Крутой болгарский перец. Дон Массимо заставил фокусника взяться за лопату
Удивительный прогресс Ивелина Попова не увидит только слепой. Болгарин не стал больше забивать или ассистировать партнерам, но его вклад в общекомандные успехи просто грандиозен.
А начиналось все с осточертевшей истории про двух медведей в одной столовой. Кто же будет солировать, а кто будет на побегушках? Неужели Ивелин Попов потянет роль Юрия Гаврилова или Егора Титова, а Роман Широков превратится в новомодного глубинного плеймейкера - красно-белого Пирло?
На бумаге всё так красиво, но на деле всё гораздо прозаичнее. И проза эта начиналась тогда, когда Спартак терял мяч - в этот момент и начиналась свистопляска. Публика верила своим идолам, что они научат команду играть красиво, хотя кто-то наивно полагал, что соперники тоже подхватят общемировой тренд и помогут легендам клуба возродить истинный стиль. Но у соперников свои интересы, и потому игра Спартаку давалась с большим скрипом. Отчасти тому виной упорное несовмещение двух больших игроков в плане распределения ролей на поле. Отчасти виновата их слабая физическая готовность в начале сезона - как и всей команды. Отчасти - излишняя увлеченность позиционным нападением.
Дон Массимо поступил проще - у него по сути нет такого игрока, нет ряко выраженного ролевика, который разводит мяч при позиционном нападении. Точнее эту роль на себя взяла целая группа игроков.
Ради примера приведу последний матч с ЦСКА - номинальный атакующий полузащитник Ивелин Попов оба ассиста сделал с позиции правого вингера. Один из стопроцентных моментов для Куинси Промеса создал Зе Луиш, протащив мяч по центру и пройдя на дриблинге нескольких соперников. По центру же получился буллит у Романа Зобнина после стенки с тем же Зе Луишем. Второй гол по сути создал Денис Глушаков, отдав передачу на Зе Луиша как раз из зоны условного под нападающего.
Итальянец заставил спартаковцев действовать в атаке как коллективный разум, где атакующая группа одинаково заточена под решающий пас - причем особенно сильно поменялась роль номинального центрфорварда. Зе Луиш гораздо чаще оказывается дальше от чужих ворот, чем Куинси Промес. В этом и хитрость тактического плана Карреры - африканец уводит за собой защитников, чтобы освободить зону для реактивного голландца.
Попов долго раскачивался в новых схемах нового главного тренера. В первом же стартовом матче при Каррере болгарин вышел на позиции форварда и забил гол - помните чумовой трюк в ворота Рубина. Но если кто-то вдруг решил, что Ивелин "стал играть лучше" и будет теперь пачками забивать красивые голы, то последущие действия главного тренера заставили задумчиво почесать в затылке. Какое-то время они с Жано стали играть в рокировку. Причем всякий раз итальянец угадывал с выбором старта. Жано забивал Оренбургу, а Попов - Локомотиву.
Если в предыдущем сезоне Ивелин играл строго под нападающим или в конце сезона ушел на левый фланг атаки, то в этом сезоне он перемещается по всему полю, выполняя четко заданную роль. Причем эта роль меняется в зависимости от соперника.
Например, в неудачно складывающемся матче против Оренбурга во втором круге, он вышел в опорную зону, сдвинув Фернандо повыше - ближе к нападающим. Именно за счет опыта болгарин быстро освоился в непростой роли, сорвал несколько опасных атак соперника и разгрузил подуставшего партнера. Честно говоря, спартаковский бразилец весной выглядит на порядок хуже самого себя осеннего варианта. Гораздо медленнее передвигается по полю, непривычно часто пропускает соперников за спину, и ренессанс Попова этой весной просто спасение для средней линии Спартака.
Против ЦСКА в первом тайме именно Попов единственный среди всех полузащитников Спартака, за исключением Зобнина, разумеется, кто не давал сопернику окончательно захватить центр поля. Глушаков и Фернандо начало матча откровенно проспали и раскачались ближе к середине матча. В концовке матча Промес периодически следил персонально за Тошичем, в атаке оставались Попов и Зе Луиш. Но в нужный момент голландец оказывался в нападении, а болгарин опускался в опорную зону.
Против Зенита Попов героически спасал команду от катастрофы на правом краю обороны, сковывая забеги Кришито и постоянно смещаясь в центр на помощь своим опорникам. Неслучайно Зенит забил именно после замены болгарина, а Самедов лишний раз доказал, что в защите он пока не научился играть так, как этого требует Каррера.
А ведь это именно то, в чем больше всего прибавил Спартак в этом сезоне. Ну кроме Дениса Глушакова. Игроки Спартака обороняются всей командой, компактно заполняя все зоны, не давая мячу попадать в бесхозные квадраты. Агрессивный прессинг, в котором участвуют все игроки группы атаки дает возможность разгрузить не самую мощную оборону и приносит приличное количество голов, а вместе с ними и побед.
В этом сезоне Спартак не так активно борется за контроль мяча - например, против ЦСКА в последнем туре игроки Спартака уступили во владении мячом, или против Зенита во втором круге, или против Краснодара в обоих матчах.
Спартак стал гораздо опаснее без мяча, чем с мячом. В этом и заключается глобальная разница между работой Дона Массимо и его предшественников. Потому и смотрелась пара Широков-Попов так убого, потому что при потере мяча парни не знали - кто кого держит, кто за кого отвечает, кто кого страхует. Особенно это касается линии обороны. Например, в прошлом сезоне в центре обороны трудились в основном Боккетти и Ташчи. В этом сезоне Дон Массимо не боится активно экспериментировать, меняя Кутепова на Джикию, хотя Боккетти жив-здоров сидит на лавочке. Конечно, защита не стала монолитом, но почему-то пропускает гораздо меньше.
Откровенно говоря, по именам состав Спартака не стал на голову сильнее по сравнению с прошлогодним, но эмоциональное впечатление от игры любимой команды разнится, как будто вижу две абсолютно разные команды с абсолютно новым набором исполнителей.
Весь год Попова хотели продать то в Турцию, то в Китай, то в Италию. И большинство специалистов сходились во мнении, что это будет небольшая потеря - ведь есть живой почти здоровый Жано да еще Самедова вернули. Но последние туры должны были всех убедить, что Дон Массимо неспроста сохранил болгарина в команде, и по крайней мере ради победы в дерби Попова нужно было оставить до конца сезона.
Конечно, Попов не блещет гениальными передачами в разрез, от которых публика заходится в диком восторге, откровенно говоря, подобные трюки в мировом футболе стали редкостью с той самой поры, как все вдруг научили держать линию в защите. В этом сезоне все спартаковцы не забивают пачками, даже Куинси Промес пока не побил свой же голевой рекорд за сезон. Но точно в чем убедил дважды лучший футболист Болгарии, что он командный игрок и он умеет играть без мяча, с ним Спартак играет гораздо уверенней в защите, возможно, за всю свою карьеру он никогда так много не пахал в обороне. Возможно, Жано лучше контролирует мяч и ведет игру, но точно Жано не смог бы так монументально продавить Головина и с соперником на спине протащить мяч в чужую штрафную, чтобы потом идеально вложить в ногу партнеру.
В этом сезоне болгарин играет почти в два раза меньше, чем в прошлом сезоне. Он может, сколько угодно обижаться, но итоговый супех важнее - что он и сам понимает. В этом и заключается роль главного тренера - понять и раскрыть лучшие качества своих подопечных. Из Попова не выйдет никогда второго Гаврилова или Титова, но зато он может помогать обороне и периодически ярко вспыхивать в атаке. Он тот, рядом с которым будут чаще вспыхивать другие. Он не самый звездный атакующий полузащитник в эпоху Федуна, но именно с ним команда возьмет долгожданное золото. И то, что Спартак смог в непростой весенний период сохранить отрыв от конкурентов и даже переиграть их в очных битвах, есть огромный вклад крутого болгарского перца, который из фокусника по ходу сезона превратился в образцового работягу.