Вальекас и Райо Вальекано. Президенты Райо до Гражданской войны
К 1919 году в Вальекасе уже существовали футбольные команды, которые играли свои товарищеские матчи на ныне исчезнувших полях, на месте которых сейчас находится Пенья Горбеа.
Одной из главных команд была команда Нумантино, и раскол внутри этой команды привел к созданию 29 мая 1924 года Спортивной Группы Райо (Agrupación Deportiva El Rayo), название, с одобрения всех своих товарищей, предложил один из основателей и игроков Луис Гонсалес Рубио.
Основой этой группы были братья Уэрта: Хосе Эсекель, Хулиан, Хуан и Модесто. Основание группы произошло именно в доме их матери, доньи Пруденсии Приего вдовы Уэрты, расположенным по адресу Нуестра Сеньора дель Кармен, 28, сегодня Пуерто дель Монастерио, 8.
Донья Пруденсия Приего, рядом с ней Эсекель, Хулиан (Гражданская гвардия) и Модесто Уэрта Приего
Так же в этом здании был создан склад спортивной экипировке, где хранились ворота и сетка для ворот, которая в виде рулонов вешалась на окна дома и служила для кондиционирования воздуха во время собраний.
Белинчон, Мачука и Модесто Уэрта. Родригес Рубио, Гарроте и Гонсалес.
Первая форма команды состояла из черных гетр с белыми полосами и белых шорт и маек, на которые донья Исабель Руис Валентин нашила эмблему.
Хулиан Уэрта Приего
Хулиан Уэрта Приего был выбран первым президентом, а первый матч против Нумантино закончился победой райстов 3:1. Нумантийцы не смогли смириться с поражением и были настолько расстроены, что это привело к исчезновению клуба.
Хулиан Уэрта Приего
Первый успех заключался в победе в Трофео де ла Вербена де Ентревиас [Кубок Святого Покровителя Ентревиас[1]]. Потом команда с названием Эксельсиор организовала кубок, который Райо так же выиграл, далее была одержана победа в Вальеэрмосо[2].в мачте против клуба Галилео.
В первое время команда играла дружеские матчи с различными командами других кварталов. Полем служил неогороженный участок земли, который назывался Эрильяс и располагался за домом матриарха клуба Доньи Пруденсии.
Проводились выставочные встречи, включавшие в себя фуршеты и дружеские посиделки. Они не отличались высоким уровнем организации, так же не было интереса участвовать в каких-либо более серьезных соревнованиях.
Кроме в 1926 году на военную службу отправились несколько игроков: Андрес Родригес Алзола, Паскуаль Алварес и Хосе Эсекуель Уэрта. Из-за этого за этот и за следующий год было сыграно всего несколько матчей. В этот период казначей клуба Хуан Уэрта был ответственен за хранение спортивной экипировки и 250 песет, которые составляли весь капитал клуба.
Следом за Хуаном Уэртой руководство клуба на себя взял Хосе Антонио Монтойя Аррибас, а после него Гало Андрес. В 1930 президентом стал Хосе Антонио Санчес, а в 1931 году пост занял Анастасио Эрнандес Диас, который ушел в отставку, чтобы стать футбольным арбитром и впоследствии ставший известным из-за своих жестов, которыми он сигнализировал о нарушениях.
Братья Родригес Алсола так же занимали президентский пост клуба. Во время своего управления Андрес зарегистрировал Группу в Главном Управлении Общественного Порядка и вернул клуб к активной, хотя и без участия в официальных соревнованиях, деятельности матчами против мадридских команд, но, к сожалению, он умер очень молодым.
В 1931 году Райо вступил в только что созданную Футбольную Федерацию Рабочих, в этот же год была провозглашена Республика, а король Испании Альфонсо XIII был вынужден покинуть Испанию, отправившись в изгнание со всей семьей.
Президенты Райо до Гражданской войны: Гало Андрес, А. Эрнандес, А.М. "Эль Кафето", А. Р. Алсола
С 1931 по 1936 год Райо участвовал в первой категории Рабочей Лиге Мадрида, в которой кроме него состояло ещё 10 команд, и проводил свои игры на стадионе Родиваль. Клуб начал выступления со Второго Дивизиона Мадрида, но уже на второй год участия занял первое место в своей группе и вышел в Высший Региональный Дивизион. В сезоне 1934/1935 завоевал титул в этом дивизионе. В 1936 году, перед началом Гражданской войны, место президента занял Анхель Мартинез «Эль Кафето» [Кофейное дерево], но, не сумев добиться положительных результатов, был вынужден свой пост до истечения срока мандата. Началась война и на три долгих года принесла хаос во весь спортивный мир Испании. Многие были мобилизованы, сменив свои спортивные соревнования и игровые поля на фронт боевых действий.
Сезон 1930/1931
Слева направо. Верхний ряд: Франциско Гонсалес, Тито Фернандес, Августин Гарроте, Томас Родригес Рубио, Мартинес, Мануэль Карабонель, Монтойя, Мадрид. Нижний ряд: Лоса, Баена, "Ферре"
Состав Райо в сезоне 1931/1932
Знаменитые футболисты оказывались в тюрьме и даже встречали свою смерть по обе стороны фронта. Известный голкипер Рикардо Самора[3], прозванный «Эль Дивино» [Божественный], попал в тюрьму Алкала и спасся от расстрела вместе с несколькими другими известными личностями благодаря либерал-анархисту Мелькору Родригесу[4], представителю по делам пленных II Республики известному как «Эль анхель рохо» [Красный ангел], прозвище которое произошло от названия книги написанной Альфонсо Доминго[5] и изданной кородвским издательством Альмузара. Не настолько удачливым был астурийский футболист Гале[6], который, будучи на стороне националистов, погиб во время атаки республиканской армии, или как президент Барселоны Хоспе Суньоль[7], депутат от Левой Республиканской Партии Каталонии, который во время поездки по горам около Мадрида перепутал шоссе и поприветствовал националистов сжатым кулаком и словами «Вива Республика», после чего был без суда расстрелян на 53-ем километре шоссе N-VI[8]. Республиканские ополченцы нашли его тело рядом с Гвадаррамой[9], где сейчас находится его могильная плита. Во всяком случае, так описывал его смерть Хесус Васкес в своей книге «Война в горах: Битва за Гвадарраму».
[1] Энтревиас (исп. – Entrevías) – Один из районов Пуенте де Вальекас. Сейчас входит в качестве района в округ Пуенте де Вальекас.
[2] Вальеэрмосо (исп. – Vallehermoso) – Один из районов Мадрида, сейчас входит в округ Чамбери.
[3] Рика́рдо Само́ра Марти́нес (исп. Ricardo Zamora Martínez; 1901 —1978) — испанский футбольный вратарь, тренер нескольких клубов высшей испанской лиги. Сыграл 46 матчей за сборную Испании, выступал за клубы «Эспаньол», «Барселона», «Реал Мадрид», «Ницца». Считается сильнейшим вратарём в истории испанского футбола и одним из сильнейших вратарей мира. Именем Саморы назван приз для вратарей, пропустивших меньше всех голов в чемпионате Испании за сезон. Самора вошёл в список величайших футболистов XX столетия по версии журнала World Soccer.
[4] Мелькор Родригес Гарсия (исп. Melchor Rodríguez García; 1893 – 1972) - испанский анархист и синдикалист. Член городского совета, представитель по делам пленных и непродолжительное время мэр Мадрида в течение Гражданской войны.
[5] Альфонсо Доминго Альваро (исп. Alfonso Domingo Álvaro; 1955 - ) – испанский журналист, историк и писатель. Специалист по международной политике, военный репортер, режиссер-документалист, автор более 100 работ, некоторые из которых выигрывали различные журналистские и писательские конкурсы.
[6] Гонсало Диес Гале (исп.Gonzalo Díez Galé; 1908 -1938) – испанский футболист 1920-ых – 1930-ых, который играл за Мадрид и Реал Овьедо, а так же за сборную Испании.
[7] Хосеп (Жозеп) Суньоль и Гаррига (кат. Josep Sunyol i Garriga; 1898 —1936) — испанский политик, президент футбольного клуба «Барселона» в 1935-1936 годах и «Реал Аутомовиль Клуб де Каталония» (RACC), руководитель Каталонской федерации футбола. Как дань уважения активной и продуктивной деятельности Хосепа Суньоля, его имя носит официальная ячейка Барселоны в городке Палафольс (Каталония).
[8] Шоссе от Мадрида до Ла Коруньи, идет на северо-запад от Мадрида.
[9] Гвадарра́ма (исп. Guadarrama) — город и муниципалитет в Испании, входит в провинцию Мадрид в составе автономного сообщества Мадрид. Находится на северо-западе в 48 километрах от Мадрида.