«Этого я никогда не забуду». Финал кубка страны глазами болельщиков «Айнтрахта»
Перевод статьи про финал кубка Германии против «Боруссии» глазами болельщиков «Айнтрахта».
***
«Этого я никогда не забуду»
Около 30 тысяч болельщиков из Франкфурта приветствуют в Берлине праздник футбола. Их желание выиграть титул огромное, но в этот раз – только разочарование. Тем не менее, на Олимпийском стадионе открывается потрясающая картина.
У начальника поезда есть необычная просьба. После того, как поезд выехал из Франкфурта, сотрудники Дойче Бан (Deutsche Bahn AG — германская компания, основной железнодорожный оператор - примечание редактора) к своему обычному приветствию прибавляют: «Если у кого-либо еще есть два лишних билета на финал Кубка, ему следует связаться с проводником».
В первом вагоне скоростного поезда в Берлин слышен смех. С шипением Давид открывает свой «орлиный бокал», банку кислого сидра, на которой изображена эмблема Франкфуртского «Айнтрахта» – орел.
– Я бы не отдал свой билет за никакие деньги мира, – говорит он.
С шести часов утра Давид со своими друзьями Нико и Тобиасом находятся в пути на финала Кубка, и вот настало время для первого прохладительного напитка. Давид поднимает свой «бокал» и торжественно озвучивает то, на что надеются все болельщики Франкфурта в финальной игре против «Боруссии» из Дортмунда: «Я хочу хоть раз порадоваться последним. В самом конце, после всех других команд. Хотя бы раз».
***
«Распределительные бои»
Около 30 тысяч жителей Франкфурта в субботу едут в немецкую столицу на финал Кубка. Некоторые находятся там уже с пятницы, большинство приезжают в Берлин только к концу игрового дня. Сразу после неожиданной полуфинальной победы над «Боруссией» из Мёнхенгладбаха Давид заказал стол на четверых, в меню только напитки, колбаса (острая салями) и хлеб. Из знакомых Давида многие хотели бы поехать. Билетный ажиотаж походил на распределительные бои, в которых каждый участник старался задействовать все свои связи и контакты, чтобы получить желаемые билеты.
Говорят, что только «Айнтрахт» мог продать более 100 000 билетов на финальную игру на Олимпийском стадионе. Хотя на самом деле их оказалось около 20 000. Давид получил свой билет через фан-клуб «Айнтрахта». С 1989 года он постоянно ходит на стадион, долго стоит в G-блоке, и уже в течение многих лет использует абонемент на боковую трибуну Вальдстадиона. В 1988 «Айнтрахт» выиграл последний трофей - 1:0 в немецком финале Кубка против Бохума. Гол, забитый со штрафного удара Лайошем Детари, до сих пор стоит у Давида перед глазами.
***
Всегда ликовали другие
С момента своего первого посещения стадиона в сентябре 1989 года он видел много побед «Айнтрахта», но еще больше поражений. «И в самом конце, всегда ликовали другие». Это был Кубок УЕФА, это был Кубок Германии. Это было в 1992-ом году в Ростоке, когда Давид смотрел со стадиона, как его команда проиграла чемпионат. Тогда ему было 17. В самом конце праздновали не болельщики» Айнтрахта», а «Штуттгарта».
Сейчас все должно быть по-другому. Поезд полон болельщиков «Айнтрахта» с майками, шарфами, флагами и футболками, на которых изображен лозунг Франкфуртской миссии: «Орел на взлете». У болельщиков огромное желание выиграть титул.
– Мы просто снова в деле, - говорит Нико и открывает вторую банку сидра.
Отдельные болельщики Дортмунда, едущие в первом вагоне, видят это, конечно, по-другому. Три раза подряд команда «Боруссия» выходила в финал Кубка.
– Я был каждый раз там, – говорит Хенни и наклоняется к болельщикам Франкфурта.
Это воспринимается как хорошее предзнаменование.
– Тогда мы рады, что ты и в этот раз также здесь, - отвечает Нико.
Берлин переполнен. В пригородных поездах сталкиваются футбольные фанаты с посетителями Евангелической церкви. По Шпрее проплывает под мостом на Фридрихштрассе лодка, на палубе сидят дортмундцы – и тотчас же наверху формируется небольшая компания франкфуртцев и кричит: «Здесь правит SGE! (Объединение «Айнтрахт» Франкфурта)». Мужчина реагирует пренебрежительно, но мирно.
– Наслаждайтесь своим днем, люди, - говорит Тобиас трем проходящим дортмундцам. –Сегодня вечером вам не над чем будет смеяться.
***
Праздник фанатов на Алекс-Майер-Платц
Немецкая футбольная ассоциация назначила игру на нейтральной территории. Это значит, что болельщики Франкфурта во время игры и для раскачки «волны» могут располагаться напротив ворот Марафона, а празднование фанатов будет проходить на Александрплатц, тогда как «Боруссия» присоединится к большому финалу со стороны Мемориальной церкви. В этот день весь город как в пекле: солнце жарит с голубого неба, воздух «стоит».
Ближе к часу Давид встретился со своими друзьями на Александрплатц. Один фанат переклеил вывеску в метро и переименовал место в Алекс-Майер-Платц. Франкфуртцы ищут тень. Трое мужчин бредут к фонтану Дружбы Народов. На их майках изображены имена великих времен: Йебоа, Байн, Кёрбель. Позже станет ясно: смогут ли нынешние игроки сегодня стать памятными и дать своим поклонникам возможность ликовать последними.
Полиция незаметно стоит на заднем фоне. Несколько болельщиков не вынесли опасного сочетания жары и алкоголя, поэтому должны покинуть поле. В остальном все спокойно. На сцене Алекс интервьюирует модератора Драгослава Степановича.
– Финалы не играют, – говорит бывший тренер «Айнтрахта» болельщикам. – Финалы выигрывают.
***
Сидр на берегу реки Шпрее
Сегодня сидр, как и шляпы от солнца, давно распродан. Кумир «Айнтрахта» Александр Шур проходит мимо, он нарисовал на лице буквы «SGE» и несет упаковку из шести банок лимонного пива.
–Шуи, у тебя есть с собой футбольные туфли? - спрашивает Нико.
Шур смеется. Хлопает по плечу. Они знают друг друга. Все делается для этого великого дня. Около четырех часов франкфуртцы покидают Алекс-Майер-Платц. Давид со своими приятелями ненадолго заходят в свой хостел. В Берлине было сложно отыскать комнату, они живут втроем с тремя посетителями церкви в комнате для шестерых человек. Потом они направляются в сторону стадиона.
Его размер и ширина впечатляет. Давид был здесь 11 лет назад, когда «Айнтрахт» играл дождливым апрельским днем в финале Кубка против «Баварии».
До сих пор говорят, что у тогдашнего капитана Иоанниса Аманатидиса был большой шанс. «Если бы он все сделал чисто». Но он не сделал. В конце праздновали болельщики Мюнхена, а франкфуртцы, иногда противоречивые, но самые преданные, как один ждали другого финала.
Масштабы этого стремления видны на стадионе. Фан-клубы попросили всех участников заплатить на пять евро больше за билет в качестве пожертвований для хореографии. Давид сделал это. На всех сидениях лежат унифицированные футболки и черно-белые флаги. Франкфуртская группа «Танкард» играет «Черно-белый, как снег». Певец Герре выкладывается по полной. Волна болельщиков подпевает. Возникает потрясающий многоголосый хор, полный надежд и ожиданий. Мурашки.
По прибытию всех команд, разворачивается огромный кусок ткани, на котором изображен орел Аттила, держащий трофеи. Давид стоит под изображающим его кубком. И опять мурашки.
Для сторонников это не просто игра между двумя командами, но и дуэль между фан-лагерями. Черно-белая «волна» на этот день самый фотографируемый мотив: воинственно раскачиваясь после 0:1 «В сердце Европы, находится мой Франкфурт-на-Майне!»
***
«Мы можем это сделать!»
У ворот Анте Ребик ломает все преграды – 1:1! В одну секунду появляется ощущение неограниченной власти, появившееся с момента последнего титула. На Давида обрушивается поток из пива, после ликования Тобиаса половина его солнечных очков висит на майке, другая лежит на земле. Какая разница?! Внушительное антифонное пение сопровождает команду оставшееся время первой половины. Сначала поет верхний ярус восточной волны и машет флагами, потом нижний ярус. У Давида слезы на глазах. «Мы сможем это сделать!»
В перерыве фанаты освистывают Хелену Фишер. Это очевидный признак коммерциализации футбола, который представляет собой 4-минутное выступление.
– Это никому не нужно,– говорит кто-то – Мы хотим футбол, а не Фишер!
Они получают футбол во втором тайме, хотя и не особенно хороший. У поддержки есть только одна пауза: когда судья свистит штраф. Опытный Обамеянг наносит удар – 2:1 в пользу Дортмунда!
Но даже тогда ни один болельщик не сидит на своем месте, никто не сдается. До финального свистка. Потом приходит разочарование. Зрелые мужчины плачут, многие прячут слезы за солнечными очками. Безмолвное мгновение с последующим болезненным осознанием того, что празднуют снова другие. В последний раз образуют фанаты и команда единую волну, разочарованного, но гордого единства, и с поднятыми головами покидают стадион.
Ночью на улицах Берлина происходит обмен мнениями фан-лагерей. Один из дортмундцев спрашивает без злого умысла Давида, больно ли ему. В каждом кабаке, в каждом баре: тот, кто видит фанатов, не может по их настроению узнать, кто победил. Болельщики Франкфурта ведут себя как достойные проигравшие и наслаждаются своей поездкой в Берлин в полной мере.
– Кто знает, когда это произойдет в следующий раз? – говорит Нико.
Поздно ночью официанты приносят в "Сильберфиш" еще один круг пива.
– Когда матч-реванш? – спрашивает Тобиас.
Это вызывает бурю смеха. Светает. Группа из Дортмунда хвалит ярые достижения «Айнтрахта» и поддержку их фанатов. Танцуют и смеются. Давид поднимает стакан. В финале на стадионе праздновали другие. Как всегда с 1988 года, как всегда, с тех пор, как он ходит на финальные игры на стадион.
– Не имеет значения, ребята,– говорит он. – Этого я никогда не забуду.
За соседним столом поют четыре болельщика из Франкфурта: "Мы видели «Айнтрахт» в финале".
Молчание, аплодисменты, скорбь.
Автор: Дэниел Шлидт
P.s.
Перед кабаком болельщиков «Джи-блок» стоит Роман Кантузар. Хозяин прислонился к стене и уже не так оптимистичен. Он предсказывал счет 1:0 в пользу «Айнтрахта», но сейчас франкфуртцы остались далеко позади.
– Чтобы эта ставка сыграла, – говорит Кантузар.
Он смотрит в телевизор прямо в тот момент, когда Анте Ребик забивает гол, что вызывает не только у Кляйнен Риттергассе, но и у Альт-Заксенхаузен тройной крик радости. Почему тройной? Потому что скорость отправки фотографий из Берлина в разных барах разная. Сначала ликуют фанаты "Шиша-Лаундж Диван", потом после шести секунд каждый в "Крейзи Бар" и наконец следующие две секунды люди из "Обербайерна". И так по очереди.
Еще задолго до начала финала в столице перед баром "Фенстергуке" видят Марио Джакоби, одетого в трико полузащитника Марко Фабиана. Он раскладывает свой шарф на столе, светит солнце, все готово. Как и многие другие, он ставит на 1:0 или пенальти. Из "Айзенен Хан", что находится через две двери дальше, вещает Хелена Фишер с песней "На последнем дыхании", которая будет выступать в перерыве матча на Берлинском Олимпийском стадионе. Теперь с экранов телевизоров подмигивает огромная пчелка Эмма - талисман соперников из «Боруссии». На устройстве "Аффентор-Шенке", однако, видны только черно-белые помехи. Наконец появляется цвет. Специально из Хоххайма приехали Кристиан Мюк и Давид Йотта. В течении нескольких недель они пытались достать билеты на финал. Бесполезно. Мюк ставит на 2:1, Йотта - 2:0. За «Айнтрахт», конечно.
– Если они победят, мы пройдем прямиком в Старую Ратушу, чтобы встретиться с командой.
В то же время, в "Обербайерн" сидит болельщик, с платком «Айнтрахта» на голове, время от времени пытаясь сломать бокал. Улицы барных кварталов медленно заполняются. Наконец, мест остается совсем мало, большинство баров заполнено толпой людей. Все хотят увидеть «Айнтрахт» в финале сегодня - помимо постоянно проходящих мальчишников и девичников. Начинают петь первые песни.
– Мы выиграем кубок DFB, и мы станем немецкими чемпионами, чемпионами!
Уже несколько минут после начала становится ясно, что большинство телевизоров быстрее, чем другие. Пропущенный гол - впервые наступает тишина. Очень медленно возвращается настроение. Давид Йотта, который в самом начале не мог усидеть на своем месте, опять в хорошем расположении духа.
– Еще может быть 2:1, – надеется он.
Во второй половине Йотта со своим приятелем ходят от телевизора к телевизору, они нервно прислоняются к деревьям, неоднократно присаживаясь на них. Удар через себя в падении Обамеянга, спасает Фабиан. Фанаты теперь бодрствуют и кричат: "Айнтрахт! Франкфурт!"
Но вдруг, настроение резко падает: Градески нарушает правила, фолит против Пулишича. Штраф. Гол. Безмолвие.
Ликование возвращается лишь тогда, когда Алекс Майер выходит на замену. Но даже "футбольный бог" не может спасти ситуацию. Финальный свисток. Повсюду скорбь. У пробегающего мимо мужчины слезы в глазах. Только один счастлив, Стефан Майшак, который следил за игрой на Гросен Риттергассе в трико команды «Боруссии». Находится в Кляйне Риттергассе он бы не посмел. Но пару комментариев о себе он все-таки услышал. Но с этим он, конечно, проживет....
***
Все, кто дочитал до конца, получают +10 к удаче любимой команды!
Смотрите немецкий футбол, подписывайтесь на наш блог, твиттер и паблик!
***
Атмосфера и накал вне и на игре были выдающимися. Сложно представить, что творилось, если Айнтрахт выиграл бы.