Возвращение в Эдем
«Зенит» в это межсезонье переживает настоящую кадровую революцию, причём едва ли не на всех этажах клубной вертикали. На руководящие административные посты вернулись хорошо знакомые на берегах Невы персонажи – Сергей Фурсенко и Константин Сарсания, лавным тренером команды стал итальянец Роберто Манчини, а капитан и лидер «Зенита» последних лет Данни команду покинул. К первым двум у отечественной футбольной общественности разное, подчас весьма сложное отношение. Особенно это касается Фурсенко, успевшего засветиться ещё и на должности президента РФС, где оставил о себе довольно противоречивые воспоминания. Но, в любом случае, трудно отрицать, что именно с их именами связаны самые крупные успехи питерцев на международной арене. Именно их детищем стала команда Дика Адвоката – пожалуй, лучший «Зенит» XXI века.
Сто касается персоны главного тренера, то здесь всё гораздо сложнее. Тренерская ипостась – вещь во многом инерционная. Тут в полной мере работает знаменитый постулат: сначала ты работаешь на имя, потом имя работает на тебя. И весьма часто оказывается, что дистанция между именем и собственно человеком – это «дистанция огромного размера». Или piu grande del mare, как пел в своё время Адриано Челентано. В случае с Манчини, как кажется, мы имеем дело именно с таким случаем.
Признаюсь, в своё время он был мне весьма симпатичен как тренер. Когда только начинал свою большую тренерскую карьеру – сначала в «Лацио», потом в «Интере». Именно его первый заход в «Интер», на мой взгляд, стал вершиной его тренерской карьеры. Потом был «Манчестер Сити», где собственно тренерская работа всё больше уступала место гламуру. Да, там он выигрывал чемпионат Англии, но в Лиге чемпионов, имея неограниченные ресурсы, не смог показать ничего. И именно с этого момента имя начало всё больше превалировать над реальным человеком. После «Сити» были «Галатасарай» и второй заход в «Интер». Что там, что там у Манчини, по большому счёту, мало что получилось. Хотя были локальные успехи. Например, с турецким клубом в 2013 г. он вышел в плей-офф Лиги чемпионов, обыграв в решающей игре сам «Ювентус». «Интер» Манчини в прошлом сезоне, на фоне временных трудностей тех же туринцев, некоторое время возглавлял турнирную таблицу. Но всё это оказалось лишь эпизодами. Итоговый результат был плачевен.
Известно, что Манчини – креатура Сергея Фурсенко, который в своё время уже дважды пытался затащить итальянца в Северную Пальмиру. Получилось, как видим, только с третьего. Но дело здесь наверняка не только в личной симпатии нового-старого зенитовского босса, но и в чём-то ином. Например, в неких тренерских, личностных качествах одного из лучших итальянских футболистов 90-х гг. Про личностные качества судить не берусь, но его тренерские возможности на сегодняшний день выглядят весьма сомнительно. Последние лет пять его карьера медленно шла по убывающей, и логичным продолжением этого тренда стал бы хлебосольный Китай. Кстати, показательно, что заинтересованность в его услугах за последнее время не выказал ни один большой итальянский клуб. Манчини всё больше стал напоминать футбольного пенсионера а ля Арриго Сакки или Марчелло Липпи. И есть большие сомнения, что это именно то, что сейчас нужно «Зениту».
Приглашение Манчини идеально укладывается в концепцию тренерских назначений «Зенита» последнего десятилетия. Главное требование к потенциальному наставнику питерцев формулируется просто. Это должен быть иностранец с громким европейским именем, под которого можно приобретать звёздных новичков. Иначе говоря, идеальный тренер в этой парадигме – это пиар-витрина, которая при этом обладает определённым тренерским уровнем. С пиаровской функцией итальянец, по-видимому, справится, а вот вторая составляющая на сегодня под большим вопросом. Между тем, Манчини явно приглашается не просто так, а под конкретную задачу – возвращение на чемпионскую вершину в России и успешное выступление в Европе. Но под это дело газпромовскому начальству придётся изрядно раскошелиться. Начиная с «Сити», Манчини привык работать с топ-игроками, пользуясь неограниченными возможностями клубного руководства. И только в таких условиях он добивался каких-то результатов. А вот во второе пришествие в «Интер», когда миланский клуб стал заметно слабее самого себя чемпионских образцов, никаких успехов итальянцу добиться не удалось. В этой связи, кстати, хотелось бы отметить, что если уж обращаться к итальянскому тренерскому рынку, то более очевидным вариантом выглядел бы, например, Роберто Донадони. Великий в прошлом игрок «Милана» на тренерском поприще в основном работал с середняками итальянского футбола, но зарекомендовал себя грамотным специалистом, способным добиваться результата с имеющимся материалом.
Впрочем, руководство «Зенита», как всегда, пошло своим путём, где форма превалирует над содержанием. И будущее этого проекта на сегодня в тумане.