Испанская реформа продажи прав на футбольные телетрансляции. Как угодить всем – и бедным, и богатым? Ч3
Кстати, испанская лига позаимствовала и английское правило ‘no single buyer’. Это означает, что ни одна мировая медиа-компания не может купить и сосредоточить в своих руках абсолютные эксклюзивные права на испанский футбол на 100%. То есть, должна быть, как минимум, вторая медиа-компания, которая также должна участвовать в тендере и приобрести хотя бы ограниченный пакет прав на трансляции (хотя бы 1 матч в неделю, прямые/повторные трансляции, минимальное количество матчей за сезон, показ обзоров матчей, вещание и показ на других современных медиа-платформах помимо собственно телевидения и тд). Сделка на показ 3-х сезонов испанского футбола (начиная с текущего сезона 2016/2017 и до сезона 2018/2019) стоимостью 2,65 млрд евро внутри страны была заключена с медиа-компаниями Spain Telefonica, Movistar и Mediapro (в Англии, например, это SkySports и BTSports). Mediapro за 633 млн евро (общая сумма в 1.899 млрд евро за 3 сезона) вправе показывать 8 матчей в неделю. Movistar за 250 млн евро (750 млн евро за 3 сезона) вправе показывать только 1 матч в неделю, но с правом первого выбора.
Для сравнения, сейчас в Англии клуб, занявший последнее место (и вылетевший в Чемпионшип) может рассчитывать на 130 млн евро дохода, в то время как чемпион получает порядка 200 млн евро. Дополнительный или даже основной толчок к реформы в Испании дало испытание местного законодательства антимонопольным законодательством ЕС. Соответствующая жалоба несколько лет назад поступила в Брюссель от организации FASFE (http://fasfe.org/ ), в которой состоят различные фанатские группы, акционеры и участники испанских клубов) и международное движение International Soccer Centre.
Нарушает ли действующая монополия ‘Реала' и 'Барселоны' антимонопольную статью 102 Соглашения о функционировании ЕС? В Испании, кстати, в уже далеком 1996 году (20 лет назад) была ‘обратная' реформа, которая в свою очередь внедрила систему индивидуальных продаж телеправ (в сезоне 1997/1998). Тогда считалось, что клубам, наоборот, мешают свободно конкурировать внутри страны и нормально зарабатывать в рамках наложенных искусственных ограничений. И вот к чему это привело испанский футбольный телерынок спустя 20 лет – 'Топ-2' и ‘все остальные'.
Продолжение следует...