20 мин.

Конкистадоры Росгосстраха

Золото. Всю дорогу человеки стремились к владению этим металлом, в жажде его забывали о сострадании, благородстве и хороших манерах. Века сменяли века, появлялись новые цели и стимулы, но золото всё равно оставалось символом даже не благополучия и богатства – успеха. И дело тут не в измышлениях дедушки Фрейда, не в глубинных пластах человеческой психики, хранящей тараканов ещё с тех времён, когда наши предки только учились использовать палки для обороны собственной шкуры от обнаглевших саблезубых кошек. Золото стало мерилом преодоления и победы.

В конце концов за победу и сейчас вручают не символические акции ОАО «Майкрософт», а именно золотые медали.

Не менее золотые медали ждут и победителя Росгосстраха. Казалось бы уже предопределённое первое место оказалось не таким уж и забронированным – к отложенному матчу между двумя объективно сильнейшими на сегодняшний день российскими командами шансы на титул оставались у них обеих. Да, «Зенит» заработал очень неплохую фору, но и ЦСКА в случае выигрыша мог надеяться на финальный успех.

Однако... На этот раз будет довльно длинное лирическое вступление, но уж простите старика блогера, в конце концов, мне за знаки не платят, поэтому пишу я от души. Всегда можно не читать, вы же знаете.

Вот в своём стремлении к золотым россыпям больше всех отличились в своё время испанцы. Начиная с Кортеса, они прочесали всю Центральную и Южную Америку в поисках несметных сокровищ и легендарного El Dorado. А в феврале 1541 года губернатор Кито Гонсало Писарро отправляется в экспедицию на поиски Золотой страны. Он переходит Анды, преодолевая перевалы высотой за 4000 метров, и спускается в долину реки Кока, которая и сегодня омывает берега Колумбии и Эквадора. Насвистывая марш тореадора на мотив группы «Ария», конкистадоры благополучно объедали индейские деревни, предварительно выгоняя оттуда местных жителей. Через некоторое время Писарро нагнал отряд под предводительством ещё одного уникума – аделантадо Франсиско де Орельяны. Этот молодой человек в свои 30 лет успел повидать многое, воевал на стороне Писарро-старшего против Диего де Альмагры, успел побыть губернатором того же Кито. Но Эльдорадо он тоже никогда не видел. И вот эти два человека ринулись за золотым миражом.

Местные индейцы как один утверждали, что ни о каком Эльдорадо они слыхом не слыхивали, но на импровизированных дыбах припоминали, что там, где Кока сливается с Напо, есть большой город, где этого золота – как у дурака фантиков. Однако добраться до этого места было не так-то просто. Окончательно увязнув в болотах, конкистадоры в который раз проявили себя людьми удивительной пассионарности, умудрившись из подножного корма построить бригантину. Подковы были перекованы на гвозди на угле, который тут же и отжигали. Было решено, что Орельяна со своим отрядом спустится до слияния рек, найдёт еду и золото, и вернётся с тем и другим к основным силам. Дальше пути Орельяны и Писарро расходятся.

Писарро ждал своего компаньона и дальнего родственника довольно долго, пока не осознал, что возвращаться тот не намерен. К тому времени его отряд съел всех лошадей, сёдла, сапоги и съедобную растительность в окружающих болотах. Губернатор решил возвращаться. Питаясь самым натуральным подножным кормом и редким маниоком, отнятым у не менее редких тут индейцев, Писарро вернулся в Кито в августе 1542 года. Его воинство представляло собой жалкое зрелище: «все, от генерала до офицеров и простых солдат, были почти полностью обнажены, поскольку их одежды сгнили под бесконечными ливнями и остались на шипах и колючках, и потому они укрывались шкурами животных и сделанными из того же материала шляпами... Их мечи были без ножен, все изъеденные ржавчиной. Их ноги были босы и изранены колючками и корнями, и были они так измождены, что никто не мог узнать их». За полтора года они прошли 2000 миль пешком по сельве. В поисках того самого золота. Дальнейшая судьба Гонсало печальна. Пока он совершал трекинг по джунглям, сын Диего де Альмагры, что характерно – тоже Диего де Альмагра, убил Писарро-старшего и сцепился за власть в колонии с Вакой де Кастро. Гонсало выступил на стороне Кастро, Альмагро-младший был казнён, Писарро предъявил свои права на власть в Куско, но был послан лесом, по которому шлялся полтора года. Однако своего часа Гонсало дождался: новый правитель – вице-король Нуньес Вела оказался человеком недальновидным, и мятеж Писарро удался на славу. Но уже в 1548 году новый королевский наместник Педро де ла Гаска вырезал немногочисленных неразбежавшихся сторонников Гонсало, а сам он по сложившейся местной традиции был обезглавлен.

Орельяна же, отплывший на бригантине, нашёл слияние Коки и Напо, но не нашёл никакого Эльдорадо. Вроде бы он даже собирался вернуться, но команда обратилась к нему почему-то в письменной форме с требованием идти дальше по течению, а Орельяна так же письменно выразил покорность. Документы были старательно сохранены. Конкистадор сложил с себя полномочия руководителя, тут же было проведено открытое голосование, которым командиром был выбран... Орельяна. Испанцы построили вторую (!) бригантину и поплыли дальше. В постоянных боях с индейцами, которые не имели представления о правилах туристического бизнеса, они прошли всю Амазонку, которую так тогда ещё не называли. Конкистадоры якобы видели страну амазонок, где женщины были увешаны золотом как Москва рекламой. Круиз получился так себе – на протекающих самодельных посудинах, диете из маниока, сапог и редких черепах, если не удавалось выбить индейцев из какой-нибудь деревни. Я бы за такое не стал платить. Конкистадоры же проплыли 6000 километров за 260 дней, вышли в океан и добравшись наконец до острова Кубагуа, где ещё дымились руины Нового Кадиса, разрушенного землетрясением 1541 года. Позже Орельяна вернётся к низовьям Амазонки с патентом на строительство двух городов, но погибнет якобы в стычке с индейцами.

Удивительная судьба этих людей поражает. Пассионарности конкистадоров в погоне за золотом хватало на то, чтобы проделать путь, который сегодня кажется просто нереальным.

Сравнивать судьбы отрядов Писарро и Орельяны и турнирные пути «Зенита» и ЦСКА несколько некорректно. К конце концов, футболистам на тренировку довелось приезжать на комфортабельных автомобилях, отделанных мягкой кожей, а не на разваливающихся прямо в воде лоханках под градом индейских стрел. Но, образно говоря, обе команды подошли к финишу сезона в состоянии, близком к тому, в котором из своих экскурсий вернулись испанцы. До предела измотанные плотным графиком, потерявшие из-за травм и дисквалификаций по несколько игроков, оба клуба недосчитались нескольких казалось бы гарантированных очков. ЦСКА провёл вялый, несмотря на счёт, матч с «Крыльями», «Зенит», пропутешествовавший по маршруту Петербург – Сплит – Новосибирск – Петербург, привёз с собой выход в весеннюю стадию Лиги Европы, два мяча за 6 минут от «Сибири» и дисквалифицировавшегося Зырянова.

Наставникам обеих команд предстояло решить задачи прежде всего тактического плана. В том числе – угадать, кто, как и во что будет играть. Нет, понятно, что в футбол, но в какой именно. Слуцкому совершенно не улыбалось попасть под каток как в матче первого круга. Тогда атака ЦСКА выглядела блекло, но он попробовал сыграть на встречных курсах. В принципе, тренер мог быть доволен, что отскочил только с двумя пробоинами. Спаллетти же помимо проблем с составом из-за травмы Широкова и восьмой жёлтой Зырянова, должен был решить, на что же он будет делать ставку: на победу или чемпионскую ничью.

Кстати, предчемпионского ажиотажа в городе не наблюдалось. Совсем. Если в прессе нагнетали уже две недели как, то город замер в несколько мрачном ожидании.

Последний день милиции. Поздравлять никто особо не спешил.

Впрочем, она и сама себя развлекала.

Болельщики «Зенита» выглядели несколько задумчивыми. Заранее никто ничего не праздновал, загадывать тоже не спешили. Никаких «порвем их всех» не было. Присутствовало понимание того, что соперник предстоит серьёзный, который уж тем более не хочет увидеть в этом матче радость чемпионства.

Армейцы же были спокойны и расслаблены. Впрочем, выездные фанаты всегда такие, если только не в похмелье.

А кто-то на этом празднике жизни был совсем чужим.

Но трибуны были заполнены не просто до отказа: не было свободных мест в проходах.

Вообще каких только слухов перед матчем не ходило. Кто-то утверждал, что «Газпром» уже всё купил, поэтому приготовлены сотни нефти пиротехники, а из подвалов Зимнего выкатывают бочки с вином и личный состав Женского батальона. Другие намекали, что поскольку сам Миллер с визитом в Корее, то никаких празднеств, а тем более чемпионства сегодня быть не может, поэтому «Зенит» обязательно проиграет. На вопрос, а что же дальше, начинали строить совсем уж безумные цепочки: ЦСКА купит «Зениту» «Ростов» и «Крылья», «Крыльям» купит невылет... И тут же замолкали, осознавая идиотизм сказанного. А, нет, Борис Ходоровский эту телегу услышал только в перерыве, поэтому осознать не успел, но это ему вообще чуждо.

– Ну мы договорились? – как бы говорят друг другу тренеры, ага.

Вообще Слуцкий мог поздравить себя в начале матча – он угадал. При всех тех вариантах, которые были у Спаллетти, итальянец выбрал самую, как ему казалось, безрисковую схему 4-2-3-1, где на месте разыгрывающего был поставлен Данни. Тренер армейцев же не стал выдавливать из себя по капле д′Артаньяна и противопоставил португальцу Шембераса и Хонду, которым строго-настрого было запрещено играть в атаку, если существует хоть малейшая угроза того, что тот останется один в один. Вообще по схеме армейцев было ясно, что Слуцкий и не собирается осаждать ворота «Зенита», делая ставку на контратаки, где и Думбия, и Вагнер могут занять зону разыгрывающего, там же может помочь Секу.

И главной задачей для гостей было не пропустить на первых минутах, когда «Зенит», подгоняемый трибунами, привычно насел на ворота.

ЦСКА с первой задачей справился, просто выпихнув хозяев от своей штрафной. Фирменные уже прорывы зенитовцев после пасов вразрез, не работали совершенно.

Кстати, Березуцкий потеет парфюмом, иначе не объяснишь столь насыщенный аромат туалетной воды, которым он наполнял собственную штрафную.

«Зенит» не только не смог забить или как-то ошеломить соперника, но и пропустил тот самый ранний гол. Можно ли обвинять Алвеша в нём? Я бы не стал. Защитник, оказавшийся на месте опорного, сопровождает нападающего в тридцати метрах от ворот, не давая ему обыграть себя. Накрыть каждый удар нереально, а уж то, как пробил Вагнер – это шедевр. Поэтому я не стал бы предъявлять претензии кому-либо из хозяев, просто надо отдать должное удару бразильца.

Зенитовцы если и впали в ступор, то ненадолго. Хозяева поля продолжали гнуть свою линию, осаждая штрафную ЦСКА. Но последнего паса явно не хватало. Не блестяще сыграл Лазович, был не в своей тарелке Быстров. При этом ни Семак, ни Денисов в первом тайме Данни помочь не могли. Португальцу приходилось одному пытаться разобраться с Шемберасом и Хондой, но в итоге на какое-то время атака «Зенита» свалилась к навесам в штрафную, где у Кержакова не так чтобы много шансов допрыгнуть хотя бы до макушки Игнашевича.

При этом защитники армейцев ни на секунду не позволяли себе терять концентрацию, старательно выполняя все элементы большой игры, постоянно оставляя потенциально опасные выпады хозяев в офсайде.

И Лазович, и Быстров выглядели уставшими. Вообще серб в последнее время не демонстрирует чада кутежа, который был присущ ему в начале сезона. Много апелляций к арбитру и проигранной борьбы.

Всё это предопределило успех плана Слуцкого, в котором нейтрализации Данни отводилось центральное место. Подхватить упавшее знамя лидера зенитовских атак оказалось некому.

Данни – игрок замечательный, но в условиях плотной опеки, оставшись без поддержки партнёров, он начинает заигрываться. Причём чем больше у него не получается, тем больше он заводится. Начинаются лишние разговоры с судьями и совсем уж безумные обводки и мало кому понятные пасы.

Сразу же после матча общая канва мнений была такова, что, мол, ЦСКА играл великолепно, а «Зенит» матч провалил полностью. Слышать такое от болельщиков – понятное дело, но от «специалистов»... Нет, «Зенит» играл вполне себе нормально. И Спаллетти дважды по ходу игры менял схему адекватно обстановке на поле.

При этом армейцы очень грамотно защищались, но могли и пропустить.

Забей Алвеш, забей Быстров – всё могло перемениться. Но случилось именно то, что случилось: у «Зенита» мяч в ворота не шёл, а армейцы в подарок получили двойное преимущество. Да, скорее всего гол был забит не по правилам, но так уж звёзды встали в этот томный вечер. Обвинять Сухину в преднамеренном «убийстве» петербуржцев я не буду. Ошибся и ошибся, тем более что разглядеть, цеплял мяч линию в момент касания Вагнера или нет, представлялось трудной задачей.

«Зениту» надо было забивать те моменты, которые ему позволял ЦСКА, а не дарить мяч в собственной штрафной.

И уж тем более не продолжать искать верховыми передачами в штрафную Кержакова.

Трибуны хозяев руки не опустили, голоса тише не стали. И опять же момент, на который почему-то не обращали внимания в обзорах: «Зенит» при Спаллетти, наверное, во всех матчах кроме как в выездной игре с «Осером», продолжает пытаться вести свою игру вне зависимости от результата. При счёте 0:2, а потом и при 0:3 петербуржцы продолжили играть ровно в тот футбол, который был заявлен тренером. Команда не развалилась сверх того, что происходило на флангах.

А там сказалась та нагрузка, которая легла на основу в последние недели. Впервые в сезоне начал проседать фланг Анюкова, который с середины первого тайма стал не успевать возвращаться. Не было помощи и от Быстрова, который в этот вечер ни в какой рекламе свежесть символизировать не смог бы. Попытка Спаллетти поменять его местами с Лазовичем успехов не принемла: Набабкин и Щенников на это внимания не обратили, а помогать Анюкову серб не спешил, да и мог ли...

Поэтому в перерыве в первую очередь от Спаллетти ждали шагов по кардинальному изменению рисунка игры, потому как у Слуцкого всё сложилось: атака «Зенита» достаточно надёжно связана, а в сетку Жевнова последовательно влетели шедевр и плюха. С тем самым Сухина и отправил команды в раздевалку.

И Спаллетти не разочаровал. Отправив Данни на место инсайда, он выпускает Розину, который вписался в эту игру весьма неплохо. Итальянец вышел голодным до футбола, но отмечу, что сохранил при этом не по-итальянски холодную голову. Он не спешил расставаться с мячом, если не видел внятного продолжения, при этом в отличие от Данни довольно успешно маневрировал между Шемберасом и Хондой.

Счёт, однако, слишком быстро для поклонников сине-бело-голубых стал 0:3. Красочное шоу на Вираже ознаменовало то, что фанаты перестали верить в успешное окончание баталии. Словно решили, что сегодня и здесь Эльдорадо точно не найдётся.

Ещё один ход Спаллетти – Ионов вместо Быстрова. Он тоже оживил игру, заставив заработать фланг. Ионов вышел с таким настроем, словно это его последний шанс. Несмотря на счёт, матч он может записать себе в актив. Маленький электровеник оказался неприятным сюрпризом и для Щенникова, и для Игнашевича.

Ещё один момент, который не позволяет утверждать, что «Зенит» полностью провалился: игра Денисова во втором тайме. Уже по первой половине встречи было ясно, что хозяевам не хватает Широкова или Зырянова. Денисов играет чистого опорного, а Семак в игру не попал, как ни призывали его фанаты песнью «эй, Семак, дави коней!»

Денисов же словно вспомнил, что через два дня ему объявят приговор, который может быть каким угодно. Просто потому, что выноситься он должен был по идиотскому документу, санкции в котором не прописаны вообще никак. Юрист-кун в моём лице негодует и сильно офигевает от того, что бумажка под названием «Регламент по этике» всё же применяется.

Но эти ходы Спаллетти не изменили главного – преимущества ЦСКА в своей опорной зоне. Тем более что счёт позволял Слуцкому проводить политику в английском стиле – гадим с Острова. В смысле, продолжаем держать линию Шемберас – Хонда, подкрепляя её крайними полузащитниками, выстреливая контратаками, которые всё больше устающие защитники «Зенита» пропускают.

Но опасность для ворот ЦСКА становилась всё более очевидной, Акинфееву приходилось чаще и чаще вступать в игру. Тем более что со стандартами армейцы справлялись не слишком уверенно, но и хозяев подводила точность и вратарь соперника.

Дождь, лично меня промочивший до самой селезёнки, вроде как благоприяствовал большому количеству дальних ударов, но хозяева этим шансом почти не пользовались. Армейцы же несколько раз очень уверенно проверили Жевнова на предмет ещё парней из ФБР подарков.

Ещё один ход наставника «Зенита» – Бухаров вместо Семака. Схема была перестроена уже кардинально в 4-1-2-3. Какое-то время армейцы на эти изменения смотрели как на забавную шутку, тем более что вроде как свежий нападающий заранее вышел уставшим. Не очень понятно, как отпахавшие уже полтора тайма Игнашевич и Щенников словно стоячего опережают Бухарова, на десяти метрах отыграв у него метровую фору.

Но дальше Слуцкому снова стало скучно. Вообще у него в карьере уже был один проваленный матч, который он сам лично проиграл с треском. Я имею в виду игру в Манчестере, когда армейцы вели 3:1, но еле-еле отскочили на 3:3. Тогда тренер ЦСКА вдруг начал ломать собственноручно выставленную схему, и очень ему повезло, что манкунианцы не забили четвёртый мяч.

Тут произошло то же самое: без видимых причин Слуцкий снимает Думбию, ломая вертикаль между опорной зоной и нападающим, что даёт передышку защитникам «Зенита». Замена же Хонды на предпоследней минуте абсолютно неоправдана: ты ведёшь три мяча, соперник давит, играть остаётся пять минут максимум. Тянуть время бессмысленно, но зачем-то наставник собственноручно крушит великолепно проработавший весь матч кронверк.

В итоге последний штурм «Зенита» перемешивает стройные эскадроны защищающихся армейцев в неаккуратный табун, и комбинация «удар-штанга-удар-Акинфеев» заканчивается голом Розины. Говорят, что за сухие мачти в ЦСКА положена премия всем игрокам, а вратарю тем более. Я бы предложил Слуцкому раскошелиться в пользу Акинфеева.

Тем не менее окончание матча возвестило о том, что гонка за золотом отнюдь не закончена. Оба отряда отношения между собой выяснили, аркебузы отстрелялись, мечи в крови и патине. Теперь судьба Эльдорадо решится в схватках и тех, и других с индейцами, на это самое золото не претендующими. Да, «Рубин» тут стоит особняком, но даже победа над «Зенитом» скорее всего не принесёт ему первого места.

А Спаллетти приходится в третий раз за сезон подбирать слова.

Тем веселее будет концовка. Заседание продолжается.

ЗЫ:

Кстати, в Кито существует группа «Конкистадоры», песня «Мой маленький кролик» которой может съесть мозг любому.

 

ЗЗЫ:

Для заинтересовавшихся темой настоятельно рекомендую великолепного antoin

[info]