Лига чемпионов без УЕФА: новая масштабная реформа футбола в Америке
Пока все были заняты обсуждением новых оригинальных инициатив Марко ван Бастена (они, кстати, не лишены смысла: о том, как сделать игру динамичнее, уже давно говорят, например, в НБА), Конфедерация футбола Северной и Центральной Америки и стран Карибского бассейна 23 января объявила о том, что уже решено: с сезона-2017/18 Лига чемпионов КОНКАКАФ меняет формат и становится краше.
Как было раньше
Соревнование с 50-летней историей (первый кубок разыграли еще в 1962-м) переживало преобразования не раз. Актуальная версия была запущена в 2008-м: с августа по май 24 команды (9 — Северная Америка, 12 — Центральная, 3 — Карибы) сначала играют на групповом этапе (8 групп по 3 участника), затем в плей-офф (туда выходят только лидеры), а завершает все двухматчевый финал.
Победитель получает путевку на клубный чемпионат мира и бонус в $500,000. На протяжении 10 последних сезонов подряд выигрывали мексиканцы.
Американская ЛЧ в ее текущем виде местами похожа на европейскую: и форматом, пусть и с некоторыми особенностями, и доминированием испаноязычных участников. Отличий тоже хватает — это и более своеобразный футбол, и, конечно, менее успешный бизнес.
Бренд «Лига чемпионов КОНКАКАФ» не так известен за пределами этой самой КОНКАКАФ (объяснять, что «у нас тоже Лига чемпионов, но немного другая» — кошмар пиарщика), спонсоров у него меньше, а телевизионные рейтинги даже в хорошие дни не подбираются к европейским и в пределах домашних регионов. Например, в 2015-м «американский» финал в США и Канаде посмотрели 1,3 миллиона человек, а «европейский» — больше 2,2 миллионов.
Как будет теперь
Совершенно по-другому. Начиная с сезона-2017/18 лучшие клубы континента (конкретно — 31 лучший клуб) будут определять победителя в два этапа.
Сильнейшие команды Канады (1), Мексики (4), США (4), Центральной Америки (5) и Кариб (1, победитель предварительного местного отбора) снова встретятся в большой Лиге чемпионов, но теперь без групповой стадии: играть будут сразу в плей-офф, причем только весной, с февраля по май.
Еще 16 клубов сначала окажутся в первом этапе. Он будет проходить осенью с участием команд из Коста-Рики, Сальвадора, Гватемалы, Гондураса, Панамы, Никарагуа, Белиза и Кариб. Главный приз победителю — путевка в весеннюю часть.
Зачем они это делают
Президент КОНКАКАФ Виктор Монтальяни (кстати, большой поклонник идеи провести ЧМ в России) в официальном пресс-релизе объяснил, что новый формат — «важный шаг для КОНКАКАФ, прилагающей немало усилий к тому, чтобы в соревнованиях самого высокого уровня принимали участие как можно больше стран».
Хорошая идея, которая требует расшифровки: все эти «как можно больше стран» будут играть как раз в осеннем турнире, а титульное соревнование — весенняя Лига чемпионов, в который будут рубиться на выживание лидеры, — предположительно станет без них лучше и интереснее, а соответственно, есть шанс, престижнее и прибыльнее.
С клубами из небольших государств работать над привлекательностью ЛЧ действительно было непросто: команды из Белиза и Никарагуа еще недавно получали дисквалификации за состояние своих стадионов, а белизский чемпион «Полис Юнайтед» (да, за него играют настоящие сотрудники полиции) в текущем розыгрыше пропустил в 4 матчах 23 мяча при 1 забитом.
Набрать 16 достойно выглядящих участников КОНКАКАФ будет проще: стадион мексиканской «Америки» «Ацтека» выглядит не хуже «Камп Ноу», в США и Канаде расцветает инфраструктура МЛС, а команды из других стран в чистом плей-офф получат больше шансов устроить какую-нибудь сенсацию, чем в группе.
Отдельный момент, за которой торговались американцы, — разгрузка календаря. МЛС, играющая по системе весна-осень, жаловалась, что при пока еще действующем формате командам приходилось проводить заключительную часть сезона в слишком плотном графике. Теперь такой проблемы не будет.
Получится ли у них?
С одной стороны, предпосылки к тому, что станет лучше, есть. На сферу влияния КОНКАКАФ приходится 41% всех доходов мирового спорта (хотя дело, конечно, не в Сальвадоре и Гватемале), популярность футбола в регионе растет, а самые большие ТВ-рейтинги в Америке собирают не АПЛ и даже не бундеслига, а мексиканская Лига МХ и матчи соответствующей сборной, пока еще не отгороженной от своей аудитории никакой стеной.
С другой, глобально конкурировать за внимание новой ЛЧ придется не с мексиканцами, а как раз с европейцами, и шансов у Жиньяка и Пирло в противостоянии с Роналду и Месси не очень много. Пойдут ли болельщики на стадионы за пределами Лиги МХ, тоже пока вопрос: в последние несколько сезонов средняя посещаемость ЛЧ болталась в районе 11 тысяч.
Как это все выглядит
Иногда вот так:
А иногда вот так:
Фото: globallookpress.com/David Leah/MEXSPORT, Steffen Schmidt/freshfocus, Xinhua
Как-то я ожидал увидеть совсем другие цифры у европейского финала.
Оказалось сюрпризом, что в этой ЛЧ так блекло выступают клубы именно из США - вроде продвигают МЛС, зазывают крутых европейских ветеранов. В последнем розыгрыше в полуфинале были только мексиканские клубы (четыре американских команды вылетели в четвертьфиналах). До этого в полуфинале были целых два клуба из Коста-Рики, канадский Монреаль (хотя они в МЛС играют, но все же) и победитель мексиканская "Америка". С 2008 года, как поменялся формат, в финале представители МЛС играли только два раза, при этом однажды до полуфинала дошла даже пуэрто-риканская команда.
Как минимум, это огромнейший, просто колоссальный удар по статистике, истории, райвэлриз. По сути, НБА надо будет переименовывать во что-то иное, потому что никакого отношения к старой НБА это не будет иметь отношение. Как минимум - последний день регулярного чемпионата прошлого сезона прошел под эгидой 2 игр - прощальный матч Кобе и 73-9 ГСВ. Не говоря о первом, но за вторым следили наверно из самых отдаленных деревень, потому что это действительно историческое достижение.
НБА стоит пересмотреть разве что продолжительность матчей, а особенно перерывы в тайм-аутах, которые в финальной серии порой чуть ли ни на 5 минут растягивались. Вот это действительно полный капец. Все остальные идеи по сокращению количества игр или длительности матча потерпят полное фиаско. Условный Леброн, который всю карьеру следует за тенью Джордана, будет катать по 50 матчей в регулярке и по 12-13 в ПО? Ага, щаз.
Изменения интересные. 16 сильнейших, кубковая система, дающая шанс середнякам вроде клубов Коста-Рики, может улучшить популярность турнира. Но до конкуренции с европейской ЛЧ далеко. Не тот масштаб, ни доходов для клубов, ни уровень спортивных противостояний для болельщиков.
А насколько популярен Либертадорес в Северной Америке? Есть данные, сколько человек посмотрели южноамериканский финал?