8 мин.

Вальекас и Райо Вальекано. Конец Войны. Часть I

Стадион, превратившийся в тюрьму

Старый футбольной стадион Вальекса переживал времена, составившие темную часть его истории, времена далекие от спорта, времена, когда он превратился в место скорби и слез тех, кого несправедливо преследовали и помещали в конце Гражданской войны в этот импровизированный концентрационный лагерь, где никто не знал, что его ждет.

Эстадио де Вальекас

Эстадио де Вальекас

Все соседние жители организовали передачу снаружи продуктов питания и теплой одежды, что провоцировало множество конфликтов с силами правопорядка, целью которых было не допустить этого. Увеличивалось число заключенных и убийств в темное время суток, страх заполнил город, до тех пока расколотая Испания шаг за шагом не перестроилась и не возродилась из пепла в послевоенную эпоху, которая так же была очень тяжелой.

Первый матч, который был сыгран на Стадионе Вальекаса во время мира, был между Атлетико да Авиасьон[1] с командой ВВС Германии. Жизнь должна была продолжаться и Райо Вальекано начал заново в Валексасе.

Конец войны

Позади остался период страха в районе, привыкшем к шуму артиллерии и авиации, появление которой в небе всегда заставляло бояться самого худшего.

Все начало нормализироваться и Райо благодаря Мигелю Родригесу Алсола, Эсекиелю Уэрте и другим основателям и бывшим сотрудникам также очнулся от летаргического сна. Они начали воссоздавать сломанный райстский корабль, отбирая в свою кантеру молодежь. Кто знает, сколько футбольных талантов, вернувшись с боевых фронтов, были вынуждены оставить свою мечту, чтобы пойти работать и начать помогать семьям.

С помощью собрания Родригес Алсола, защищавший цвета Райо на различных позициях в атаке, принял на себя бразды правления символом Пуенте де Вальекас, зарегистрировав клуб в Кастильской Федерации Футбола, который, представляя район с населением 25 тысяч человек, под называнием Спортивная Группа Райо (Agrupación Deportiva El Rayo; ADR) был на полностью законных основаниях был зачислен во Второй Региональный Дивизион.

Управляющий состав:

Президент: Мигель Родригес. 1-ый вице-президент: Эсекиель Уэрта. 2-ой вице-президент: Фелициано Писсаро. Секретарь:  Хуан Антон Андрес. Казначей: Хуан Уэрта. Бухгалтер: Антонио Албандеа. Делегат: Иносенте Еспиноса.

Чуть позже к ним присоединилась семейная пара, проживавшая недалеко от стадиона: Торибио Перес и Марселина Вега, занимавшиеся различной работой. Интересно, что они были родителями одного из самых значимых игроков Райо Лало (в его честь была названа одна из первых пеньей болельщиков Райо).

Модесто Уэрта продемонстрировал высокую степень мастерства в качестве игрока, играя в амплуа защитника, а Томас Родригес Рубио, который тоже играл защитника, взял на себя тренировочную работу и таким образом, после получения клубом официальной лицензии, стал первым тренером ADR, добившись с клубом множества успехов.

Карточка первого тренера Райо

Карточка первого тренера Райо

Из-за плохого состояния, в котором находились все стадионы региона, футбольные соревнования не возобновлялись до осени 1940 года. Федерация требовала, чтобы стадион был оборудован основными спортивными сооружениями, что было затруднительно для клуба, бюджет которого был чуть больше нуля.

Руководители Райо проявили инициативу и с контрактом аренды на руках обратились к владельцем земли, наследникам дона Мануеля Бетейры Ломбау, маркиза Канильехас, которые, зная, что клуб планирует проводить работы и будут вынуждены оградить 20 000 квадратных метров, подняли цену за аренду до 1 000 песет вместо бывшей до войны цены в 100 песет. Кроме того, компания Родиваль, основанная в Вальекасе и занимавшиеся продажей электроматериалов, подняла цены на свои работы. Владельцы и сосиос сеньоры Родригес и Вальдес построили кирпичный забор, раздевалки для судей и игроков и подвели воду и электричество. Так же они продолжали выплачивать арендную плату. Все имеет свою цену, так что в данном случае это привело к повышению цен билетов на матчи и другие мероприятия, организовавшиеся на «Родивале».

Первый матч первого для Райо официального чемпионата команда была вынуждена играть на стадионе Ла Мина (Карабанчель) потому что в Вальекасе ещё не были завершены работы. Второй матч игрался уже на земле Вальекаса. Комнада, тренируемая Томасом Родригесом Рубио, с 26 очками заняла второе место в своей группе и таким образом заработала выход в Первую Региональную Категорию.

Состав игроков:

Вратари: Мариано Собрино и Даниель Эскрибано.

Защитники: Хосе Димануэль Конехо, Альфонсо Муньос «Куча», Анхель Бадильо и Луис Родригес

Полузащитники: Эстебан Снас Саласар, Феликс Гомес Милонга, Валентин Гранде «Чоколате».

Крайние нападающие: Элиас Родригес и Андрес Фернандес «Тито».

Полусредние нападающие: Маурисио Мартинес «Маури», Мануэль Гранде «Лоло» и Франциско Артигас.

Центральный нападающий: Фермин Перес Калво «Чеме».

Верхний ряд (слева направо): Чеме, Тито, Лоло, Гранде, Маури, Куча, Конехо, Эскрибано, Масиас. Нижний ряд: Собрино, Саласар, Феликс и Валентин Гранде

Верхний ряд (слева направо): Чеме, Тито, Лоло, Гранде, Маури, Куча, Конехо, Эскрибано, Масиас. Нижний ряд: Собрино, Саласар, Феликс и Валентин Гранде

Документ этого периода. Расписка об оплате работы арбитров (?)

Документ этого периода. Расписка об оплате работы арбитров (?)

Левая фотография: Саласар, Валентин Гранде, Мариано Собрино. Левая фотография: М. Собрино

Левая фотография: Саласар, Валентин Гранде, Мариано Собрино.

Правая фотография: М. Собрино

Первым трансфером в истории Райо стал игрок Валентин Гранде Чоколате, за переход которого Реал Мадрид заплатил 500 песет.

Переговоры между сторонами, посвященные подписанию игроков, проходили на улице Виктория, и как это ни странно в том же месте где происходило все связанное с миром корриды. Не смотря на то, что порядок цифр при переходах и подписаниях игроков были на порядок ниже, чем сегодняшние цены, некоторым улыбалась удача подписывать многообещающую молодежь, ищущую новые горизонты и среди них были выходцы Райо. Собрино отправился в Клуб Атлетико де Авиасьон, Эстебан Санс в Реал Авилья, Клуб Атлетико де Осасунас де Памплона подписал Фермина Переса, Феликс Гомес и Родригес Рубио пополнили ряда К.Д. Бадахос.

Празднования в честь Пресвятой Девы Мария с горы Кармил, 1943 год. Слева направо: Элиас, Бадильо, Бастос, Санс, Белинчон, Бенито, Кастилья, Чули, Бальестерос, Чоко.

Празднования в честь Пресвятой Девы Мария с горы Кармил, 1943 год. Слева направо: Элиас, Бадильо, Бастос, Санс, Белинчон, Бенито, Кастилья, Чули, Бальестерос, Чоко.

Празднования в честь Пресвятой Девы Мария с горы Кармил, 1943 год

Празднования в честь Пресвятой Девы Мария с горы Кармил, 1943 год

Одним из несчастий, которые пережил клуб, была безвозвратная потеря трех рукописных журналов, которые вел администратор и бухгалтер клуба Антонио Албандеа, где с тщательностью и аккуратностью были описаны девять лет (1940 – 1949) спортивной жизни Райо.

Без сомнения, причиной стало непрофессиональное отношение к своим обязанностям одной местной газеты, которая запросила информацию, и как в ту далекую от информационных технологий эпоху, когда не существовало ни оцифровок, ни интернета, получила оригиналы, которые, к большому сожалению, пропали. Настойчивые и неоднократные усилия клуба восстановить их были бесполезны. Несколько лет спустя, благодаря усилиям райсты Антонио Родригеса Мартина стало возможным восстановить результаты и турнирные достижения этого покрытого полутьмой десятилетия, так же в этот процесс свой значимый вклад внес Игнасио Ньето-Сандоваль. Клуб балансировал межу Вторым и Первым региональным дивизионами, кроме того в течение этих восьми лет клуб поменял свой адрес.

Сезон 1944/1945. Хесус Санчае &quout;Чули&quout; забивает гол.

Сезон 1944/1945. Хесус Санчае "Чули" забивает гол.

Сезон 1945/1946. Стоят (слева направо): Мариано Собрино, Хесус Санчес, Саласар, Фриас, Ногалес, Лоло и Родригес. Сидят: Пепе Санчес, Чоко, Травеседо, Бенито (крайний слева Макси, помогавший на матчах)

Сезон 1945/1946. Стоят (слева направо): Мариано Собрино, Хесус Санчес, Саласар, Фриас, Ногалес, Лоло и Родригес. Сидят: Пепе Санчес, Чоко, Травеседо, Бенито (крайний слева Макси, помогавший на матчах)

Сезон 1945/1946. Праздник в честь Луиса Фриаса. Хосе Димануэль &quout;Конехо&quout;, Фермин &quout;Чеме&quout;, Фриас Де Пайсано и Мариано Собрино

Сезон 1945/1946. Праздник в честь Луиса Фриаса. Хосе Димануэль "Конехо", Фермин "Чеме", Фриас Де Пайсано и Мариано Собрино

Переезд на Авенида де ла Альбуфера началась с дома №9, где одна женщина из Вальекаса, донья Кармен, сдала за 25 песет квартиру, откуда сотрудники клуба ходил в бары: Ла Мар эн винс, Пико Роскон и Билларес Атиенса, а впоследствии в бар Бреа по адресу улица Мелкиадес Биенсинто №5.

Президенты Райо послевоенного периода: М.Р. Алсола, Эсекиель Уэрта, Х.Р.Рубио

Президенты Райо послевоенного периода: М.Р. Алсола, Эсекиель Уэрта, Х.Р.Рубио

Герб ADRV

 

Причины, по которым Мигель Родригес Алсола спустя несколько сезонов покинул пост президента Райо, остаются неизвестными. Кто-то говорит, что из-за своего бизнеса, но как бы то ни было после его ухода в течение двух сезонов клуб возглавлял Эсекиель Уэрта, а потом Хосе Родригес Рубио, после смерти которого летом 1947 года, Мигель Родригес Алсола пусть временно, но вернулся на свой пост, а потом на ноябрьских выборах был утвержден в своей должности, и на собрании 13 числа по согласованию с мэрией Вальекаса, родиной клуба, была утверждена смена названия с ADR el Rayo на ADRV (Agrupación Deportiva Rayo Vallecano, Спортивная Группа Райо Вальекано) с добавлением в эмблему клуба герба города.

[1] Мадридский Атлетико в период с 1939 по 1946 носил именно такое название.