2 мин.

Испанская реформа продажи прав на футбольные телетрансляции. Как угодить всем – и бедным, и богатым? Ч5

В 1990-х с развитием ‘европейского Левиафана' – Евросоюза - данная система (коллективная продажа телеправ) должна была пройти испытание как национальным законодательством, так и законодательством ЕС. Что интересно, несмотря на позицию ряда национальных антимонопольных органов ПРОТИВ коллективной системы продаж телеправ (нарушается рыночная свобода!) данная система все же была признана соответствующей национальному законодательству. Так было в Англии, в Германии, в Нидерландах. Ну а как же соответствие национального законодательства общеевропейскому антимонопольному законодательству? В 2000-х гг Европейская комиссия рассмотрела целых 3 антимонопольных дела: дело УЕФА по продаже прав на телетрансляции Лиги чемпионов (2003), дело Бундеслиги по продаже прав на телетрансляции немецкого футбола (2005) и дело Премьер-лиги по продаже прав на телетрансляции английского футбола (2006). Еврокомиссия согласилась, что предмет спора входит в сферу регулирования статьи 101(1) Соглашения о функционировании ЕС, но при этом в качестве правовой защиты выступает ст. 101(3). Основные три момента, которые создают преимущество действующих коллективных систем продажи прав на телетрансляции:

1)    Единый пункт продажи (эффективно с точки зрения оптимизации расходов организаторов и медиа-операторов)

2)    Брендинг осуществляется одной структурой, а не несколькими

3)    Создаётся единый продукт, который формирует ценность футбольного чемпионата как одного целого (в противовес разрозненным продуктам различных клубов ‘по вкусу')

В целом, Еврокомиссия указала на проблемы, которые создает такая система (риски монополизации, излишних искусственных ограничений, потеря права выкупа и др) и различные пути устранения всевозможных рисков для национальных органов. В итоге коллективная система продажи телеправ была ‘узаконена' в Европе, получив поддержку Евросоюза. До недавних пор единственными странами-членами ЕС, сохранившими систему индивидуальных продаж, были Испания, Португалия и Кипр (топ-чемпионаты этих стран).  Испания от этого уходит. А как оно в Португалии и на Кипре? Вопрос.

Подводя краткие итоги, можно сказать, что только ближайшие лет 5 покажут, насколько правильным и оправданным для Испании было решение уйти от системы индивидуальных продаж. Изменится ли реальная ситуация с тотальным доминированием ‘Реала' и 'Барселоны'? Станет ли возможной в Испании ‘история золушки'? Чтобы условный ‘Алавес' лет через 5 стал если не чемпионом, то скажем вице-чемпионом Испании и напрямую пробился в Лигу чемпионов УЕФА? (помним истории ‘Хоффенхайма' в Германии, 'Лестера' в Англии, или того же ‘Ростова' в России). Кстати, в Англии именно дуополия двух медиа-гигантов - Sky Sport  и BT Sports - привела к заоблачному росту цен на показ английского футбола как внутри страны, так и по всему миру. Как оно будет с ростом доходов испанских клубов (ближе к ЧМ-2022)?