8 мин.

Спартак - Зенит: и снова гостевой!

Везёт мне на просмотры матчей. До этого никогда на стадионе с вместимостью более 10 тысяч не бывал, а тут в одну неделю уместились аншлаг в Лужниках на матче Лиги Чемпионов и противостояние двух столиц в тех же Лужниках. Если как-то кратко сравнить эти два похода на футбол, стоит отметить, что игра Спартак-Челси была интереснее именно в игровом плане, а в битве Спартака и Зенита меня покорила зенитовская трибуна своим болением. Кажется, что до сих пор что-то внутри подпрыгивает, дрожжит, подпеваем, скандирует...!

Во вторник вечером, подъехав к кассам Лужников, я обнаружил закрытые окошки. Не один я. Были и другие. Меня до матча некоторые люди предупреждали, что билет в сектор Зенита будет купить проблематично. Странно легко и обыденно я приобрёл два билета для себя и Вити(James_Lowell) в Театральной палатке. В этот раз решил спуститься пониже — из сектора D6 — в D2.

В среду, как и договаривались, встретились с James_Lowell в центре зала на станции м. Кропоткинская. Добрались до Фрунзенской и вышли там, чтобы встретиться с Tnch(зачем? об этом я напишу, отдельно, когда придёт время))). От памятника Фрунзе — к выходу из метро. Оттуда по осенним дворикам Москвы до Лужников. Отличная вышла прогулка. Успели даже, кажется, с Таней и её спутницами каким-то соображениями обменяться. Не знаю что там творилось в этот раз на Спортивной, но до стадиона дошли свободно. Да, понималось и чувствовалось, что это не аншлаг недельной давности.

Уже пройдя всяческие досмотры, проверки и прочие металлоискатели, окунулись в сине-бело-голубое море. Подтрибунка в секторе D, гостевая часть, вся была заполонена, захвачена, заполнена болельщиками Зенита. Стало как-то радостно и спокойно — свои. Наши!

Коротая время до начала матча на зябкой трибуне, питерцы пробовали свои заряды, проверяя — не отсырел ли порох, не сковал ли холод лужёные глотки преданных болельщиков Зенита. Но уже на этой импровизированной «разминке» стало ясно — всё в порядке. А я между тем начал замечать меленький снежок, который слегка посыпал выходящих на поле игроков. В голове крутились чертыхания в адрес ужасного гимна «Росгосстраха», не менее ужасного гимна Спартака(вот вам, спартачи!!)), а вот Футбольный марш Блантера — отличная штуковина, передающая какие-то ностальгические советские нотки. Время и люди изменились. Изменилась игра, но этот марш ничуть не выглядит рудиментом, непонятно зачем не отсечённым в современных реалиях.

Поначалу игра не радует. Не хватает скорости. Зенит всё никак не раскачается. Скована льдами Аврора. Всё никак не начнёт палить по красно-белым врагам. Увы, не начнёт она палить и к концу матча, когда на уровне подсознания всплывали пушкинские строки вперемешку с хилевскими. Аврора спала, а внутренний голос негодуя не без иронии вопрошал: «Что тебе снится крейсер Аврора?»

Такой старт матча, впрочем, не навевал мне скуки по одной лишь причине — я был в секторе Зенита. Никогда раньше не будучи на играх питерского клуба, я не очень-то знал репертуар болельщиков — лишь самые простые заряды. Да и одно дело теория, а другое — практика. Уютно кресло и враждебная трибуна — совсем разные культуры боления. Уже в середине встречи или ближе к концу я наряду со всеми подхватывал кричалки и песни. Этим неизбежно проникаешься, находясь там, внутри, глядя на ровные ряды, заряжающие синхронно и громогласно. Эти эмоции ни с чем не сравнимы. Они доходят до самого сердца и где-то там остаются тёплым шевелящимся комочком доброй удалой энергии.

Спартак дома, но играет от обороны. Порой кажется, что Зенит владеет мячом в этом матче, как Барселона обычно в матчах Примеры. Все попытки Спартака не удаётся назвать даже попытками огрызнуться. Зенит владеет инициативой, но сильного, качественного давления не выходит. Да и моментов за 45 минут превосходства немного. Удар со штрафного в дебюте матча, удар Семака в дальний угол, да попытка Кержакова с полулёту замкнуть навес партнёра. Тогда я ещё не знал, а в трансляции матча Георгий сказал, что ЦСКА сыграл в нулевую ничью. Успокоеный довольный своим превосходством Зенит уходил в раздевалку.

Уж не знаю что там такого говорил Спалетти, как мотивировал команду Карпин, но на второй тайм вышли другие команды. Нельзя сказать, что они переоделись футболками. Первый тайм Зенит сыграл не так агрессивно и нацелленно, как Спартак второй. Победа москвичей, наверное, закономерна в большей степени, хотя без последних десяти минут я бы сказал что матч равный, пусть в эти 10 минут Данни и запулил в перекладину. Спартак обложил Зенит штрафными. Спартак давил. Зенит не мог распрямиться. Пружина заела.

Я не хочу особенно касаться темы судейства, но перед началом матча я сказал Вите, что боюсь, ибо Егоров. Ну не люблю я этого судью и всё. Насчёт пенальти. Как это смотрелось с трибуны. Момент на 61-ой минуте не представлялся криминальным вообще — Алвеш не видел Веллитона и играл по мячу, а бразилец выскочил из-за спины и вставил свою ногу. Так что карточке за симуляцию не удивился. Уже потом, после матча, посмотрев видеоповтор понял — пенальти был. В вот повтор второго момента убедил меня ещё больше в том, что пенальти там не было, как и показалось в первый момент на трибуне. Обычная для штрафной борьба. Да, Алвеш положил руку на плечо Ари, но таких эпизодов в каждой игре десятки. Самое главное, что португалец ногой-то сыграл в мяч, носком бутсы вытолкнув снаряд из под ног Ари. Обидно проигрывать, пропуская с пенальти. На 61-й минуте наказание было бы более уместным и для Зенита и для игры. Уверен, что Питер отыскал бы в себе силы идти отыгрываться, а Спартак организовывал бы контратаки. Это было бы интереснее и, наверное, справедливее. А так — игра консервировалась. Нерв лишь нарастал, прорастал, пробивался и в итоге вылился во всю эту финальную свару.

Ближе к середине второго тайма на игру уже не хотелось смотреть. Зенит не играл, а доигрывал, выстаивал, имитировал борьбу. Зато на гостевой трибуне было весело — зажигались фаеры, распевались песни. Одну из них я запомню навсегда, потому что пел вместе со всеми и это было прекрасно.

Вперед, Зенит! Ты лучше всех на свете!

Тебе дарованы огонь и сила!

Когда фанаты и команда вместе —

Всегда ты первый на просторах мира!

Зарядим все вместе,

Чтоб веселее было,

Чтоб не кончалась

Вовеки эта песня!

Раньше я как-то не очень понимал этого стадионного «фанатенья», а теперь вижу как это красиво и органично, если правильно и умело организовано. Высвобождается такое море позитива в процессе дружной поддержки команды, что очень трудно удержаться от ликования.

Для того, чтобы охарактеризовать результат встречи не нужно было уходить с трибун, долго что-то анализировать и записывать. Выводы были на поверхности вчера и сейчас они уже не вкуснее холодных пирожков.

— Карпин переиграл Спалетти. Он сумел команду выстроить тактически грамотно до матча и изменить рисунок игры после перерыва заменой Жано на Ари.

— Зениту очень сильно не хватило физики. Может быть, понимая это, Спалетти и сказал команде опуститься в оборону, потому что если бы, зная результат матча ЦСКА, он хотел сушить игру, он вряд ли снимал бы Семака и выпускал Лазовича. Скорее всего итальянец просто сказал своим играть экономичнее. Но играть экономично в дерби нельзя. Тут надо затрачиваться на все 120%.

Увы, стычка Денисова с Карпиным, физитерапевта Тони, напавшего на Симутенкова, и прочих боевитых лиц подпортила впечатления от просмотра матча. После этого Зенит ушёл в раздевалку и не пошёл к трибуне. А болельщики заслужили. На этом холоде, лишённые возможности греться, играя в футбол 90 минут, они всё равно болели лучше всех.

Трибуну D, конечно, выпускали последней. Меня подбивали на то, чтобы уйти чуть пораньше, но я стоически отказывался. И не зря. Не потому, что увидел гол Спартака и отвратную потасовку, а потому что потом, когда противоположные трибуны начинали по-тихоньку пустеть, я наконец набрался смелости и полез пообщаться к Михаилу Поленову, который весь второй тайм провёл метрах в десяти от нас.

Ещё в перерыве, когда Витя отправился за чаем, я пританцовывая рядом с проходом, увидел Мишу, который прошёл рядом и поднялся чуть выше, встав прямо за «балкончиком» на гостевой трибуне. После начала второго тайма мы некоторое время всё же гадали — Поленов это или нет, а когда согласились, что он, стали время от времени поглядывать на него, отслеживая реакцию на события в поле. Комментатор НТВ+ был удивительно сдержан и лишь курил одну сигарету за другой, то ли сгорая от волнения внутренне, то ли просто греясь.

Когда назначили пенальти, я больше смотрел на Михаила. Мне хотелось в его лице прочесть что-то такое, что вот сейчас вселит в меня уверенность — всё будет хорошо! Поленов выкурил одну сигарету покуда Ари уводили за пределы поля и Комбаров готовился к пробитию пенальти. Гол. Поленов достал ещё одну сигарету и закурил. Футбол смотреть уже не хотелось. Было горько на душе и совершенно не хотелось составлять мысленно никакие отчёты.

Несколько абзацев выше я уже писал, что ожидая своей очереди выхода с трибуны, мы добрались до Миши Поленова. Попросили сфотографироваться. Миша попробовал отшутиться, мол не тот масштаб. Не вышло. Сфотографировались. А потом минут 30-40 стояли и болтали о футболе и отчасти о жизни. Пожалуй, это самый интересный разговор о футболе из тех, что бывали у меня в реале. Мы успели обсудить и еврокубки, и «гада Пасторе», который получил красную и не приедет в Москву, и чудеса в решете в исполнении Массимо Оддо в Неаполе, и «банду Торбинского с Денисовым», и возможное проведение ЧМ-2018 в России, и «Международную Панораму» — передачу Михаила о Европейских Чемпионатах. Были и другие темы, увы, память у меня не чета штирлицовской))

Эта встреча с ещё одним комментатором НТВ+(с Геогием Черданцевым играли в футбол, Кирилла Дементьева я видел в метро в первую же неделю после приезда в Москву) придала мне сил. Скрасила вечер. Ах, конечно, мы ещё говорили о конкурсе комментаторов, через который Михаил попал на НТВ+. Быстрее бы результаты первого тура!!!

Болельщики Зенита, войдя в метро, спускаясь на эскалаторе, распевали песни и кричалки. Это удивительно. Про «проходы к стадиону» я слышал, но вот «проходы в метро» — это что-то новенькое для меня. Было тепло и уютно. Не думалось о поражении. Думалось о том, что у Зенита всё будет хорошо.

Выйдя у себя на Университете, я добирался до ГЗ МГУ, незаметно напевая мелодию «Города над вольной невой». Всё у Зенита будет хорошо. И у нас тоже.