Сборная без Руни. Фокус на коллективную игру
Уэйн Руни не вызван тренерским штабом сборной Англии на летнюю серию матчей против Шотландии и Франции. Как считает обозреватель ESPN Майкл Кокс, национальной команде в отсутствие многолетнего лидера предстоит сфокусироваться не на поиске нового вожака, а на коллективной игре, которая не должна зависеть от одного футболиста.
Задам два простых вопроса. Первый: кто был ключевым игроком сборной Испании на победном Кубке Мира в 2010 году? Второй: кто был ключевым футболистом немецкой сборной на Кубке Мира трехлетней давности? Уверен, единственно верного ответа не последует.
Например, рассуждая об Испании, можно назвать по меньшей мере три фамилии. Это Хави, организатор всей игры в середине поля; это Андрес Иньеста, который связывал среднюю линию с атакующей; это Давид Вилья с его невероятным голевым чутьем.
То же самое было и у сборной Германии через 4 года: голкипер-либеро Мануль Нойер, универсал Филипп Лам, распасовщики Кроос и Швайнштайгер, а также блестящий финишер Томас Мюллер.
Вы понимаете, к чему я клоню. Последние два обладателя Кубка Мира и две доминирующих сборные десятилетия не строили свою игру вокруг кого-то одного. Это были сплоченные команды, гармоничные во всех линиях, с классным подбором футболистов, которые зависели не от лидера или капитана, а от игровой системы.
А в это время, пока кто-то доминировал, Англия тратила время на то, чтобы найти, наконец, свой тактический рисунок, и сегодня команде предстоит перейти к решению главной задачи в рамках этого поиска: отказу от футбола, который строится вокруг одного игрока. На протяжении последней четверти века английский футбол был полностью одержим концепцией сверхличности в сборной, суперзвезды, которая должна солировать и вести остальных за собой.
За 25 лет в этой роли себя пытались найти четверо. Сначала таким человеком был Пол Гаскойн, который стал одним из героев Кубка Мира 1990 года, дирижируя крепкой английской полузащитой. Тот турнир завершился для поклонников сборной слезами, ведь их любимая команда упустила долгожданную медаль чемпионата. Но Gazza оставался любимцем публики и после него, добившись еще большего признания на Евро-96, особенно в матче против Шотландии, который стал вершиной карьеры футболиста.
Невключение Пола в заявку на следующем Кубке Мира означало, что его роль буквально эстафетой была передана Майклу Оуэну, который начал турнир на лавке, однако оставался в центре внимания медиа, и любители футбола ждали момента, когда он, наконец, станет ведущим нападающим сборной. Оуэн забил выдающийся мяч в ворота Аргентины после классного сольного прохода, который оказался первым большим шагом форварда на пути к "Золотому мячу" 2001 года. Но, как часто бывает, первые крупные турниры стали лучшими в карьере футболиста, и дальше он переживал сложные моменты в составе сборной на мировых и европейских чемпионатах.
Именно в такой момент засияла звезда Дэвида Бекхэма, который исполнил свой знаменитый штрафной удар, фактически выведший сборную Англии на Кубок Мира 2002 года. Дэвиду не хватало талантов, которыми были наделены другие ярчайшие футболисты того времени, но именно Бекхэм стал самым известным в мире футболистом в начале века. Самым известным, но не самым лучшим. И, как это бывает, был момент разочарования. К тому Кубку Мира он подошел не в полной готовности, и, пожалуй, так и не показал своего максимума в составе сборной на крупных турнирах.
Затем пришел Уэйн Руни. В его истории есть знакомые главы: рано раскрывшийся талант, ярчайший период, определенное разочарование. Руни - рекордсмен среди бомбардиров сборной Англии, но его выступления на крупных турнирах были недосказанными, особенно в тактическом плане. Тренеры не могли найти ему конкретную роль на поле, все равно строя игру вокруг него, и это проблема. Рано или поздно Руни должен был оставить сборную, и теперь в составе просто нет ни одного выдающегося игрока современности. Но это, бесспорно, хорошо.
Сегодня Англия - это коллекция талантливых, молодых и самоотверженных футболистов, среди которых сложно выделить одного ключевого. Харри Кейн, трижды подряд забивающий за сезон более 20 мячей? Адам Лаллана, умный плеймейкер, который диктует темп игры, по-умному перемещаясь по полю и создавая идеальные треугольники в комбинациях с партнерами? А может, лидер - это Деле Алли, который невероятно остро подключается к атакам из глубины и постоянно создает дополнительную угрозу чужим воротам?
Кроме того, есть Маркус Рэшфорд, Рахим Стерлинг, Росс Баркли, Алекс Окслэйд-Чемберлен и Эрик Дайер - все они входят в число ведущих футболистов Премьер-Лиги, всем 23 года или даже меньше. На данный момент они находятся на подступах к той ситуации, когда их можно считать железными игрокам стартового состава сборной, но, учитывая, как каждый из них провел уходящий сезон, нет причин, по которым они не могут утвердиться в данном качестве к лету 2018 года.
Самым важным же в настоящее время является тот факт, что английский футбол, кажется, более не увлекается кем-то конкретным. В течение следующих нескольких месяцев, перед Кубком Мира, безусловно, будут предприняты попытки по продвижению кого-то одного, возможно, либо Кейна, либо Алли в зависимости от их формы в первой половине следующего сезона. Это будет делаться по соображениям маркетинга: продвижение конкретных игроков всегда более сильный ход, в отличие от целых команд, и футбол давно идет на поводу у требований спонсоров.
И пусть с точки зрения маркетинга существует потребность в отдельно взятой звезде, но это не должно переноситься на тактические планы Гарета Саутгейта при подготовке к Кубку Мира в России. Футбол сборной Англии давно ассоциируется с неспособностью создать или придерживаться определенной философии, и виновата в этом, в том числе, настоящая одержимость отдельными персонами - стиль команды определялся не мировоззрением талантливого сообщества футболистов, а необходимостью игры вокруг Руни или Бекхэма.
Остается лишь выяснить, является ли Саутгейт человеком, который способен выстроить такой футбол. От прежнего менеджера сборной Англии Сэма Эллардайса, чей преждевременный финал в этом качестве оказался несколько печальным, было удивительно слышать после первой же встречи, что "ему не нужно было рассказывать Уэйну Руни о том, как играть". Это послание как бы намекало: Большой Сэм уготовил для манкунианца роль свободного художника, рискуя навредить командной игре. Саутгейт же, кажется, поспешил подвести черту под международной карьерой Руни, сделав это тихо, спокойно и с минимальной суетой.
Игрокам сборной Англии сегодня, вероятно, не хватает необходимого уровня, чтобы выиграть мировой чемпионат в следующем году - некоторые по-прежнему считают современное поколение футболистов "потерянным", заверяя, что в традиционные пиковые периоды у команды нет действительно выдающихся атакующих игроков. Но это, безусловно, лучше, чем когда один игрок является единственным центром всеобщего внимания, а прогресс в сборной подрастающего поколения словно сдерживает его присутствие. Пожалуй, впервые за долгое время будущее футбольной Англии выглядит относительно ярким.