«После взрыва было очень страшно – ты не можешь думать о футболе на следующий день». Уже взрослый Кристиан Пулишич
Кристиан Пулишич рассказал «The Guardian» об «английских неделях» в Германии, самостоятельной жизни и главных прорывах сезона.
Меня накрыло ночью, сразу после игры – ты там, на стадионе, думаешь: «Вау, я правда это сделал». Вот такие впечатления были у Кристиана Пулишича, когда в первой половине декабря он сыграл против «Реала» на «Сантьяго Бернабеу». Ранее Пулишич уже доказал, что он может справиться и с мадридским клубом: за полтора месяца до этого американец вышел на замену в домашнем матче «Боруссии» с «Реалом» и отдал голевой пас на Андре Шюррле. Но играть дома у европейских чемпионов, среди трибун «Бернабеу», – это нечто совершенно иное. Игра для Пулишича продлилась только час, но обобщила весь жизненный опыт Кристиана.
Однако размышлять об этом было некогда. Кристиан дает интервью в свой выходной – роскошь, которую в прошедшем сезоне он мог позволить далеко не всегда из-за высоких нагрузок. «Тяжело играть в «английские недели», признается Пулишич, используя терминологию, более близкую соседям по континенту. Вообще, сезон американца выдался «английским»: он появился в 42-х матчах «Боруссии», уступив по этому показателю всего трем одноклубникам. И нет ничего удивительного в том, что Томас Тухель так доверяет парню, которому только в сентябре исполнится 19 лет.
«Не мог вообразить, что буду столько играть поначалу. Мне повезло, и я хочу сказать спасибо тренерам, благодаря которым я оставался в форме, а еще за то, что поверили в меня и дали играть, будь это основа или выход на замену».
Появлялся на поле Пулишич и так, и так. Это помогло ему в понимании тактических построений команды. В атакующем потенциале Кристиана сомневаться не приходится – в скорости, технике, быстроте принятия решений. Однако Томас Тухель серьезно работал над тем, чтобы Пулишич прибавил в защитном аспекте, отрабатывал назад по бровке. Американец признался, что когда он вышел на замену в полуфинале Кубка Германии с «Баварией», то «те 10 минут, когда они оборонялись, были самыми длинными в его жизни, самыми захватывающими». Подобный опыт – как раз то, что выгодно отличает Пулишича от большинства молодых игроков.
«Защищаться, отрабатывать до конца – это я вынес их прошлых выступлений. Еще мне сильно помог отец. Я точно знаю, на что способен в нападении, но всегда есть другая сторона медали. В тяжелом чемпионате, где работают сильные и требовательные тренеры, я должен усердно работать над собой».
«Я счастливчик, у меня хорошая физика. Быстрота, сила, способность бороться за мяч. Я всегда пытаюсь идти в отбор или навязать борьбу другому игроку».
Звучит, конечно, смело, но не без причины. Кристиан унаследовал великолепные гены спортсменов-родителей Марка и Келли, бывших футболистов. Впрочем, ведет он себя так же, как и они – довольно просто. По собственному признанию, Пулишич любит быть «милым и скромным»; раскрыться же как футболисту Кристиану помог главный тренер Томас Тухель.
«В первый день он сказал мне: “Неважно, сколько тебе лет и какой у тебя опыт. Если ты достаточно хорош, ты играешь”. Поэтому я выходил играть как любой другой игрок команды, а не так, как это иногда происходит с молодыми новичками. Я мог быть самим собой».
Атакующий потенциал Пулишича раскрылся сполна, особенно – в домашнем матче 1/8 финала ЛЧ, когда Кристиан вывел «Боруссию» вперед (2:1) в противостоянии с «Бенфикой». Он считает, что это главный момент его сезона.
«Пробить вратаря в самый важный момент, отметить гол вместе со стадионом – это невероятно. Но как команда мы пережили много классных моментов. Я кайфовал от сезона».
Пулишич чувствует, что он – часть большого проекта. Приобретения Усмана Дембеле, Эмре Мора и Александра Исака только доказывают это. «Боруссия» стремится вырастить сразу несколько талантов мирового уровня. Подобный подход сопряжен с краткосрочными рисками, однако на тренировочной площадке молодежь стоит друг за друга. Они знают, насколько сильны могут быть.
«Мы хорошо друг друга понимаем и хотим лучшего друг для друга. Нам в радость соперничество на тренировках. Мы собрались вместе только в начале сезона, но за это время стали гораздо сильнее».
Они взрослеют вместе, но порой жизнь оказывается довольно жестокой. Ощущения от ужаса после нападения на клубный автобус перед четвертьфиналом ЛЧ с «Монако» останутся в памяти футболистов «Боруссии» еще надолго. В салоне Пулишич находился достаточно близко, чтобы увидеть пострадавшего от взрыва Марка Бартру. Игру перенесли на сутки, однако никому, кто разговаривал с игроками «Боруссии» после, не могло показаться, что суток достаточно. Пулишич снижает тон; это не та тема, на которой ему хочется подробно останавливаться.
«Главное – двигаться дальше. Каждый из нас справляется с этим немного по-разному. Конечно, та неделя была не из простых. Это страшное дело, потом ты просто не можешь думать о футболе. Просто радуешься, что живой. Вот и все. Никому не пожелаешь пережить подобное».
«Думаю, Нури [Шахин] хорошо описал те ощущения. Когда он вышел на стадион, то никак не мог полностью сконцентрироваться на футболе. Мы живем и умираем на поле, это невероятно важно для нас. Но в такие моменты ты просто мыслишь немного иначе».
Нужно ли было тогда играть матч? Долгая пауза. «Нет, нет, но что было, то было».
Сейчас особенно сильно поражает, что Пулишичу только 18 лет. Он выглядит невероятно зрелым. После атаки на автобус к Пулишичу приехала мама, чтобы его поддержать. Еще год назад Кристиан жил вместе с отцом Марком, работавшим в академии «Боруссии». В феврале Марк покинул сына, чтобы занять пост ассистента тренера в «Рочестер Ринос». Теперь Пулишич обходится без родительского покровительства.
«Я позвонил маме, как только смог. Нужно было сказать ей, что со мной все в порядке. Она оповестила об этом моего отца. Здорово было оказаться вместе с мамой вдали от всего случившегося. Одному тяжело, мне повезло, что она была со мной».
Сейсас у Пулишича своя квартира, в которой он живет вместе с кузеном Уиллом – многообещающим 19-летним вратарем, приехавшим в Дортмунд год назад. В следующем сезоне он скорее всего присоединится к «Боруссии» U-19. Адаптация не всегда проходила просто, но за три с половиной года в Германии Кристиан блестяще овладел немецким и сейчас, кажется, совсем обжился. Он делает тако для одноклубников (готовка вообще стала необходимым делом после отъезда отца) и обсуждает бейсбол с Юли Вайглем. Когда он и Уилл дома, они играют в американский футбол «просто для того, чтобы еще чувствовать себя американцами». Пулишич следит за спортом США, как только может; он скрупулезно просматривает хайлайты МЛС, чтобы быть в курсе выступлений его друзей по сборной. А оповещения о матчах «Далласа», где играет Келлин Акоста, приходят ему на телефон. Все это, конечно, очень далеко от Бундеслиги и всего, что с ней связано. Но, кто знает, может однажды в будущем Пулишич рассмотрит вариант с переездом в США?
«Никогда не задавался таким вопросом. Играть дома – это могло бы стать чем-то особенным. Само собой, я не строю никаких планов на ближайшее будущее, но это всегда стоит рассматривать как вариант. Круто, что на игры МЛС ходят болельщики. У нас может быть по-настоящему сильный чемпионат».
Сейчас у Пулишича полно других дел. После 13-ти матчей за главную сборную США на уже него надеются в национальной команде. Он один из самых ярких талантов дортмундской «Боруссии». Дома, в США, Пулишич – надежда, один из главных спортсменов своего поколения, на которого должны равняться. Сборной, например, такой герой нужен уже сейчас, чтобы подняться с 4-го места на отборе к ЧМ-2018. А впереди у американцев игры с Тринидадом и Мексикой.
«Наша цель – финишировать в топ-3, чтобы пробиться напрямую на ЧМ-2018. Мы не очень хорошо стартовали, поэтому сейчас нужно набрать три очка в матче с Тринидадом. И еще нам очень хочется отомстить Мексике [в ноябре мексиканцы переиграли США со счетом 2:1]».
«Я не накручиваю себя, когда играю за сборную. Тренер говорит, что мне не нужно побеждать в одиночку. Я просто делаю для команды что могу, и пока мы работаем вместе, то можем добиться результата. Мне не нужно брать на себя лишнего, потому что мы – команда, где собраны отличные игроки».
Игра в сборной стала большим уроком для Пулишича. Одно дело – разрывать на части оборону аутсайдеров Бундеслиги вроде «Ингольштадта»; совсем другое – матч с Панамой, где тебя целенаправленно атакуют в течение всего матча. Пулишич тогда отдал голевой пас на Клинта Демпси, но ушел с поля весь побитый.
«Европейским игрокам подобного не испытать. Никогда еще не участвовал матчах, как этот. Арбитр просто не защищает тебя. В Панаме это чувствовалось особенно сильно. Вот такой опыт я получил, но в КОНКАКАФ придется сыграть еще множество таких игр».
Национальная команда сейчас переживает переходный период, но Пулишич чувствует, что в футбол в США поворачивает в другую сторону. Теперь уже не все завязано на физике, важны нюансы, техника. «Когда наши лучшие футболисты меняют вид спорта – это серьезный удар. Но, думаю, молодежь, которая увидела меня и других американцев в лучших европейских лигах, последует за нами туда. Быстро развивается и МЛС. У нас большой потенциал, и уже все меняется: у нас были большие спортсмены в прошлом, но сейчас это не столь важно. Нам нужно двигаться вперед, воспитывать молодых игроков, и тогда мы выстрелим в следующие несколько лет».
Для всего этого будет время позже. Сейчас в Берлине «Боруссию» ждет «Айнтрахт». Они финишировали 11-ми и совсем не «Реал» Мадрид; для Пулишича первый большой трофей закрепит опыт, полученный на «Бернабеу». «Я очень хочу выиграть Кубок. Вся команда этого хочет».
Победа в Кубке стала бы идеальным завершением сезона – наградой за «английские недели» и дополнительную нагрузку на тренировках. «Все произошло невероятно быстро», рассуждает Пулишич, прямо так же, как это было после матча с «Реалом», за играми которого он любил смотреть по телевизору. Сейчас, среди всех молодых звезд «Боруссии», Кристиан чувствует себя как дома.
Источник: The Guardian
Фото: Alexandre Simoes/Borussia Dortmund/Getty Images; Alexandre Simoes/Borussia Dortmund/Getty Images; sg.news.yahoo.com; dotemirates.com
Спасибо за текст, Влад.