18 мин.

Неожиданный запланированный триумф

Знаете, сегодня я не буду делать экскурсы во времена, давно прошедшие. Я никогда не знаю заранее, какие аллюзии придут мне в голову до того, как прозвучит финальный свисток. Даже не так – сюжет обычно приходит, когда прошедший матч уже «утрясся» в мозгах, когда игра обретает понятный сюжет.

Но после воскресной встречи «Зенита» и «Ростова» на такие раздумья, во-первых, нет времени, во-вторых, в три часа уместилось столько эмоций и событий, что каких-либо сравнений и не надо.

Да и о самой игре рассуждать можно с большой натяжкой. «Ростов» приехал в Петербург именно поиграть в футбол. Иных задач у южан не было. Нет, вполне возможно, что им были обещаны хорошие премиальные за победу над «Зенитом», я лично не только не против такого стимулирования, а всемерно его поддерживаю, но тогда подопечные Протасова своей игрой такое предложение тщательно замаскировали. В принципе, их осторожность понять можно: стимулирование на выигрыш юридически от подкупа на проигрыш пока не различается. «Ростов» вышел играть, но не умирать.

Нет, но на самом деле никто серьёзно не рассчитывал на то, что этот матч станет «золотым». Болельщики стекались к стадиону рекой хотя и полноводной, но далеко не бурлящей. Я сам шёл от «Горьковской», водрузив на голову наушники, слушал прекрасных бразильянок «As Diabatz» и даже подумать не мог о том, что после игры придётся бегать по стадиону, судорожно отправлять фотографии в редакцию, а потом бежать в город. Нет, спокойно слушал песню про леди в белом и размышлял о роли третей струны контрабаса в развитии музыки.

Каких-либо тактических изысков Спаллетти не приготовил: трио полузащитников, Данни и Лазович на местах инсайдов и Кержаков в качестве стилета. Или мизерикордии, это как пойдёт. Интересен был выбор голкиперов. Жевнов, совершивший две ошибки в последних двух матчах, не попал даже в запас. Но есть мнение, что включение в заявку Бородина – это шаг главного тренера, который предполагал, что в этом матче его команда может выиграть титул. И третий голкипер таким образом в качестве благодарности за этот год получил право почувствовать причастность к этому успеху.

Нет, сегодня уж точно побуду акыном. Раз уж интервью с таким названием выходило.

Вообще «Ростов» всегда для меня был командой безынтересной. В том плане, что там ничего никогда не происходит. Ровный состав, ровная игра, вечная середина таблицы. Но вот это, простите ростовчане, болото сумел встряхнуть человек, который при своей игроцкой жизни уже стал легендой. И по самому сезону сложилось впечатление, что само руководство «Ростова» испугалось того места, которое команда занимала ещё летом. Так что если по своей привычке южане не сменят тренера в межсезонье, в следующем сезоне может получиться очень интересный коллектив.

Интересное сравнение всё же есть. Вот в Испании команда, играющая с «Барселоной» в следующем туре, внимательно смотрит её матч в Лиге Чемпионов. Если каталонцы проигрывают, главный тренер хватается за валидол, а президент клуба начинает мрачно пить. Потому как «Барса» в следующем матче будет представлять из себя паровой каток.

«Зенит» такой каток из себя изобразил. Но поначалу не очень удачно: вроде как грозно, но без чужих ворот.

При этом в воздухе висело что-то такое... Матч казался рядовым. Очень важным, но не решающим. И гол Вагнера Нальчику пронёсся по трибунам вздохом облегчённого разочарования. Чтобы не смущать болельщиков, на стадионном табло прекратили каждые двадцать секунд сообщать счёт игры ЦСКА, это послужило самым верным доказательством того, что всё правда – армейцы вышли вперёд.

У хозяев было два основных двигателя в этой игре: Кержаков, которому титул нужен был как воздух, если не больше, и Данни. Мотивации португальца мне неизвестны, но, кажется, ради победы в чемпионате он готов был начать кусаться.

И гол Лазовича с пенальти, им же заработанного, казался лишь очередным вкладом в общую копилку золотых очков «Зенита». Одиннадцатиметровый, каких в любом чемпионате хватает, неочевидный, но вполне себе из тех, которые ставят в половине случаев.

Я больше думал о том, что угадал угол, в который серб ударил, что Радич удачно для меня прыгнул туда же, что я ещё успел и зумировать мяч, пока тот летел прямо мне в объектив. В общем, почти идеальный кадр одиннадцатиметрового удара.

А вообще в первом тайме снимать было особенно нечего. «Зенит» вроде как давил, но моменты возникали какие-то тягучие, не зрелищные, вымученные.

Заснуть можно было.

К концу первого тайма я попытался обновить страницу с онлайном матча в Нальчике. Ага, щазз, сеть Мегафона висела грустным покойником, на соседних ветках покачивались её коллеги в майках с логотипами остальных операторов. Сюжет для новой песни «Voodoo Zombie», но кто-то всё же пробился сквозь пробку судорожно отправляемых в эфир пакетов и даже получил ответ: Гошоков на последней минуте забил гол, превосходящий по изяществу даже мяч Вагнера в прошлой встрече. Команды уходили под трибуны, в это время где-то в районе десятого сектора раздался крик, в котором было всё. Так мог начать вопить молодой Бойориг, когда понял, что Цепион из глупой гордости и предубеждения к «новому человеку» – Гнею Маллию Максиму – не собирается соединять их армии. Чем закончился Араузион, думаю, напоминать не надо.

По трибунам в обе стороны пошла волна. Новость будто бы меняла свойства пространства, люди словно выпадали на какое-то мгновение из своего времени, осознавая произошедшее, застывая для стороннего наблюдателя в самых нелепых позах.

Но ничего ещё не было ясным на сто процентов. «Зенит» ещё должен был выиграть. И «Ростов» сдаваться совершенно не собирался.

Но мнение «Ростова» уже не котировалось. «Зенит» начал набирать обороты, вдавливая гостей в газон.

Ещё раз отмечу Данни, который своим настроем поразил. Если бы он в стиле «чужого» прогрызался сквозь защитников, я не очень бы удивился. Такой заряженности на борьбу я не видел давно.

Но второй гол «Зениту» был необходим. Фактор «дурака» исключать было нельзя, а «Святой Домингес» случается не каждый сезон. И «Ростов» пару раз очень неприятно потревожил Малафеева. Но какое-то время мяч упорно не хотел идти в ворота.

В этот момент на трибуны «Петровского» пришло какое-то тягуче-густое недовольство. Зачем-то по периметру секторов выставили частокол ОМОНа, потом организовали ещё одно кольцо. Когда на дорожки вышло очередно подразделение ребят в касках с забралами, подумалось, что следующим шагом будет минное заграждение, спираль Бруно и полк испанских пикинеров. Оговорюсь: всё это происходило уже на 60-й минуте.

Фанаты предсказуем зарядили про «футбол для фанатов», в милицию полетели деньги, но сразу же не нашлось умного начальника, который хотя бы отодвинул цепь от трибун. Вместо этого кто-то наоборот решил разместить одно отделение прямо между 13-м и 14-м секторами. Реакция ждать себя не замедлила.

На одном из секторов вывесили баннер с обвинениями одновременно Гиннера и Миллера в продаже-покупке предыдущего матча. Я уже неоднократно говорил, что не склонен плодить лишние сущности. Вариант «росписи», конечно, существовал, но он должен был предусмотреть такую цепочку и такое количество действующих лиц, что верить в него было бы слишком наивно. А уж ничья в Нальчике все эти измышления убивала на корню: и стоило ли тогда городить огород, если в итоге дело кончилось ударом Гошокова, который ЦСКА не устраивает ни в каких раскладах, если только в них не участвует ещё и «Рубин» вместе со «Спартаком» московским.

Кстати, в то, что нальчане могли «сдать» матч армейцам, я не верю нисколько. Никакая сумма не заставит их сейчас отказаться от потенциальной Европы.

Обдумав такие варианты, авторы баннера решили, что что-то не складывается, и сняли его.

Но настроение на стадионе царило мрачное. Не праздничное совсем. Об этом задумался Семак...

...Быстров прострелил...

...и Семак сделал огромный шаг к своему четвёртому чемпионству в составе уже третьего клуба.

И тут как проклятье сняли с «Петровского». Трибуны проснулись.

Стадион вновь жил игрой и словно осознал, что титул – он вот, совсем рядом. И плевать на ОМОН на дорожках, на чьи-то домыслы о сливах, покупках и прочем. Всё равно убедить того, кто верит, невозможно. Поэтому надо просто жить игрой.

А самым счастливым человеком в этот вечер был Кержаков.

И плевать ему было на карточку за снятую футболку. Он сделал то, о чём мечтал больше всего: он становился чемпионом в родном городе. С клубом, в котором он действительно дома, как бы пафосно это не звучало.

Баскаков какбы понимает весь идиотизм правила, но дура лекс сед лекс – карточка.

И стало ясно, что прорыв на поле точно будет.

Снимать матч стало невозможно. Что-то постоянно происходило со всех сторон. «Зенит» поймал чемпионский кураж, «Ростов» был просто раздавлен, гости мечтали только об одном – чтобы это всё поскорее закончилось. Наверное, так же чувствовали себя канадцы в альбервильском финале.

При этом за спиной события развивались стремительно. Только что что-то взрывалось, вдруг уже кто-то из болельщиков пляшет прямо перед цепью милиции.

Стадион пел, скамейка подпевала и подплясывала.

Подпевали даже на поле.

Финальный свисток застал всех в некоторой растерянности. К чемпионству сегодня не готовился никто. Ни болельщики, практически не запасшиеся пиротехникой, ни команда, оставшаяся без традиционных чемпионских футболок и шампанского.

И даже Спаллетти не подготовился. Его прыжок со скамейки был не отрепетирован. В итоге с полным правом можно сказать, что за этот титул он пролил кровь. Пусть всего лишь рассадив бровь о свод скамейки запасных.

Вот ещё интересный поворот судьбы: игрок, который начал год со скандала с болельщиками на предсезонной встрече, покидал поле, поклонившись фанатам, которые в свою очередь устроили овацию ему.

И даже дал интервью, что, казалось, событие менее вероятное, нежели Рагнарёк в ближайшую пятницу после работы.

А прорыв, естественно, состоялся. Надо отдать должное тому человеку из милицейского начальства, кто отдал приказ не чинить препятствий, если не происходит ничего совсем уж катастрофичного. Кто-то пару раз взмахнул дубинкой, но фанаты на это внимания уже не обратили.

Качали игроков, рвали траву на память.

Качали своих герцогинь.

Потом вспомнили о сетке, которая подозрительно долго оставалась без внимания. Но всё оказалось не так просто.

Сетка оказалась куда как крепче каркаса ворот, который сейчас делается травмобезопасным. Она отказалась рваться под тяжестью фанатов, рухнули сами ворота.

Ножей у злых и беспощадных фанатов почему-то не оказалось.

Попытки сетку пережечь оказались безрезультатными – гореть она отказывалась категорически.

Подошедшие стюарты попросили покинуть поле, мол, хватит уже. ОМОН хотя и вышел на центр поля, не вмешивался. Фанаты решили, что на самом деле хватит и начали покидать поляну.

А что, счастлив народ. Ничего страшного на стадионе так и не произошло.

Ещё когда болельщики поздравляли команду возле входа в раздевалки, сами футболисты просили омоновцев никого не забирать – сами разберёмся, мол.

Кстати, кое-кто из милиционеров аплодировал и команде, и болельщикам. Но на камеру старались не выражать никаких эмоций.

То, что происходило после матча на стадионе в плане отношений фанатов, команды и милиции – пример сугубо положительный. Ну вот бегут болельщики на поле, но хоть не раздевают игроков до трусов, как в Италии. Ещё раз отмечу начальника, взявшего бразды правления в концовке: он отодвинул цепь от трибун, фактически предотвратив любые драки. В городе нашёлся свой «герой», который отдал совсем другой приказ. Впрочем, имя его всем известно. Не в первый раз проявляет себя, фанаты «Спартака» его тоже помнят.

А сетку сняли работники стадиона. Отрезав кусок маленькому мальчику, отдали её представителю Виража.

Руслан в роли Деда Мороза. Неожиданно он остановился и посмотрел на ОМОН. Омоновцы мило улыбались Руслану и его мешку. Никого из начальтсва в чаше уже не было. Справедливые опасения по поводу того, сможет ли он вынести мешок, пройдя через строй людей в касках, у Руслана были. Поэтому я повёл его через пресс-центр. Так что miramee,теперь ты понимаешь, о чём я?

[info]

«Зенит» – чемпион.

Это непреложный факт. Обвинения в нечестности титула, естественно, будут сыпаться густо и обильно. Я нисколько не сомневался, что очередную обиженную ахинею напишет Рабинер, «любовь» к которому я не скрываю, да.

Но кого на самом деле это будет волновать? «Зенит» объективно был сильнее всех в этом чемпионате. Как «Рубин» два года до этого, как бы и казанцев не обвиняли в массовых скупках очков. Просто есть факты – эти команды были значительно лучше остальных на дистанции сезона. Да, осенний ЦСКА составил солидную конкуренцию петербуржцам, но армейцы сами упустили свои шансы. И не только в Нальчике.

Спаллетти показал нам всем, что такое Тренер с большой буквы. Тренер, для которого нет мелочей, каждое интервью которого поначалу было просто откровением. Хотя чемпионат сделал ещё два открытия: Красножан, который выстрелил в этом году, и Байдачный. Уже позабытый Бегемот, принявший «Терек», просто вынес мозг своими первыми же интервью. А игра грозненцев показала, что артист разговорного жанра всё то время, что он оставался в относительной безвестности, это самое время не терял. И жаль, что «Терек» смазал впечатление от своей игры концовкой.

Но об этом можно было рассуждать уже на следующий день. Этим же вечером празднование должно было выплеснуться на улицы. «Зенит» стал чемпионом.