10 мин.

Вальекас и Райо Вальекано. Годы после войны. Часть I

Испания переживала тяжелые времена и голод, карточная система распределения товаров была введена по всей стране, продукты (горох, батат, треска, масло, сахар, и время от времени кофе, шоколад, айва и мыло) распределялись Комиссариатом по Снабжению.

Прозвище Вальекаса «Маленькая Россия» получило двойной смысл. С одной стороны, килограмм сахара стоил столько же, сколько баночка пива или билет в кино, с другой стороны, профсоюз выделял кофе ресторанам - всего по 5 килограммов кофе и 10 килограммов сахара в месяц.

«Для спекулянтов наступил звездный час», - рассказывал Лоренсо Ибаньес из бара Ла Эстуфа. Его отцу на рынке Антон Мартин, где совершалось много подпольных сделок, как-то продали мешок с несколькими килограммами сахара, а когда он дома открыл его, оказалось, что мешок был заполнен древесными опилками.

Открытие кафе. Фотография Виктора Эстанко Ла Пресилья

Открытие кафе. Фотография Виктора Эстанко Ла Пресилья

Те, у кого были деньги, приезжали в Пуенте де Вальекас на угол улицы Монте Игуэльдо с Авендида де ла Альбуфэра, чтобы выпить кофе в кафе Колумба. Одна порция кофе стоила в баре 40 сантимов, а килограмм замороженного мяса стоил 8 песет. Учитывая, что служащий 1-ой (высшей) категории зарабатывал около шести тысяч песет в год, очевидно, что отцам семейств приходилось работать на нескольких работах, чтобы в домах на столе каждый день была горячая еда.

Муниципальный оркестер и молодые вальеканки. Фотографии предоставлены Луисой Алонсо

Муниципальный оркестр и молодые вальеканки. Фотографии предоставлены Луисой Алонсо

Но даже в такие тяжелые времена люди не забывали о развлечениях. В Вальекасе знали толк в веселье и народных гуляниях.

В Вилле на арене, окружённой деревянным забором, проводились бои быков. «Существовал обычай, – рассказывает Луиса Алонсо, – когда каждая семья покупала пару метров веревки, которую натягивали на ограждение, чтобы показать, что места заняты. Если это удавалось сделать, потом надо было купить билет и принести стулья из дома. Юноши и девушки ожидали начала боев около столбов Берруга, откуда выпускали быков и начинался их прогон. Говорят, раньше в Пуенте де Вальекас была местная арена для корриды, примыкавшая к вальеканскому стадиону, но я не знаю этого точно, а только слышала о ней от более пожилых жителей».

Площадка для боя быков. Фотография предоставлена Константино Мартинесом Соуто

Площадка для боя быков. Фотография предоставлена Константино Мартинесом Соуто

После войны проводилось много различных карнавалов, хотя никто не мог надевать полумаски или маски. «В Вальекасе, – продолжает Луиса, – была группа женщин, которые нарушили запрет. Они были очень забавными и разрисовали лица таким образом, что их никто не узнал, входили в дома и бары, внося переполох: Илариа «Ла Репоча», Фернанда «Ла Каина» и «Лос Чопильос». Тем временем местный полицейский Константино, которого все знали как Тино, шел за ними, выполняя свою функцию представителя власти. Они бежали крича: «Идет Тино! Идет Тино!».

Он был человеком, к которому в районе относились по-родственному и любили до такой степени, что ходила присказка, что когда кто-то оставался должен, в магазине говорили: «Если ты не собираешься платить, я пойду к Тино».

Тино в баре Ла Эстуфа. Предоставлено Луисой Алонсо

Тино в баре Ла Эстуфа. Предоставлено Луисой Алонсо

В день святого Марка[1] вальеканцы ходили есть тортильи [2] на Фуенте де Каррантона, а потом шли танцевать; до войны эта была танцевальная площадка «Ла Наталья», а после неё «Эль Чулетин».

Так как продажа табака тоже была ограничена, для его покупки была введена карточка курильщика, наиболее зависимые от никотина должны были ходить на черный рынок в Пуенте Вальекас, где его можно было легко купить.

Для того, чтобы описать фигуру ночного сторожа, одного из символов тех времен, я обратилась к Феликсу Уседе Диасу, с 1945 по 1954 гг. бывшего государственным служащим в Пуенте де Вальекас. Он предоставил нам фотографию со своим товарищем (первый слева) Мариано Васкесом, шефом и главой Муниципальной Полиции, Валериано Ортегой и Рикардо Махадасом.

Мариано Васкес, Валериано Ортега, Рикардо Махадас и Феликс Уседа

Мариано Васкес, Валериано Ортега, Рикардо Махадас и Феликс Уседа

 

«До присоединения к Мадриду мы подчинялись мэрии Вальекаса, в те времена возглавляемую городским советником Альфонсо Васкесом. В мою зону ответственности входили Авенида де Пенья Приета, Камино де Валдеррибас и Пикос де Альмансор, часы работы были с 10 вечера до 7 утра, понедельник был выходным, а заработная плата составляла 13 песет плюс чаевые.

У нас была с собой связка ключей от домов, но наша задача была следить за спокойствием на улицах, поскольку в те времена, в отличие от столицы, почти все подъезды были открыты нараспашку.

Мы были очень дружным коллективом и на празднике святой Кармилы играли на поле Райо против счетоводов (муниципальные сотрудники, которые пересчитывали товары, привозившиеся на грузовиках для частных предприятий)».

Лос Серенос де Вальекас. Предоставлено Феликсом Уседа (Первый справа в нижнем ряду)

Лос Серенос де Вальекас. Предоставлено Феликсом Уседа (Первый справа в нижнем ряду)

По совпадению, этот очень приятный человек - отец бывшего администратора клуба с красной полосой и бывшего директора Спортивного Городка Райо Вальекано Феликса Уседы Рады.

Ученицы колледжа Франциско Фатоу (1945). Предоставлено Луисой Алонсо

Ученицы колледжа Франциско Фатоу (1945). Предоставлено Луисой Алонсо

Лучшие воспоминания Луисы Алонсо связаны с колледжем Франциско Фатоу и её учительницей доньей Кармен.

Франциско Фатоу Лукас был учителем родом из Кадиса, после работы в Убрике[3] он переехал в Вальекас, став членом городского совета в мэрии Виллы и благодаря своей добросердечности любимцем всех вальеканцев.

Группы школьников Пуенте де Вальекас. Архив Мадрида и семейный альбом Пако Рамоса

Группы школьников Пуенте де Вальекас. Архив Мадрида и семейный альбом Пако Рамоса

В 1947 году в Вальекасе выпал град размером «с арбуз» и погубил урожай. Как это описывала Луиса:

«Убил животных, уничтожил урожай, побил стекла… кошмар, кошмар. В тот день моя мать посмотрела на небо и сказала мне: «Дочка, давай встретимся дома, сейчас будут падать камни». Тут же начался град и одна из градин упала прямо на одну из наших куриц в курятнике, который был в нашем загородном доме. Кажется, я видела её с распоротым животом, бедная отправилась в горшок для мяса». Вальекас объявили зоной бедствия.

Прачечная носила название «Ла Поса», в дверях, собирая плату за вход, сидел сеньор Руфино, до того как в дома провели водопровод это было единственным местом, где можно было постирать одежду. Ни у кого не было денег, но все было построено на честности: если кто-то забывал в прачечной мыло, его сохраняли до того, как этот человек придет в следующий раз.

В те времена в поселке Вальекас была группа молодых людей, которые организовали футбольную команду с названием Лос Релампагос [Молнии], как рассказывал Константино Мартинес Соуто: «Лига была создана под руководством священника колледжа Ла Сьюдад де Лос Мучачос [Город Мальчиков] в Пуенте де Вальекас, поэтому в это время спортивные соревнования называли «Чемпионатом среди приходов». Были и другие команды, которые играли просто ради удовольствия.

Лос Релампагос и другая любительская команда из Вальекаса. Предоставлены Константино Мартинесом Соуто

Лос Релампагос и другая любительская команда из Вальекаса. Фотографии предоставлены Константино Мартинесом Соуто

В послевоенный период в Вилле появился первый в Мадридском регионе троллейбус, линия которого была открыта 16 июля 1949 года, а парк располагался на Авениде де лос Каидос. Те, кто им пользовался, рассказывали, что троллейбусы иногда бились током, а также достаточно часто сходили с проводов и были вынуждены стоять на месте, пока не приедет аварийная служба. Поэтому риск опоздать был велик, и чтобы добраться из Пуенте в Мадрид, люди предпочитали метро. В 1966 году все электрооборудование было демонтировано.

Троллейбус. Фотография: Архив Диарио Мадрид

Троллейбус. Фотография: Архив Диарио Мадрид

В 50-е годы Испания начала восстанавливаться, а вместе с ней потихоньку и Вальекас. Пуенте, Нумансия и другие пригороды, такие как Посо, Энтревиас и др. из-за эмиграции из Кантабрии, Андалусии, Эстремадуры и Кастилии переживали значительное увеличение населения, в то время как население Виллы до рубежа 60-ых-70-ых годов не превышало 4 214 человек.

Несмотря на то, что я обращалась к множеству исторических источников, я также использовала и рассказы анонимных вальеканцев, совмещая их и добавляя свидетельства и истории из жизни отдельных людей, которые не были задокументированы.

Голод – не тетка, и поэтому многие подростки из Пуенте де Вальекас научились бегать быстрее, чем охрана огородов и садов Чина (сегодня здесь находится трасса М-30), откуда таскали фрукты и овощи: морковь, капусту, помидоры, лук, огурцы, дыни и арбузы.

Население Пуэнте, сердца Вальекаса, делилось на три части. С одной стороны, здесь были случайные люди, которые приезжали в погоне за деньгами, но не обосновывались надолго, так как постоянно менялись - уезжали одни, приезжали другие. С другой стороны, фалангисты разгуливали по району с видом победителей, и наконец, были «остальные», которых было больше всего и которые проиграли войну.

Бар Сагу, который сейчас называется Модесто, располагался на Авенида де ла Альбуфэра №3. Там чашкой кофе и рюмкой браги завтракали рабочие до начала рабочей смены.

В течение дня сюда забегали многие из сотрудников Райо, среди которых был и Херонимо Мартинес, также здесь, несмотря на то, что это было запрещено, тайно играли в покер на деньги, порой достаточно большие. В этом баре, который впоследствии назывался Сантандер, было совершенно хладнокровное убийство одного из его клиентов. Педро Роис, сын бывшего президента Райо Хуана Роиса Моранте, был свидетелем этого: «Мужчина стоял у стойки и перебрасывался словами с каким-то фалангистом, тот достал пистолет и всадил в упор в него две пули».

Во всей этой сумятице, как и в других районах и городах, промышляли воры, известные полиции под своими жаргонными кличками: «Эль Количе» [Вечеринка], «Эль Кохо» [Хромой], «Эль Патозумба» [Утенок], «Эль Кали[4]», «Эль Гордо» [Толстый], братья «Эль Тофелин[5]» и «Эль Вентура» [Везунчик], «Эль Дабмо[6]» и «Эль Ботас» [Ботинки].

Процветали юные маргиналы, ходившие с рюкзачками и в коротких штанах, в тех же самых, которые они носили в школах, в определенные часы встречались в трамваях и метро и, пользуясь давкой, с невероятной ловкостью воровали деньги у пассажиров и прохожих. То есть, занимались тем же самым, что происходит и сегодня и входит в компетенцию управления Феникс Национальной Полиции. Их поле деятельности всегда было далеко от их родных кварталов, где они были нормальными подростками, играющими на улицах в футбол и в крышки.

Часть добычи они в стиле Робина Гуда тратили на угощение бутербродами и газировкой более обездоленных детей, с которыми встречались в очередях на Бульваре. Смерть «Эль Моньиго» [Дерьмо], которого зарезали ножом в Новый год на Пуерте дель Соль, вызвала в Пуенте большое потрясение.

[1] Апостол Марк - один из четверых евангелистов, апостол от семидесяти. День его поминовения 25 апреля.

[2] Тортилья - тонкая лепёшка из кукурузной или пшеничной муки, употребляемая в пищу главным образом в испаноязычных странах.

[3] Убрике (исп. Ubrique) — город и муниципалитет в Испании, входит в провинцию Кадис, в составе автономного сообщества Андалусия.

[4] Видимо, эта кличка произошла от одного из крупнейших городов Колумбии Кали

[5] Кличка идет от марки обуви

[6] В честь диснеевского мультика про слоненка