30 мин.

Ангелы и демоны. Удивительные пары полузащитников конца 90-х-начале 2000-х

Футбол конца 90-х - начала 2000-х подарил нам несколько пар центральных полузащитников, где один был настоящим "демоном", от одного взгляда которого соперники приходили в страх, а второй представлял собой светлые силы. Или был не совсем белым и пушистым, но на фоне грозного напарника смотрелся более добрым. Здесь мы приведём эти пары и вспомним путь каждого из этих футболистов. Первым описывается "демон", а вторым - "ангел".

Рой Кин-Пол Скоулз (Манчестер Юнайтед, 1993-2005)

В МЮ конца 90-х все были весьма и весьма боевитыми ребятами. В те времена даже Дэвид Бэкхем и Дуайт Йорк воевали за мяч и не жалели себя. Но один человек был невероятно брутален даже для рамок той команды.  

Фергюсон однажды сказал про Роя Кина: "Я ни у одного игрока не видел такого желания победить, как у него". 16-ый номер не знал таких языковых конструкций, как "не могу", "сдаюсь" и "пора бы расслабиться". Он цеплялся за каждый мяч так же, как однажды зацепился за возможность продолжить с футболом и не пойти в дворники (Рой завалил промежуточный экзамен). Молодого Кино долгое время не замечали, т.к. он уступал и в росте, и в технике. Ему постоянно отказывали, но теперь понятно, что фраза "вы нам не подходите" влияла на него только в сторону мотивации. Он боролся в ирландском первом дивизионе, выгрызая себе шанс пробиться выше - и его заметил "Ноттингем Форест". Там Рой продолжал биться - и снискал уважение Стюарта Пирса, легендарного "Психа". Но даже после всего этого покупка Манчестером в 3,75 миллионов фунтов казалась бредом. Только не для Фергюсона, который всё уже просчитал. Шотландец видел, что Робсона уже добивают травмы, а Инс слишком своеобразен - тогда как настоящий мужик команде потребуется и в будущем. Тем более Кантона тоже не вечен. И Рой ухватился за свой шанс и уже в первом сезоне выбил себе место в основе. Потом Инс ушёл в "Интер", Кантона в 31 завязал с футболом, Хьюз уехал в Лондон - и капитанская повязка обтянула бицепс Кина.

 

Давайте честно: у 16-го номера не было хорошей техники владения, как у Бекса. У него не было умения предугадывать события, как у Скоулзи. Он не умел кошмарить защитников так, как получалось у Гиггза - зато Рой мог закопать абсолютно любого, если этот бедняга владел мячом. Лучшее, чем он мог отделаться - испугом от свирепого взгляда ирландца. Игровая задача Кино была простой: отобрать этот чёртов мяч и отдать тому, кто с ним разберётся! И работал Рой над ней с невероятным рвением. А если наступали моменты, когда остальные не могли забить гол, то капитан решал её. Вспомним тот гол "Ювентусу", когда именно внезапное появление Кина в штрафной помогло "МЮ" совершить камбэк после двух голов Индзаги в начале. И спасённый финал Лиги Чемпионов, который пришлось капитану пропустить, прошёл в его стиле: когда все думают, что никакой надежды нет, МЮ взял и затащил концовку! Прямо как Кин, который в 15 лет рисковал всю жизнь заниматься низкооплачиваемым трудом, но пробившийся на вершину благодаря невероятному характеру!  

И именно за это его обожали и прощали все. Он мог говорить, что болельщики на "Олд Траффорд" думают только о пиве и креветках - но ему продолжали рукоплескать. Рой мог схватить очередную красную карточку, но Фергюссон всё равно будет в него верить до конца. Просто потому, что после дисквалификации Кин выйдет и уничтожит абсолютно всех! Если взаимодействие Йорка и Коула можно было сравнить с блюзом Гэри Мура, точные передачи Скоулза с математичностью британского прог-рока 70-х, а волшебные проходы Бэкса с чудесными аранжировками Queen, то жестокость и брутальность Кина можно сравнить с мощнейшими риффами Benediction и ранних Paradise Lost.  

Даже ушёл он из МЮ потому, что хотел побеждать - а команда была в стадии перестройки. Рой не мог ждать, когда Рио Фердинанд перестанет ошибаться. Но ушёл он победителем, о чём свидетельствует тот эпизод, когда Кино приехал в Манчестер в качестве тренера "Сандерленда" - болельщики встретили его такими же овациями, как и Ферги.

В английском футболе термин "реджиста" не используется, но именно этим словом я могу описать Пола Скоулза. Рыжеволосый полузащитник великолепно справлялся с обязанностью поиска вариантов для атаки - а уж забрасывал на форварда он даже лучше, чем Хаби Алонсо. Почему это у него получалось? Потому что в юности был форвардом, поэтому прекрасно чувствовал момент атаки. Скоулзи отлично знал, куда рванёт форвард после передачи - и каждый его заброс становился потенциальной голевой передачей.

 

Да, для ангела он нахватал слишком много карточек в своей карьере, но таким видением поля мог владеть только представитель светлых сил. Скоулзи обладал точностью атомного физика и знанием поля на уровне картографа. Да и он всегда оставался в тени своих партнёров, словно высшие силы, которые незаметно дают шанс героям и помогают им. Пол так же брал мяч и незаметно выдавал очередную гениальную передачу. Тем более сложно быть демоном, когда твой собрат по центральной зоне - Рой Кин. Хотя их объединяет то, что они оба прошли через кучу испытаний: Пол невысокий (168 см), боролся с бронхиальной астмой, имел проблемы со зрением и сражался с болезнью Шляттера. Но все эти препятствиями были поставлены ради того, чтобы через 25 лет Скоулзи считали одним из лучших полузащитников. Да даже Ферги назвал его одним из четверых игроков "Юнайтед" мирового уровня в свою эпоху. А мы знаем, что сэр Алекс лучше всех понимает футбол.

Дженнаро Гаттузо-Андреа Пирло (Милан, 2001-2011)

"Милан" начала 2000-х представлял собой команду настоящих профессионалов: в защите притягивали к себе мячи Кафу, Костакурта, Мальдини, Неста и Каладзе; в середине поля творили Пирло, Амброзини, Руй Кошта и Кака; в нападении шансы в голы воплощали Шевченко и Индзаги. Но был у них один парень, который придавал красоте и чёткости северной Италии (большинство известных художников родом именно из севера страны, где и находится Милан) настоящей южной страсти. Знаете, это было сродни основанию хорошей рок-группы: когда четверо имеют музыкальное образование и знают всё о композиторстве, но им нужен пятый, который умеет крутить головой и заводить толпу. Этим пятым и стал Дженнаро Гаттузо.

 

Рино в жизни весьма комичный персонаж: малограмотный калабриец, толком не знающий итальянского языка. А ещё и довольно вспыльчивый. Такой Таз из мультиков про Баггза Банни. Понятное дело, что в команде он являлся главным объектом шуток. А верный соратник по зоне полузащиты называл его terrone ("деревенщина", северные итальянцы считают южан глупыми). Но на поле вся его злость переставала вызывать смех. Причём не только для соперников, ведь на тренировках доставалось и одноклубникам, которые халтурили. Мало того, что Рино был настроен на победу, так он ещё и прошёл школу шотландского футбола, где лежачих не только бьют, а ещё и наступают на них шипами бутс. В изящном и умном каттеначо он был настоящей мощью и иррациональностью. По сравнению с Гаттузо даже Антонио Конте казался хладнокровным.

Хотя неправильно говорить, что Дженнаро был нацелен только на вырывание ног оппонента вместе с мячом и что его кормили сырым мясом перед играми. Гаттузо нередко прорывался по флангу и навешивал, делал проходы к штрафной соперника с оппонентом на плече, бил издалека и даже финтил! Всё-таки техника владения мячом у него была - просто в "Милане" и так хватало тех, кто с этим справляется лучше. Также на репутацию жестокого полузащитника повлияли те матчи, где крышу Рино срывало по-полной: многие помнят матч с "Тоттенхэмом" в ЛЧ, когда итальянец сначала невероятно грязно играл против Модрича, а потом вообще набросился на Джордана. Не забудем и отмашку от Златана Ибрагимовича в матче с "Аяксом", и конфликт с Поульсеном в зрелищной зарубе против "Шальке". Я уже молчу про типичные столкновения на дерби "Милан"-"Ювентус". Но он всё равно был необходим команде.

Когда я вижу Андреа с мячом, то спрашиваю себя: "Почему меня вообще считают футболистом?".

И такому злому и говорящему на непонятном для всех языке Тазу нужен свой Баггз. Им и стал Андреа, который своими хитростью и хладнокровию действительно напоминал кролика из мультфильма. Если Дженнаро был малограмотным и вспыльчивым южанином, то Андреа же являлся умным и рассчётливым северянином (родом из Ломбардии). С удивительным умением предугадывать действия соперника, с невозмутимостью, с потрясающими забросами и фантастическими ударами издали. Все те качества, которые нужны реджисте - поэтому Кампанелито считают лучшим игроком, который выполнял данную роль.

В детстве Архитектор уже был весьма крутым игроком, поэтому уже в 16 лет Мирча Луческу начал задействовать молодого нападающего в "Брешии". Да-да, Андреа ранее был либо наконечником, либо треквартистой, и из-за этого в футбольной школе никто не хотел давать ему мяч, ведь он играл лучше всех. На первой тренировке во взрослой команде он трижды обыграл ветерана-защитника - и в четвёртой получил по колену. Но Мистер продолжал поддерживать брешианца и давал ему время - это оценили скауты "Интера". Единственное, чего они не предусмотрели: как молодой парень будет соперничать с чемпионом мира Джоркаеффом, фантастическим Рекобой (который в хорошем настроении мог в одиночку уничтожить 5-6 игроков за одно владение) и самим Богом Италии - Роберто Баджо? Решения проблемы не нашлось, поэтому сначала был вояж в Калабрию, а потом возвращение в родную "Брешию". Оказалось, что дома помогают не только стены, но и тренер с партнёрами. Карло Маццоне понял, что Андреа не подходит на роль треквартисты и форварда только потому, что первым был Баджо, а вторым - Убнер. Зато реджистой он станет с лёгкостью. Так Пирло попал в "Милан". Дальше вы всё знаете сами. Он всё ещё мыслил категориями форварда, поэтому мог легко предсказать действия атакующего игрока и лишить его пространства. Также у Архитектора остался дриблинг, который позволял пройти вперёд. И он знал, куда двинется Шевченко/Индзаги/Креспо, поэтому забросы достигали своей цели. Да и сам Кампанеллино умел открываться в нужной ситуации.

Сам Пирло очень ёмко описал свою игровую задачу в автобиографии:

Хоть Андреа и ассоциируется со словом "пас", но он и сам был способен взять игру на себя и отмечал, что хоть он и думает о команде, но жертвовать собой просто не готов. И в этом тоже чувствуются гены форварда. А также у него потрясающий удар, ведь именно уроженец Ломбардии побил рекорд Синишы Михайловича по голам со штрафных. И в этой главе он даже описывает, как улучшил свою технику удара.

Антонио Конте-Дидье Дешам (Ювентус, 1994-1999)

"Ювентус" к 1994-му уже давно не зажигал в Лиге Чемпионов, поэтому Аньелли решил поменять легендарного Трапаттони на очень перспективного Липпи, который тогда с "Наполи" пробился в кубок УЕФА. Тогда в команде уже начал становиться лидером Антонио Конте, а из "Марселя" был выписан топовый полузащитник Дидье Дешам. Так началось время, когда "Синьора" четырежды подряд доходила минимум до полуфинала ЛЧ. И без связки итальянца и француза данное достижение навряд ли свершилось.

Антонио Конте всегда был настоящим южанином: вспыльчивым, жёстким и готовым идти до конца. Он уже в 5 лет захотел пойти в школу, если вы не знали! В детстве легко бросался в драку, несмотря на свои габариты. Это Лечче - чего вы хотели? Первую тренировку в профессиональном клубе вообще провёл босиком - не успел надеть бутсы. В 17 лет вообще мог закончить с футболом из-за перелома большой берцовой кости - но Антонио слишком сильно хотел играть и выздоровел. Но сразу же после этого несчастья заработал сотрясение, причём он до последнего играл в том матче с "Лацио", пока капитан "Лечче" не заметил неладное. Потом травмы на время отпустили Конте, и он получил шанс попасть в "Юве". В первом сезоне Антонио отыграл всего один полный матч, часто выходя на замену - зато в 1992/1993 и 1993/1994 молодой талант появлялся в стартовом составе не реже 35 раз! И так продолжалось до 1996-го, когда травмы решили отомстить Графу за его упёртость и несгибаемость - поэтому заключительную часть карьеры капитану пришлось чередовать стартовый состав с лазаретом, пока это не закончилось скамейкой и уходом из футбола. Хотя даже в финале ЛЧ-2003 он смог сыграть, но "Милану" та победа была в 100 раз нужнее.

За что же тогда Граф стал легендой "Юве"? Конечно же, за свою страсть! Такого эмоционального и заряженного на борьбу игрока не было в Серии А до прихода Рино Гаттузо! Конте бился до конца - и поле он покидал только с помощью бригады врачей. Но эта спортивная злость не мешала ему грамотно читать действия соперников, поэтому Антонио был надёжным оплотом между обороной и атакой. Удивительное сочетание победного духа и концентрации и сделало его настоящим лидером! И хоть Конте забил не так много голов за карьеру, он всегда мог подключиться к атаке и неотразимо пробить. Да, Молот навряд ли войдет в список 10 лучших полузащитников за всю историю Италии, но его игра точно воодушевляла людей!

Дешам же стал одним из умнейших игроков на своей позиции в истории футбола. Он не просто "водонос" (спасибо Эрику Кантона за это определение) - француз был мудрецом на поле, грамотно планируя любое наступательное действие и подготавливая условия для Дель Пьеро и Зидана. Он всегда был незаметен, но при этом невероятно важен. Сколько изящных подкатов Дидье вы вспомните? Но при этом он постоянно отбирал мяч. Зачем стелиться по земле, если грамотный прессинг более эффективен и позволяет быстрее начать контратаку? Изящных диагоналей от него мы тоже не видели - но ведь проще развивать атаку по земле. Да и зачем что-то придумывать самому, когда ты играешь вместе с Юговичем, Дель Пьеро, Соузой и Зиданом? Дешам не был бомбардиром и не так часто выстреливал из-за штрафной? А в "Юве" и так хватает бомбардиров! Француз был не художником, а планировщиком: ему не нужно было рисовать шедевры - его задачей было построить максимально эффективный план, который будет срабатывать всегда. И с этим он справлялся великолепно!

И даже с такой якобы невзрачной игрой Дидье заметили уже в 15 лет скауты "Нанта". Да, маленький и не самый яркий - но зато рассудительный и умный! И так Дешам сначала стал лидером "Нанта", потом влился в чемпионский "Марсель", а затем и помог Турину вернуть былое величие. Он всего на год младше Конте, но уже в 21 попал в сборную, а в 25 выиграл Лигу и стал одним из лучших на своей позиции. В 27 уже капитан Франции, а в 30 в этом звании становится чемпионом мира! Вы только представьте: быть главным в команде Блана, Десайи, Зидана, Бартеза, Лизаразю! Даже удивительно, что из футбола Дешам ушёл лишь в 33. Он был слишком умён, чтобы становиться теряющим свой уровень стариком.

Патрик Виейра-Жилберто Силва (Арсенал, 2002-2005)

"Арсенал" начала 2000-х был просто чудесным! А как ещё назвать команду, где за атаку отвечали Тьерри Анри, Деннис Бергкамп, Фредди Юнберг и Робер Пирес? В те времена финты Анри были намного эффектнее, чем у Дэвида Коперфильда, а его удар было тяжелее взять, чем вылетающую из дула пистолета пулю! Но авангард атакующей шеренги "канониров" всегда подпитывался мощным арьергардом, во главе которого стоял Патрик Виейра.

Патрика постоянно противопоставляли Рою Кину. И это понятно, ведь их легендарную перепалку в подтрибунном помещении забыть невозможно. Но француз был действительно антиподом ирландцу: впечатляющий гигант (рост Кина составлял 179 см), прилежный мальчик, в 17 лет уже считался очень перспективным футболистом, в 19 лет попал в "Милан", имел великолепное понимание игры и хорошо владел мячом. Правда, в Италии у него не получилось, а тут его нашёл Арсен Венгер и привёз в Лондон. И тут Патрик показал, что у него есть не только прекрасный пас и удивительное видение поля, но ещё и крутой характер. Он был не из тех, кто только творит - Виейра бежал, в единоборстве отбирал мяч, а потом уже создавал момент. Это тот случай, когда африканская выносливость и европейская изобретательность сталкиваются в одном теле.

Хотя Патрик не сразу смог победить в себе юношескую вспыльчивость, которая очень сильно контрастировала с не по годам умными действиями с мячом. Вроде бы Патрик был за пределами поля весьма скромным парнем, но те же плевок в лицо Нилу Раддоку и драка с полицейским (в течение одного матча!) стоили Патрику штрафа в 50 тысяч фунтов и семиматчевой дисквалификации, а "Арсеналу" - шансов на чемпионство. До этого он в 1998-м вообще был удалён с формулировкой "за использование грубых и оскорбительных фраз". А ещё именно Виейра стал прототипом Яя Туре - и я не об участии в успехах команды, а о жалобе на проблемы с расизмом: в октябре 2000-го он обвинил Синишу Михайловича в оскорблениях во время матча "Лацио-Арсенал", а спустя 3 года вообще замахнулся на саму УЕФА, сказав, что она "недостаточно упорно трудится с проявлениями расизма". Храбрость француза была оценена в 2300 фунтов.

Но если оставить в стороне борьбу с расовой несправедливостью, то мы получаем уникального полузащитника, который умеет действовать в абсолютно всех ситуациях: где-то сыграть пожёстче, где-то отдать ближний пас, где-то же выдать разрезающую передачу, где-то самому взять инициативу и ударить. Именно на этом гигантском мосте из защиты в атаку и держалась вся лондонская конструкция. И так получилось, что к другим винтикам он не подходил: в "Ювентусе" сказка очень быстро закончилась, в "Интере" проиграл конкуренцию Дакуру, а в "Сити" был игроком ротации. Иронично то, что когда Виейра перешёл в более перспективный "Ювентус", то клуб вылетел из ЛЧ именно от "Арсенала". Кто знает, выиграли бы лондонцы финал Лиги, останься Виейра там?

История же Жилберто Силвы одинаково типична и не совсем: вырос в бедности, делил одну комнату с тремя сёстрами, в детстве весь день гонял мяч - стандартная фабула для любого бразильского известного футболиста. Только с одним различием: Жилберто не стал делать ставку на спорт, а пошёл чернорабочим на кондитерскую фабрику. Вместо туманной мечты выбраться в Европу он выбрал реальную возможность заработать, ибо в юношеской команде "Америка Минейро" практически и не платили - а т.к. отец вышел на пенсию, то 15-летнему Жилберту досталась роль кормильца и добытчика. И так бы страна получила ещё одного жителя, который всю жизнь не разгибал спину и уничтожал своё здоровье, но Силва был слишком талантливым игроком оборонительного плана, чтобы не получить ещё один шанс. И в 21 год друзья всё-таки уговорили его попробовать вернуться в "Минейро". В первом сезоне парень сразу закрепился в основном составе. Потом перешёл в более именитый "Минейро" - "Атлетико" и попал оттуда в сборную. Далее Жилберту повезло, ибо хребет "Ромы" Эмерсон сломался, и Силва стал основным опорником на победном ЧМ. Но это везение было компенсацией за тяжелое юношество.

У многих закрепилось мнение, что бразилец не особо активно участвовал в атаках "Арсенала" из-за имиджа "Невидимой стены" и очень трудолюбивого и скромно пахаря. Но это не так, ибо в той команде Венгера каждый должен был поддерживать наступление непобедимой армии лондонцев. Силва играл просто, не бросался в сумасшедшие подкаты, не косил соперников под корень - т.е. определение типичного волнореза к нему тяжело подходит. Он максимально чётко читал ход игры и просто оказывался в нужном участке поля, отбирая "круглого" или не давая атаке затухнуть. По объёму перемещений без мяча он был поразителен - и нередко из-за этого забивал голы второго шанса. А ещё он любил проворачивать трюк под названием "резко выбегай и забивай головой при подаче". И не забываем тот самый гол ПСВ, когда Силва оказался на острие. Это не случайность, а просто умение предугадывать развитие атаки. И когда бразилец в сезоне 2004/2005 выбыл из-за трещины в позвонках, то команда не выиграла АПЛ. Хотя состав оставался неизменным. Лондонцам просто не хватило эффективной простоты и логичности действий Силвы. Зато после ухода Вийеры его фнтастическая оборона помогла "Арсеналу" дойти до финала ЛЧ, а после расставания клуба с Бергкампом, Пиресом и Кэмпбэллом у бразильца хватало сил не только на защитные действия, но и на забивание голов. Но после фантастического для него сезона 2006/2007 он внезапно потух за 3 месяца. Он вернулся в расположение клуба с опозданием, уступил капитанскую повязку Галласу и проиграл конкуренцию тогда ещё здоровому Фламини. Да и с Венгером перестало ладиться. Но к середине 2008-го вроде всё начало возвращаться на круги своя, а Фламини уехал в Италию - но тут бразильца соблазнили греческие деньги (да-да, тогда они ещё были). В "Пао" опорник играл очень сильно, но это уже было закатом славы "одного из лучшего полузащитников мира". А там и возвращение на родину. Зато Жилберту, можно сказать, ушёл из элитного футбола вовремя - никто его не выгонял, а болельщики не орали "Ну когда этого старикана выгонят!?". Бразилец предсказал свой закат так же грамотно, как читал действия полузащитника команды соперника.

 

Марк Ван Боммел-Деку (Барселона, 2005-2006)

Честно говоря, Франк Райкаард был топ-тренером всего 2 года: с 2004 по 2006. Далее началось настолько быстрое и сокрушительное падение, что ни одним спидометром не замеришь. Оказалось, что если Рональдиньо будут рукоплескать все, то он зазвездится и начнёт посещать ночные клубы, а не тренировки. И если команду вовремя не отрезвить, то настанет время "паршивых овец" (помните эту фразу Эдмилсона?). Но это было потом, тогда как во времена расцвета таланта бразильца каталонцы уничтожали абсолютно всех (чего стоит унижение "Реала" 19 ноября 2005-го года на их же поле)! И именно в триумфальном сезоне 2005/2006 мы увидели очень неоднозначный дуэт в центре поля.

Назовите 3 первые ассоциации к Марку Ван Боммелу? Костолом, удаление и грязь? Да, голландец никогда не был претендентом на звание "джентльмена года" и улыбающимся на поле его вы редко увидите (если только после финального свистка, когда команда победила). Такие агрессивные парни не водятся даже в Купчино - но его желание оторвать мяч вместе с ногой соперника высоко ценилось даже в грандах. А как можно начать атаку без отбора? И в этом Марк был хорош - даже дьявольски. Не всегда он делал это чисто - но игрока, на котором был совершён фол, это точно не радовало. Наоборот, парень после пары таких встреч убегал от мяча и молился, чтобы Ван Боммел оставил его в покое. Но Марк не из тех ребят, которые останавливаются. Вот что он говорил про себя:

Если что, то тем матчем был четвертьфинал Лиги Чемпионов 2009/2010. К 41-ой минуте немцы проигрывали 0:3, но потом забили 2 мяча и прошли за счёт большего числа гостевых голов. А правым форвардом - Нани, оформивший дубль. Марк всегда был синонимом не только слова "жестокость", но и "триумфы": 8 побед в национальных чемпионатах четырёх стран, финал первенства планеты и победа в ЛЧ - немало для "хама" и "подонка"!

А ведь первые 7 лет Марк играл в "Фортуне" из Ситтарда. Да, хоть и дебютировал в 15, но согласитесь, что лишь в 22 уехать в "ПСВ" - это поздно. Всё-таки голландская система футбола нацелена на то, чтобы уже к 20-ти раскрывать игрока и показывать его всей Европе. Да и в Эйндховене Чудище задержалось надолго, пока Матея Кежман, Арьен Роббен, Алекс, Рууд Ван Нистелрой уезжали в крупные клубы. Но именно он стал капитаном в 23 года и вёл ПСВ к полуфиналу ЛЧ в сезоне 2004/2005. Кстати, здесь полузащитник раскрылся ещё и как бомбардир, забивая в каждом четвёртом матче! Всё-таки Марк ещё и убойно бьёт с дальних дистанций, а не только закапывает соперников.

Зато потом Марк только и делал, что колесил по грандам. Первым стал любимый клуб его детства - "Барселона", находящаяся в расцвете. Райкаард понимал, что в полузащите ко всем южным волшебникам типа Жюли, Роналдиньо, Иньесты, Хави, Это'О и Деку нужен настоящий северный рационализм. Марк стал буфером между трудолюбивой оборной (Пуйоль, Маркес, Олегер) и изобретательной атакой. Именно он уравновесил собой "Барсу", что и помогло ей выигратьЛигу Чемпионов, где баланс просто необходим для триумфа. Так что предыдущие 13 лет трудолюбия окупились этим годом эйфории. После которого он сразу уехал в "Баварию", где разошёлся по-полной: тот самый жест болельщикам "Реала" (видимо, за год в "Барселоне" проникся ненавистью ко всему мадридскому), неспортивный фол против Мейры, драка с Тимощуком, удар локтем Ван дер Ваарта и издевательские аплодисменты арбитру за жёлтую карточку. Но всё равно он продолжал быть одним из лучших игроков баварцев.

Деку имел ангельские внешность и игру, но с характером имел огромные проблемы. Даже Жозе Моуриньо не всегда мог правильно настроить бразильца на игру и обуздать его пыл, из-за которого полузащитник нередко хватал карточки. В "Барсе" он стал одной из "паршивых овец", а уж как он доконал своим нытьём Сколари в "Челси"...

Но на поле в хорошем настроении он был потрясающ - типичный бразилец! За это ему можно было простить многое. В умении пробросить мяч между ног Деку считался лучшим в Европе (счастье ему, что Горлукович тогда уже закончил с футболом!), в ударах издали тоже был большим мастаком, как и в даре находить передачей одноклубника в хорошей позиции. Именно Андерсон разнообразил и украсил игру "Порту", где были очень крепкие игроки, но так не хватало настоящего Волшебника. И в "Барсе" он прекрасно дополнял Роналдиньо до тех пор, пока не захандрил. Не зря же он в борьбе за "Золотой мяч" в 2004-м уступил только Шеве.

Но Деку был не только мастером атакующий действий - он бесстрашно вступал в воздушные единоборства. Страшно в это поверить, но не самый высокий парень действительно бился на втором этаже. Да и на земле нередко отбирал мяч, хотя ему всё-таки не хватало навыков и хладнокровия для этого. Но после 30 лет у Деку перестало хватать выносливости для выполнения такого объёма работы. И не переход в "Челси" стал ошибкой - а снижение требований к себе и несерьёзное отношение к работе. Хотя он же Волшебник - а волшебство не является ремеслом!

Штефан Эффенберг-Йенс Йеремис (Бавария, 1998-2002)

В 1998-м "Бавария" решила прервать свою серию неудач в Европе и Германии (где чемпионами успели стать "Кайзерслаутерн" и дортмундская "Боруссия"), поэтому неплохо закупилась на рынке. И два её приобретения стали плотной связкой в центре поля. В первом же сезоне команда дошла до финалов ЛЧ и Кубка Германии, а также взяла Бундеслигу. Но два болезненных поражения в решающих матчах только разозлили баварцев, поэтому в 2001-м году южане оформили требл: чемпионат, кубок и Лига. А лучшим в её составе стал одиозный капитан.

Штефан Эффенберг ассоциируется со средним пальцем, женитьбой на жене Томаса Штрунца и рисунком тигра на затылке (проспорил чемпионство "Айнтрахта"). Но никак не с подвигами на футбольном поле. А ведь он был капитаном "Баварии" в те времена, когда за неё играль Шолль, Кан, Лизаразю и Линке. Чёрт возьми, он признавался MVP розыгрыша ЛЧ 2000/2001! Хотя это всё ему далось не сразу.

В детстве Штефан не обладал особой техникой, зато боролся до конца. К сожалению, это трижды подряд не впечатлило Берти Фогтса, когда шли отборы в юношескую сборную Германии. Забегая вперёд: во взрослой команде отношения этих двух не улучшатся. И эти отказы привели к тому, что уроженец Гамбгурга был готов бросить футбол, но в Мёнхенгладбахе посчитали иначе и пригласили парня к себе. Там его быстро нарекли новым "Гюнтером Нетцером" и полюбили, но тут вмешался Ули Хёнесс из "Баварии", разработавший гениальный план: заставь Эффенберга давить на руководство "Боруссии" - и он окажется у тебя. Задумка сработала, Штефан оказался в Мюнхене, а в Мёнхенгладбахе ещё несколько лет фамилия и имя полузащитника считались нецензурными словами. Правда, Ули через 2 года сильно пожалел, что показал светловолосому таланту запрещённый удар, ибо именно при помощи психологического пресса Эффенберг выбил себе трансфер в "Фиорентину". Но там ему тоже не были рады. Поэтому пришлось возвращаться в Мёнхенгладбах, где не забыли "благодарность" Эффе. И в 1998-м он приходит в усиливающуюся "Баварию". Но и там все забывают про его шикарную игру.

И если уж задели вопрос скандалов, то давайте считать: несостоявшаяся драка с фанатами "Фиорентины", тот самый средний палец, история с вождением за рулём в нетрезвом виде, публичная пикировка с Беккенбауэром по поводу критики Бриана Лаудрупа, недопонимание с Хайнкесом, очень странное дело с избиением женщины на дискотеке и то самое интервью про безработных. Многовато, но лучше вспомнить, каким же был полузащитником Эффе. Он мог закрыть множество позиций и отработать множество ролей: на ЧЕ-92 он был чем-то средним между опорником и центральным полузащитником, на ЧМ-94 играл крайнего защитника, а во время второго пришествия в "Баварию" был настоящим плеймейкером. Да, с годами Штеф меньше стал отбирать, но это не означает, что он это делал плохо. Просто Йеремис с этим лучше справлялся. Зато в плане пасов ему не было равных: отличные короткие и удивительные дальние, которые с наличием Элбера (лучше него из-за спин вылетал только Пиппо Индзаги) превращались в смертоносное оружие. Наверное, в те времена с его передач невозможно было попасть в офсайд. А ещё он не тушевался при сдваивании опекунов на себя и отлично контролировал мяч. И не забываем главное: Штеф был настоящим лидером. И за пределами, и на самом поле. Кстати, тот самый гол "Баварии" в Гамбурге придумал именно он, разыграв мяч на Патрика Андерссона и лишив "Шальке" долгожданного чемпионства.

И рядом с таким созидательным и креативным демоном работал в связке очёнь жёсткий, выполняющий черновую работу, ангел. Да-да, именно так, ибо попробуйте найти в Йенсе Йеремисе что-нибудь злое и греховное, если забыть про жёлтые карточки. У Джерри тот же рост, что и у Кино с Рино, но если на их лице было написано: "Только попробуй приблизиться - прикончу!", то злого немца представить себе сложно. Хотя есть фото, которые запечатлели 16-ый номер в порыве данных эмоций. Но его лицо всё равно чаще ассоциируется с добротой.

Зато на поле он становился нереально упёртым, целеустремлённым и сконцентрированным. Если мяч летел в его сторону, то можете мигом ставить в William Hill, что снаряд в итоге окажется на ноге у немца. Либо Джерри будет первым на приёме, либо отберёт его у соперника, который на свою беду получил мяч.  Всё-таки с отбором у Йеремиса всё было хорошо: либо чисто, либо фол, вот только не завидую я тому бедняге, на котором нарушил правила полузащитник "Баварии". Если бы Эден Азар играл в начале 2000-х и напоролся на Йеремиса, то он через пару стыков перестал бы гордиться званием "игрока, на котором чаще всего фолят". И забросил бы с финтами на всю жизнь, как можно быстрее избавляясь от мяча. Правда, Джерри иногда слишком увлекался коллекционированием карточек, поэтому в валидольном сезоне 2000/2001 руководству "Баварии" пришлось опустошить карман уроженца Гёрлица за очередной горчичник в проигранном "Шальке" матче. Но расстаться с ним было слишком сложно и глупо. К сожалению, в этом очень сильно помогли травмы, из-за которых Йенс ушёл из футбола в 2006-м году.

Материалы по теме "Футбол" в блоге "Тонкий филолог":

Юбилей Роберто Баджо

О проблемах регионального футбола

Что не так с нашими комментаторами?