Снег на трибунах в Егорьевске
12 февраля 2017 г. Егорьевск, стадион «Мастер-Сатурн». Турнир памяти В. И. Гуляева, групповая стадия. УОР №5 – ФВА (Серпухов) 15:0 (5:0). 20 зрителей (вмещает 1000).
Турнир памяти космонавта Гуляева – фактически, зимнее первенство Московской области. Заявляются туда все желающие клубы, независимо от статуса – есть и играющие в Третьем дивизионе, и участники чемпионата области. УОР №5 – клуб группы А Третьего дивизиона (зона «Московская область»), а ФВА – это не очень понятно, какой клуб. Возможно, он был создан только перед турниром памяти Гуляева – в прошлогодних областных турнирах он замечен не был или играл под другим названием.
Судя по фото- и видеоотчетам о матчах, в турнире памяти Гуляева играют либо на снегу, либо на расчищенных полях. В данном случае имел место второй вариант – искусственное поле, плюс с подогревом (как сказал один местный болельщик). Поле егорьевского стадиона пребывало в идеальном состоянии. Обильно падающий снег тут же таял, не оставляя никаких последствий своего падания.
Стадион «Мастер-Сатурн» находится на дальней южной окраине Егорьевска. А автобус (и электричка, ходящая из Москвы пару раз в день) прибывает на автовокзал, который расположен на крайней северной окраине города. Между двумя этими точками лежит не очень маленький купеческий город. Посмотрел заранее на Яндекс.Картах – до стадиона (не до самого стадиона, а до местности рядом) можно добраться на автобусе, который ходит раз в час и идет тоже целый час, объезжая весь город по замысловатому маршруту. Решил упростить процесс при помощи дежурящего у автовокзала такси (200 рублей в одну сторону). По дороге договорился с таксистом об обратной поездке («да не вопрос, запиши телефон, позвони, подъеду, тут к нам на футбол ездят иногда, и футболисты ездят, и вообще люди, да, ездят, ездят»).
Стадион находится на территории УОР №5 – Училища Олимпийского Резерва. Судя по названию стадиона, раньше это училище ассоциировалось с раменским «Сатурном». Как сейчас – неизвестно. Чтобы войти на территорию спортивной базы, надо предъявить на проходной паспорт (данные записываются в толстую тетрадь). Обыска не происходит, но охранник строго говорит: «На матче не курить, вина не пить».
Теперь о стадионе. Трибуны окружают поле с трех сторон (основная вдоль поля, еще одна, небольшая, вдоль поля, и одна за воротами). Основная трибуна имеет разную высотность: в средней своей части – рядов 10 или 12, по краям пониже. Остальные трибуны – ряда примерно по четыре.
Трибуны практически полностью завалены снегом, причем, все – и центральная, и остальные. На сиденьях лежит не просто снег, а свалявшиеся, уплотнившиеся сугробы. Видно, что этот снег не чистили никогда, вернее, с осени, с того времени, когда он естественным образом стал падать, потом еще падать, потом еще и еще, пока не образовались вот эти слежавшиеся сугробы.
Обошел стадион по периметру, пофотографировал. Вернулся к центральной трибуне с целью залезть повыше – надо было обрести новый фотообзор. Тем более, что сиденья верхнего ряда, в отличие от остальных, не были погребены под свалявшимися сугробиками, на них было совсем немного снега. Наверное, это из-за того, что верхний ряд был обдуваем ветром.
Подъем на верхний ряд стал непростым испытанием. Лестница металлическая. На каждой ступеньке – снежно-ледяной валик высотой примерно 20 сантиметров. Лестница не сплошная – перед каждой ступенькой впереди, при подъеме, – пустое пространство. Если поскользнуться вперед и попасть ногой в эту щель – перелом гарантирован. Идти реально трудно. Пару раз поскользнулся, к счастью, без последствий.
Посидел на верхнем ряду, рядом с ребятами лет двенадцати, судя по разговору – учащимися УОР №5. Ребята хорошие, интеллигентные (судя по их разговорам). Кажется, все происходящее вокруг команды УОР №5 не интересует никого, кроме людей, которые имеют непосредственное отношение к этому самому УОР №5. То есть, сложилось впечатление, что это не городская команда, а именно команда училища. Возможно, это не так. Надо будет съездить сюда летом и проверить эту гипотезу.
Кроме трех или четырех упомянутых ребят, на верхнем ряду главной трибуны сидело еще человек пятнадцать, сплоченной группой. Это были не фанаты, а, кажется, тоже питомцы УОР №5. Они не кричали кричалки, вообще никак не проявляли фанатизма, только слегка хлопали, когда УОР №5 забивал свои голы.
Сидеть на верхнем ярусе было не очень уютно. Стадион сконструирован так, что этот самый верхний ярус фактически висит над бездной (пусть эта бездна и не превышает своей глубиной пяти метров). Любое шевеление других болельщиков вызывало устрашающую вибрацию. Это все, конечно, глупости, но было – да, неуютно.
В перерыве спустился на поверхность Земли. Спуск занял минуты две, приходилось держаться обеими руками за перила. Выглядело это со стороны, наверное, не очень. Неуклюжесть. Ну а что делать.
К этому времени УОР №5 вел со счетом 5:0. В самом начале серпуховская команда как-то держалась, сопротивлялась, даже огрызалась (безуспешно). Счет 0:0 держался, кажется, минут 15 или 20. Потом в серпуховские ворота полетели голы. Во втором тайме серпуховцы (серпуховчане?) заменили вратаря (он играл в желтом свитере без номера) и совершенно рассыпались. Почти каждая атака Егорьевска заканчивалась голом. Это было просто смешно. Считать было трудно. В разговорах со стоящими у кромки поля болельщиками было зафиксировано несколько версий счета – от 15:0 до 17:0. Судьи, кажется, тоже запутались в этом диком счете.
Кстати, одним из боковых судей была девушка-блондинка.
Поймал себя на мысли, что никогда не был на футбольном матче, который закончился бы таким диким, несусветным разгромом.
Подумалось, что, наверное, не очень удобно болеть за команду, которая называется УОР №5 (к ФВА это тоже относится). Может быть, стоило назваться просто «Егорьевск», или хотя бы «Текстильщик» (в Егорьевске было мощное текстильное производство, правда, от него сейчас ничего не осталось). Ну или еще как-нибудь. Но не УОР №5. Надо все-таки как-то над неймингом работать.
Хотя, возможно, команде УОР №5 не нужны никакие болельщики. Их игры – это часть учебного процесса. Стадион максимально отгорожен от города. Деталь: во время игры егорьевский тренер, невзирая на счет, все время очень громко кричал своим подопечным: «Внимательнее! Активнее! Садимся, садимся! Ну держи, держи своего!», и так далее. Этот матч был просто очередной тренировкой, и зрители в этом процессе не то, чтобы лишние, но…
Еще подумал: в этой игре не перед зрителями, а перед сугробами, было что-то от современного искусства, и в этом смысле матч был совершенно прекрасен. Идеальное зеленое поле, неподвижные стылые сугробы в качестве безмолвных свидетелей этой, в общем-то, бессмысленной игры – как это было прекрасно, лирично, возвышенно (это потом стало понятно, позже). Да, хорошо.
Вино с собой было, но раз охранники сказали не пить, то и не пил (конечно, можно было бы, но как-то настроения не было). Начал пить вино уже за воротами базы, в процессе ожидания такси («здравствуйте, да, помню, конечно, подъеду минут через десять»).
На автостанции Егорьевска есть бесплатный туалет. Зашел. За столом сидит женщина, другая женщина моет пол. Первая говорит второй: «Приворот можно делать на…», и далее перечисляет вещества, в том числе выделения человека. Прошел в туалет, воспользовался туалетом. На выходе первая женщина говорит второй: «Вот я, например, делала приворот на…», и далее следует перечисление веществ и выделений, от которого хочется блевать, от которого хочется побыстрее вылететь из помещения бесплатного туалета, что и было сделано.