Бизнес-империя Криштиану Роналду
Sport Connect – о том, как зарабатывает легендарный португалец.
По итогам прошлого года журнал Forbes признал форварда «Реала» Криштиану Роналду самым высокооплачиваемым спортсменом мира: контракт в клубе и различные спортивные бонусы принесли ему более 52 миллионов евро, а дополнительные коммерческие соглашения – еще около 30 миллионов. Это почти на 10 миллионов больше, чем у самого влиятельного баскетболиста планеты ЛеБрона Джеймса. И если с зарплатой одного из лучших игроков в истории футбола все понятно, то бизнес Роналду только расширяется.
Рекламные контракты
Среди всех партнеров Криштиану особо выделяется Nike: производитель экипировки стал первым индивидуальным спонсором португальца, когда тому было всего 18 лет. Стороны настолько довольны сотрудничеством, что недавно Роналду подписал с Nike пожизненный контракт на 22,5 миллиона евро в год – таким образом, он может получить от бренда более миллиарда евро.
Роналду стал третьим рекламным лицом Nike с пожизненным контрактом – после Майкла Джордана и ЛеБрона Джеймса. Американскому гиганту это соглашение выгодно из-за огромной популярности Криштиану в интернете: платформа Hookit, специализирующаяся на аудите спонсорских сделок, оценила медиа-ценность 347 записей Роналду в соцсетях за 2016 год, в которых упоминался Nike или был виден логотип, в 469 миллионов евро. Простой пример: медиа-ценность картинки, появившейся в инстаграме Роналду после победы Португалии на Евро-2016 (Криштиану будто превращается в вершину Эйфелевой башни), составила около 5,5 миллиона евро (это обеспечили 1,75 млн лайков и почти 13 тысяч комментариев).
Роналду – безальтернативный лидер спортивного сегмента интернета: у него 120,5 миллиона лайков в Facebook (абсолютный лидер в мире), 96,3 миллиона подписчиков в Instagram, 51,1 млн – в Twitter. Только за 2016 год португалец увеличил аудиторию на 65 миллионов человек.
С другими спонсорами у Роналду не такие длительные отношения. В 2009 году он стал лицом Armani вместо Дэвида Бекхэма – это приносит порядка 1 миллиона евро в год, а срок контракта истекает в 2019-м. Примерно с того же времени португалец сотрудничает с производителем моторных масел Castrol – сначала гонорар был на уровне 2 миллионов евро в год, но со временем рос и дошел до отметки в 6 миллионов.
Уже третий год Роналду представляет часовой бренд Tag Heuer. Суммы до сих пор не разглашаются, но точно известно, что Криштиану был лично заинтересован в этом партнерстве, потому что очень любит качественные часы: дома у него есть коллекция из 50 различных моделей. В 2014 году он подарил всем игрокам и сотрудникам «Реала» часы стоимостью 8 тысяч евро.
Однако не все контракты Роналду воспринимались одинаково восторженно. В 2013 году он начал рекламировать сеть фастфуда KFC: для спонсора это оказалась выгодное вложение, которое повысило узнаваемость бренда и увеличило продажи, Роналду получал за имиджевые права около 2 миллионов евро в год, но не все поклонники поняли, зачем фанат правильного питания и здорового образа жизни рекламирует еду с неизвестными пищевыми добавками. В том числе из-за этого контракт не был продлен.
Среди других партнеров Роналду – шампуни Clear, авиакомпания Emirates, добавки Herbalife, напитки Soccerade, онлайн-игра PokerStars (контракт оценивается в 3-4 миллиона евро в год).
Одежда, нижнее белье и даже пледы
Главный бренд, которым Роналду занимается в свободное от футбола время, – он сам. Под именем CR7 растет маленькая бизнес-империя.
Главное направление – одежда. Все началось с нижнего белья и носков, позже добавились рубашки и обувь – сейчас 13% от каждой проданной вещи идут на личный счет игрока. Цены на трусы стартуют с 25 евро, на носки – с 12, а рубашки стоят не менее 65 евро. Больше всего стоит обувь – от 107 до 590 евро. Была идея выпускать еще и бутсы, но этот проект был заблокирован бдительными менеджерами Nike.
Производством фирменного белья Криштиану с 2013 года занимается фирма JBS Textile Group – скандинавский бренд, существующий с 1939 года. Внешний вид вещей разработал американский дизайнер корейского происхождения Ричард Чай.
Кроме того, есть линейка брендированных пледов CR7, согревающих холодными зимними вечерами, и даже туалетная вода, которую можно купить где-то за 60 евро.
Все продажи приносят Роналду от 6 до 10 миллионов в год.
Приложения и музей
Для развития бизнеса необходимо выходить на новые рынки и охватывать новую аудиторию. В этом плане 2016 год стал для Роналду просто великолепным: он выиграл главные трофеи в Европе с «Реалом» и сборной, а также получил «Золотой мяч».
Для покорения азиатского рынка Роналду продал 60% прав на использование своего образа компании Mint Media, принадлежащей владельцу «Валенсии» Питеру Лиму. Остальные 40% принадлежат мадридскому «Реалу». В марте прошлого года это привело к небольшому конфликту: по контракту на 1 миллион евро Роналду должен был приехать в Турцию для презентации новой технологии мобильного интернета от местного оператора связи. Португальцу даже дали выходной в клубе, но он остался дома – пришлось ограничиться рекламным роликом, где Роналду представлен киборгом, сделанным в лаборатории. Проще это показать:
Частью строительства империи стало мощное PR-продвижение. Например, был снят документальный фильм о жизни Криштиану, который не только открыл новые подробности биографии португальца, но и принес дополнительные деньги: в фильме есть спонсорская интеграция Clear.
Роналду смотрит и в сторону digital – например, во время Евро-2016 во всех магазинах приложений появилась игра-бродилка Ronaldo Kick’n’Run, в которой каждый пользователь может бегать за Роналду по Парижу, собирая монеты. Кроме того, существует приложение CR7Selfie: каждый пользователь может изящно приклеить фотографию Роналду к своему селфи, создав видимость реальной встречи.
Главным PR-проектом Роналду все равно стал музей, открытый в 2013 году на его родном острове Мадейра. На 400 квадратных метрах рассказывается вся история становления одного из лучших игроков в истории футбола – от первых кубков в «Спортинге» до четырех «Золотых мячей». В конце марта 2017 года Криштиану шагнул еще дальше: теперь его именем назван главный аэропорт Мадейры.
Отели и тренажерный зал
Недавно Криштиану стал партнером крупнейшей португальской сети отелей Pestana Hotels: под брендом CR7 будут работать четыре крупные гостиницы в Мадриде, на Мадейре, в Лиссабоне и Нью-Йорке. Общая стоимость проекта оценивается в 75 миллионов евро, и Роналду участвует здесь не просто как посол бренда, а как полноценный инвестор: он выделил половину необходимой суммы (37 миллионов евро) и получил 50 процентов акций проекта.
«Это крупнейший бизнес-проект в моей жизни, инвестиция в совершенно новую для меня индустрию. Главная цель – забота о будущем моей семьи», – отметил Роналду.
Первые два отеля – на Мадейре и в Лиссабоне – уже готовы. На Мадейре коридор выполнен в стиле футбольного газона, в фойе висят изображения с празднованиями голов, а фото Роналду есть в каждом из 48 номеров. В Лиссабоне такого нет, зато в тренажерном зале предлагают программы тренировок как у Роналду.
«Эти отели имеют особое значение для меня, – рассказывал Роналду. – На Мадейре туризм стал ключевой отраслью на десятилетия, туристический бизнес вносит весомый вклад в экономику Португалии в целом. У меня есть интерес к этому бизнесу, и я уверен в успешности своих вложений».
В начале 2017 года под брендом CR7 в Мадриде открылся тренажерный зал Crunch Fitness. Американская сеть решила покорить европейский рынок через привлечение самого узнаваемого спортсмена в том числе потому, что это поможет быстрее отбить серьезные вложения: на открытие одного клуба требуется более миллиона евро. В партнерстве с Роналду до конца 2017-го будут открыты еще два тренажерных зала.
В 2012 году Роналду инвестировал в приложение Mobitto – что-то среднее между Foursquare и Groupon. С его помощью можно находить оптимальные цены товаров в ближайших магазинах. При регулярном использовании сервиса и покупках пользователь получает бонусы, которые можно обменять на подарочный купон или скидку.
Проблемы с налогами
Как и многие успешные бизнесмены, Роналду столкнулся с обвинениями в неуплате налогов. Дело в том, что до 2014 года спортсмены в Испании отдавали в казну всего 24,7% от своих доходов. Но затем правило перестало действовать, и налоговая ставка выросла до 43%.
Если верить документам, которые были размещены анонимными хакерами из проекта Football Leaks, агент Жорже Мендеш придумал для Роналду схему сохранения большинства доходов: многие рекламные контракты заключались через посредников в Ирландии, где налоговая ставка всего 12,5%, и проходили через офшоры, в том числе на Виргинских островах. Как утверждается, этот ход позволил Криштиану сэкономить не менее 75 миллионов евро.
Роналду не только отрицает обвинения, но и искренне обижается: «В тюрьмах много невиновных, и я чувствую себя одним из них. Знаю, что не сделал ничего плохого, а тебе внушают, что ты совершил что-то предосудительное. Такое никому не понравится».
Криштиану – уже самый богатый спортсмен мира, но лишь четвертый в списке наиболее обеспеченных селебрити планеты. Империи есть куда расти.
Также читайте на Sport Connect:
Самая необычная реклама в истории футбола стоила всего 14 тысяч долларов
Российская студия создает невероятные световые шоу в НХЛ и НБА. Как так получилось?
ЦСКА строит новый клубный канал и уже открыл первую в России студию на стадионе
Форум Sport Connect, организованный Группой Интеррос и Российским Международным Олимпийским Университетом, прошел 23-24 марта в Сочи.
Фото: globallookpress.com/Mutsu Kawamori/AFLO (1)
Такими темпами купит себе условный Челси и будет еще и от туда деньги зарабатывать.
Португалии есть чем гордится, он в соло стране ВВП поднимает