Лопес неожиданно оказался за бортом.
- Он плохо отреагировал, даже обратился с вопросами к Михайловичу. А тебе что-то говорил?
«Я был очень смущен. Когда тренер сказал мне, что я дебютирую, я был на седьмом небе от счастья. Сразу позвонил домой, хотел, чтобы папа и мама были на стадионе. В этот раз я бы, конечно, не плакал, но очень хотел их видеть на «Сан Сиро». А потом я зашел в раздевалку, все меня поздравляли, подбадривали. А я ждал, когда посмотрю в глаза Диего. Он всегда хорошо ко мне относился, а тут остался в запасе из-за меня. Я не знал, как поступить, не знал, нужно ли мне подойти к нему или нет… В общем, было очень неудобно. В итоге проблему решил он сам, когда мы уже выходили на поле. Перед тем, как пойти на скамейку, подошел ко мне, обнял и сказал на ухо: «Покажи, на что способен, и завоюешь признание всех. Я в этом уверен». Мне было очень приятно».
- Синиша сделал тебе комплимент на следующий день.
«Да. «Милан» выиграл, но я пропустил гол после удара, который мог отбить – Берарди со штрафного. Михайлович показал мне видео своего гола Тольдо – мяч был пущен по идеальной траектории, без шансов. И сказал что-то вроде «когда игрок умеет бить…». Мне сразу стало легче».
- А как произошла встреча с Буффоном?
«Буффон – это легенда. Футболист, который заставил всех полюбить себя. Он дал мне несколько советов».
- Сказал, кто будет его наследником в сборной?
«Нет. Или я не понял. Когда мы тренируемся вместе, я пытаюсь перенять у него что-то, он ведь в великолепной форме до сих пор. Те, кто думает, что он играет, потому что его фамилия – Буффон, ничего не понимают».
- То есть, в следующем году никакой конкуренции не будет? Буффон – основной вратарь на своем последнем чемпионате мира, а ты – дублер?
«Вратарь всегда должен быть готов. Но я, конечно, не прошу, чтобы меня ставили в основу. Никогда так не делал. Я тренируюсь и не думаю об этом, знаю, что мне еще есть, над чем работать. К тому же, я не из тех, кто вставляет палки в колеса конкуренту. Тем более, Буффону…».
23-го декабря прошлого года, Доннарумма выиграл свой первый трофей как раз в матче против «Ювентуса» и Буффона – Суперкубок Италии. Его вклад в победу был достаточно банальным – Джиджо отбил пенальти в исполнении Пауло Дибалы в послематчевой серии, а после этого Пашалич забил решающий гол. Будущие суперзвезды вскоре снова встретились, и Дибала воспользовался шансом отыграться – принес «Ювентусу» победу в чемпионате, реализовав 11-метровый.
«Через полчаса после матча Пауло пришел ко мне в раздевалку. Он вежливо подождал немного – как вы помните, после финального свистка я был очень зол, не знаю, как бы отреагировал на его визит. Но спустя полчаса я уже успокоился. Он подошел с улыбкой, дал мне пять и сказал: «Теперь счет 1:1». Значит, он думал о пенальти в Дохе, это не давало ему покоя».
Вряд ли они встретятся на чемпионате мира в России, а вот на следующем мундиале – в Катаре – вполне может повториться дуэль «Д против Д», в матче между Италией и Аргентиной. Звезды – они такие, даже в командной игре видят возможность для индивидуальной борьбы.
- Ты пересматривал потом, как буянил после того пенальти на 94-й минуте?
«Да, я потерял контроль, и мне это не понравилось. Я работаю над собой. Я пришел к выводу, что в той ситуации любое решение могло быть правильным. Но арбитр поддался влиянию стадиона – болельщики «Юве» очень на него давили».
- Лучше вспоминать матч за Суперкубок.
«В Дохе я выиграл свой первый трофей, это было невероятно. Отбитый пенальти Дибалы – лучший момент в моей жизни. На поле я веду себя спокойно, мне нравится играть. Но на самом деле я очень эмоционален, и выиграть Суперкубок с «Миланом», моей командой, было невероятно важно и приятно. Я весь вечер обнимал одноклубников, то же самое было и после завоевания путевки в Лигу Европы. Меня радует мысль о том, что по четвергам мы будем играть в еврокубках. Это отличная возможность для роста, то, что мне нужно».
- Так ты остаешься в «Милане»?
Момент настал. Время выхода ежемесячного журнала не позволяет говорить об актуальности момента, но для итальянского футбола (и не только) контракт Доннаруммы – тема дня, месяца и, возможно, даже года. Игра в шахматы между новым руководством «Милана» и агентом Джиджо, Мино Райолой, в разгаре. Но очевидно, к чему склоняется молодой вратарь.
«Я очень привязан к «Милану». И я спокоен, потому что все стороны этих переговоров знают о моем желании».
- Исходя из твоих слов, у твоего агента непростое задание…
«Я ведь не зря выбирал лучшего… Шутки в сторону, Я, Мино, Энцо Райола, который первым меня заметил, моя семья – это команда. У «Милана» новое руководство, мы с ними еще должны познакомиться. Мои приоритеты все знают, но я считаю правильным, чтобы мои интересы были представлены как можно лучше».
- В 18 лет ты уже можешь покинуть интернат «Милана» и жить сам. Волнуешься?
«Признаюсь – очень. Я чувствую, что готов, хочу поскорее уехать, пусть мои родные и не считают меня достаточно взрослым. Я ищу большой дом, где будет место для всех дорогих мне людей. Центр Милана прекрасный, так что я хочу жить там.
- Это допускает переход в другую миланскую команду…
«Думаю, Ханданович – очень сильный вратарь. «Интеру» не нужен новый голкипер».