С чистого листа
Игорь Новиков в превью к матчу Лиги чемпионов между «Зенитом» и «Бенфикой» рассказывает о том, что два этих клуба намерены начать историю противостояния с чистого листа и сделать это могут довольно ярко.
Один известный футбольный комментатор любит повторять, что финал Лиги чемпионов может быть таким, каким этому финалу захочется быть — на то он и финал — самый важный матч футбольного года в Европе. В определенном смысле это лукавство, фигура речи, отвлекающий маневр, маскирующий досаду на капризный финал, который не удался, но и доля правды в этом есть.А вот матч 1/8 финала Лиги чемпионов и правда может быть любым: болельщики «Зенита» с готовностью расскажут о том, какой будет эта игра, потом свою вариацию на заданную тему представят болельщики «Бенфики», а матч, который 15 февраля состоится на одном из промерзших российских полей, в одной из застигнутых зимою столиц, возьмет и обманет все ожидания. Важно то, что «Зенит» и «Бенфика», вписывая свои имена в общеевропейскую футбольную историю, обновляют (в случае с португальцами) и создают (в случае с питерцами) свою собственную историю и историю уникального и неповторимого противостояния.
Как бы ни хотелось питерскому болельщику щегольнуть перед португальским, а еще больше перед своим, российским собратом тем фактом, что в далеком 1964 году «Зенит» обыгрывал во Флоренции двукратного обладателя Кубка чемпионов с самим Эйсебио в составе, выглядеть это будет несколько смешно. Слегка соприкоснувшись в далекой Италии далеких времен, синусоиды клубных историй пошли писать свои футбольные версты направо и налево с тем, чтобы снова сойтись, быть может, лишь на несколько недель перед другим долгим расставанием. Но сойдутся они уже в другой эпохе, в другом измерении, в другом формате.
О сходствах
Жизнь бесцеремонно и несколько вульгарно уравняла два этих клуба не по футбольной родовитости, а по футбольному умению. Обе команды на сегодняшний день объединяет один немаловажный стилистический момент — и «Зенит», и «Бенфика» — играющие команды. Можно долго, до хрипоты спорить о том, где собраны более классные мастера, но фактом остается то, что оба клуба, в нынешнем их виде, большую часть времени играют в футбол, а не мучаются на поле, обрекая на муки других.
И в «Зените», и в «Бенфике» есть ярко выраженные бомбардиры: Оскар Кардосо успел наколотить за пять сезонов в Португалии более сотни мячей, а Александр Кержаков — утвердиться в роли лучшего бомбардира в истории питерского клуба. И там и здесь есть футболисты определенной формации, отвечающие за креатив, за последний и предпоследний пас: Гайтан и Аймар — у «Бенфики», Данни, о травме которого поговорим отдельно, и Лазович — у «Зенита». В обеих командах есть как минимум по одному стержневому игроку в центре поля, склонному к выжиганию подведомственной территории, но не чуждому атакующим действиям (Витцель–Денисов).
Словом, на «Петровском» (или в «Лужниках») в первом случае и точно на «Да Луже» в случае втором сойдутся лицом к лицу соперники, способные и, главное, готовые сыграть ярко, безрассудно и хлестко. Предвкушая этот поединок равных команд, вспоминаются те самые игры «Зенита» в Кубке УЕФА с испанским «Вильярреалом», через которые по сути и началось эпическое восхождение питерцев к первому европейскому трофею.
Без Данни
У «Бенфики» нет ни одной потери, хотя бы отчасти сопоставимой с потерей «Зенита» в лице Данни: кстати, разрыв крестообразных связок приключился у португальца во время тренировочного сбора аккурат во Флоренции — вот уж зигзаг судьбы. И это, на первый взгляд, весомый аргумент в пользу «орлов», но так ли это на самом деле?
Исторически «Зенит» — мы сейчас говорим о «Зените» нового или, если хотите, новейшего времени — умеет проходить ключевые, переломные матчи без признанных лидеров: «Баварию» громили без Аршавина, а в финале Кубка УЕФА шотландцев били без Погребняка, ничья с «Порту», претворившая в жизнь мечту миллионов болельщиков с берегов Невы, была добыта без Кержакова. К тому же, имея в составе Данни, «Зенит», безусловно, играет ярче и зажигательнее, но в то же время проще и прямолинейнее — не в плане принятия решений и их технического осуществления, а в плане построения игры. Почти все за центральной линией поля зависит от Данни, что значительно облегчает сопернику задачу на матч. Отсутствие португальца подстегнет Лучано Спаллетти к внесению некоторого разнообразия в тактический рисунок «Зенита», а футболистов — к большей самоотдаче.
Футбол устроен по тем же законам, что и жизнь, а в жизни зачастую ни одно испытание не посылается тому, кто не в силах его преодолеть. 15 февраля объявляется днем испытаний: термобелья — для теплолюбивых португальцев; важнейшего матча без Данни в составе — для питерцев.
Этот текст написан для «Ридер Total Football» в прошлую пятницу.