«Странно, что мы работаем с 10 до 14, но получаем больше обычных людей». Самая скромная суперзвезда
Денис Романцов – о Кристиане Эриксене
Подписав контракт с «Тоттенхэмом» на исходе лета 2013-го, Кристиан вернулся в Амстердам – собрать вещи и заехать на телевидение за серебряной бутсой, наградой второму игроку голландской лиги. Двумя годами ранее Эриксен стал первым, получил в подарок искусственное поле и преподнес его школе, в которой учился до восьмого класса.
Пока Эриксен участвовал в шоу, его новый клуб проиграл «Арсеналу». Из-за паузы на сборные Кристиан возник в составе «Тотенхэма» лишь через две недели, в домашней игре с «Норвичем». На пресс-конференции перед ней тренер «Тоттенхэма» Андре Виллаш-Боаш, как положено, жаловался на обстоятельства: состав, пестуемый им шесть летних недель, мало походил на тот, с которым он вступил в осень. На вопрос, сыграет ли завтра Эриксен, купленный за 11,8 миллиона фунтов, Андре ответил, что Эриксен влился в команду всего неделю назад и тут же уехал в сборную, а потом обнаружил, что забыл его имя, назвал Владом (спутав с другим новичком, Кирикешем) и, улыбнувшись, шепнул пресс-атташе: «Еще раз, как его зовут?» – «Кристиан».
На следующий день Эриксен поучаствовал в обеих голевых атаках «Тоттенхэма», а через неделю фанаты клуба посвятили ему песню на мотив древнего хита группы Black Lace «Agadoo»
Eriksen, sen, sen; He’s our number 23.
Eriksen, sen, sen; Came to play for AVB.
To the left to the right; He’s our midfield Dynamite.
When he plays for the Lilywhites; He makes Özil look shit
«Выступая за «Аякс», я считал себя похожим на Озила, – сказал Кристиан в интервью Мэтту Лоу, забив в дебютном английском сезоне на четыре мяча больше, чем Месут. – Сначала я наблюдал за ним и старался перенимать его приемы, но потом начал придумывать что-то свое». Что-то свое – это штрафные, над которыми Эриксен факультативно работал в Амстердаме с Деннисом Бергкампом, тренером «Аякса». В своем втором английском сезоне Кристиан забил со штрафных больше всех в АПЛ, а защитник Ян Вертонген похвастался в интервью Daily Express: «Я тоже поучаствовал в его трансфере в «Тоттенхэм». Руководители клуба (Даниэл Леви и Франко Бальдини) спросили, что я думаю о Кристиане как футболисте, и я ответил: знаю его с шестнадцати лет и с каждым годом он играет все мудрее и полезнее, он станет одним из лучших плеймейкеров АПЛ».
Год назад – после двух голов «Сандерленду» – Эриксен прокатился в лондонском метро с защитником «Тоттенхэма» Эриком Дайером. «Обычные люди работают с 8 до 17, а мы с 10 до 14, но получаем гораздо больше. Это странно, – сказал Кристиан датскому журналисту Александару Йосевски, – Мне все еще непривычно осознавать, что я зарабатываю миллионы. Но у меня есть семья и девушка Сабрина, парикмахер из Оденсе, которые помогают мне не отрываться от земли». В другом интервью, журналу Euroman Эриксен сказал: «Суммы, которые платят игрокам и особенно – агентам – это безумие. Это какой-то сумасшедший мир, но я не жалуюсь, я часть его, я живу и дышу футболом, при этом никогда не мнил себя звездой. Возможно потому, что раньше я во всех командах был самым младшим. Начиная с моего родного Мидельфарта».
Двадцать минут поездом из Оденсе – и вот вам портовый Мидельфарт с церковью тринадцатого века, замком в стиле рококо, фахверковыми домами и клубом, родившимся 25 мая 1900 года. Через полтора года после победы Дании на Евро-1992 тренер Томас Эриксен ввел в младшую команду «Мидельфарта» своего сына, которому тогда было два года и десять месяцев. В 2005 году тот поступок принес клубу полмиллиона крон (почти семьдесят тысяч евро) – сына купил «Оденсе». Неплохо, учитывая, что тренерство – хобби Эриксена, а так-то он работал в том же Оденсе, в автосервисе. Узнав, что к сыну приехал Данни Блинд, спортивный директор «Аякса», Томас примчался на переговоры в рабочем комбинезоне.
К тому моменту Эриксен уже посетил со стажировками «Челси», «Барселону» и «Милан», а на его игру за юношескую сборную Дании с хорватами съехалось тридцать скаутов, среди которых был и Йон Стен Ольсен, в семидесятые – нападающий «Фейенорда», а с 1995-го – скаут «Аякса», обнаруживший, например, Йеспера Гронкьера и Златана Ибрагимовича.
«Большинство игроков начинают думать, как обойтись с мячом, только когда получают его, а Кристиан всегда заранее знает, что делать, – говорил Ольсен в интервью датской газете BT. – К тому же, многие юные футболисты таращатся на мяч, боясь потерять его, а Эриксен играет с поднятой головой, отлично чувствуя мяч ногами. Мы пригласили Эриксена в «Аякс» лишь когда поняли, что он психологически готов к игре за нашу первую команду. Топ-клубы сейчас настолько богаты, что зовут на просмотр любого понравившегося юниора, чрезмерно обнадеживают его, а потом отправляют домой, подрывая его уверенность в себе».
В «Челси» Эриксен ездил дважды, каждый раз слышал: «Талантлив, но для Англии пока хиловат» и от третьего приглашения вежливо отказался, в «Барселоне» техника Кристиана слегка меркла на фоне братьев Алькантара, был риск потеряться и раствориться в незнакомой культуре, а в «Милане» не помогло даже содействие Томаса Хельвега, бывшего защитника обоих миланских клубов. Эриксен тренировался с основой «Милана», его хотели брать, но так и не поняли, с кем договариваться.
Вокруг Эриксена роилось несколько датских агентов, которых манили истекающий контракт Кристиана с «Оденсе» и надежда на повышенную премию (как часто бывает при подписании свободных агентов). В итоге Эриксены выбрали голландского агента Мартина Схотса, ранее устроившего в «Милан» Йона Даль Томассона, и «Аякс», которого не смутил даже резкий ответ отца Кристиана на предложение съездить на просмотр в Амстердам: «Если он вам интересен, приезжайте сами. Нам надоело кататься. Мой сын не циркач, чтобы гастролировать по всей Европе». В 2008 году Эриксен стал лучшим футболистом Дании в возрасте до семнадцати лет (в категории U21 победил Микаэль Лумб, будущий защитник «Зенита»), а в январе 2009-го переехал в Амстердам.
Первые два месяца в Голландии Кристиан жил с мамой Дорте, прошел интенсивный 40-часовой курс голландского языка (и переключился на испанский – на будущее), поселился в местной семье и через год снял квартиру, но продвижение в основу вышло не таким стремительным. «Если я ошибался в матчах за молодежку «Аякса» Франк де Бур сходил с ума, – признался Кристиан в интервью Tipsbladet. – И он, и партнеры орали на меня по несколько раз за матч. Мне было бы трудно перенести это, если б в детстве на меня точно так же не воздействовал отец, когда мы возвращались с игр на машине». Эриксен проник в основу «Аякса» через год после переезда, в январе 2010-го, но до осени играл редко. Тренер «Аякса» Мартин Йол больше доверял Симу де Йонгу, но после слухов о переговорах Йола с «Фулхэмом» и ничьей с «Неймегеном», отбросившей клуб на четвертое место, его место занял Франк де Бур, который сразу вовлек Эриксена в основу.
«Вновь откройте для себя радость игры в футбол», – сказал де Бур футболистам перед выходом на поле «Сан-Сиро», где «Аякс» обязан был побеждать «Милан» Зеедорфа, Пирло, Роналдиньо и Златана, чтобы остаться в еврокубках. Эриксен отработал девяносто минут рядом с Луисом Суаресом и Деми Де Зеувом, помог добыть победу 2:0, стремительно стал самым важным полузащитником «Аякса» и заиграл так, что уже через полгода его захотел «Манчестер Сити» – а он снова отказался. Чувствовал: рано. «Англия – не подходящая страна для хрупких юношей, – говорил в 2010 году отец Кристиана в интервью Tipsbladet. – Мадс Тимм рванул в «Манчестер Юнайтед» из «Оденсе» в шестнадцать лет и надорвался – не выдержал физически и в двадцать пять оставил профессиональный футбол».
В 2013 году Андре Виллаш-Боаш, по сведениям Daily Mail, был против покупки Эриксена, хотел – как и через два года в «Зените» – Жоау Моутинью, но на трансфере Кристиана настоял директор «Тоттенхэма» Франко Бальдини. Он знал, что Йохан Кройфф лично звонил спортивному директору «Барселоны» Андони Субисаррете и советовал купить Эриксена, чей контракт с «Аяксом» близился к концу, и тянуть было нельзя. В итоге тонкая, неброская и результативная игра Эриксена (что в прошлом, что в этом сезоне он второй по голевым пасам в АПЛ) помогла «Тоттенхэму» закрепиться в тройке лидеров.
«Я привык к жизни игрока АПЛ, но не думаю, что большой контракт изменил меня как человека, – сказал Эриксен датскому журналисту Кристиану Мору Бойсену. – Я знаю много игроков, которые, получив много денег, сразу покупали новые автомобили, дома, сорок восемь пар обуви. Ну, ладно, не хочу показаться лучше других, покупку обуви я еще могу понять, но машины и дома...»
Эриксен снимает дом в Хэмпстеде, одном из самых дорогих районов Лондона. Просыпается в восемь утра, без четверти девять приезжает в клуб, переодевается, завтракает, идет в спортзал или к массажисту, а в половине одиннадцатого выходит на тренировку, которая длится до двенадцати. После – немного силовых упражнений, душ и обед. В начале третьего Кристиан дома. Отдыхает на диване перед телевизором, к вечеру выбирается с Сабриной в кино или магазины, а в одиннадцать ложится спать.
За четыре с половиной года, что он шурует в Англии, таблоиды накопали только фото его поцелуя с Сабриной на прогулке в Сохо, историю с Дайером в метро, фото в образе Гарри Поттера на рождественской вечеринке («Сабрина сказала, что я похож на него. Сам я Поттера не читал, больше люблю книги про Микаэла Лаудрупа») и слух про пересадку волос: «Я очень долго смеялся, – говорил Эриксен. – наверно, про меня настолько нечего писать, что придумывают даже такое».
С таким агентом, как Мартин Схотс, Эриксен может позволить себе не париться о деньгах. Когда на августовской фотосессии для журнала Euromag редактор моды протянула Кристиану красную майку, Схотс запретил ее надевать: это цвета «Арсенала», они могут помешать переговорам о новом контракте, а Дэниэл Леви и так не самый щедрый владелец. Через несколько недель Эриксен продлил контракт до 2020 года, а его зарплата выросла с тридцати двух тысяч фунтов в неделю до восьмидесяти.
Фото: Gettyimages.ru/Jack Thomas, Christian Eriksen – Danmarks stjerne
Смотреть надо внимательнее.