5 мин.

ЧЕМ И КОМУ УГРОЖАЕТ МАКЛАРЕН?

От обвинений в организации Министерством спорта «федеральной допинг-программы» не уйти, это как пить дать. Санкции неминуемы. Вопрос лишь в том, насколько жесткими они будут. Есть, например, версия, гласящая, что на уровне WADA будут приняты рекомендации о временном запрете проведения в России всех международных спортивных соревнований, включая главное из них – чемпионат мира по футболу 2018 года. О таких перспективах писала еще год тому назад немецкая газета Bild.

Деятельность комиссии Макларена имеет, таким образом, огромное значение для всего мирового сообщества, но наш корыстный интерес состоит и в том, чтобы понять, как работа комиссии и сделанные ею выводы воспринимаются в нашей стране. Ибо замах тут нешуточный: в сущности, Ричард Макларен вступил в войну с действующей российской властью.

До поры до времени мы успокаивали себя ссылками на заявление Макларена, сделанное еще до Олимпиады в Рио: «Как независимая сторона, я никогда не оглашу имена спортсменов. Я предоставлю их спортивным федерациям, под чью юрисдикцию они подпадают. Федерации будут выносить независимые решения, поскольку именно они несут ответственность за деятельность этих спортсменов».

Подавляющее большинство граждан России в силу невысокой правовой культуры не воспринимают термин «конфиденциальность» как основополагающий принцип деятельности WADA. В обществе сформировалось стойкое убеждение в том, что информация о состоянии здоровья, а тем более о результатах допинг-проб, не должна быть закрытой. Ведь профессиональные спортсмены – фигуры публичные, их статус сравним со статусом видных политиков или, в крайнем случае, деятелей шоу-бизнеса.

Отсюда и уверенность в том, что отсутствие конкретных фамилий в первом докладе Макларена тождественно отсутствию самих фактов. Этим массовым невежеством энергично пользуется спортивный вице-премьер правительства РФ Виталий Мутко, попавший в самое «перекрестье прицела» Макларена. Нужно отдать ему должное: тотальное недоверие к докладу комиссии он через отечественные СМИ организовать сумел.

Приемы, которыми умело пользуется Мутко, не новы: деятельность господина Макларена подается под соусом политического преследования России, а коль скоро WADAесть  орудие наших недругов, то и веры ему никакой. Тем более что WADA, как известно, уничтожая Россию, одновременно способствует процветанию системы допинга в США, Англии, Канаде и других враждебно настроенных к нам странах, обеспечивая их представителей терапевтическими исключениями. Эти данные, предоставленные американскими хакерами (с указанием конкретных «звездных» фамилий), производят на слабо просвещенную общественность достаточно сильное впечатление.

***

Между тем у высшего политического руководства России свой взгляд на суть вещей. Введя в чиновничий оборот должность вице-премьера, курирующего спорт, Президент России лишний раз подчеркнул, что претензии к фигуре Мутко и его деятельности со стороны международных организаций не значат в его глазах ровным счетом ничего. Новое назначение Мутко – всего лишь способ вывести давнего соратника из зоны критики WADA. Мутко теперь не министр спорта, оперативным управлением он не занимается – а значит, для всех этих макларенов отныне недосягаем.

Мутко, кроме того, остается президентом РФС и главой оргкомитета чемпионат мира-2018 – стало быть, все вопросы, связанные с финансированием российского футбола, находятся под его неусыпным контролем. Есть сведения, что лояльные власти российские олигархи (а других в России нет) получили негласную установку Кремля оказывать максимальную помощь в осуществлении деятельности Мутко как дома, так и на международной арене.

С чем связана непотопляемость Виталия Леонтьевича Мутко, который успешно завалил несколько важнейших фронтов работы? Вполне вероятно, с тем, что именно он на протяжении долгих лет патронировал контакты с экс-президентом ФИФА Йозефом Блаттером, продвигая в нужных направлениях процесс получения Россией права на проведение чемпионата мира-2018.

После скандальной отставки Блаттера Мутко наладил тесное сотрудничество с его преемником Джанни Инфантино, который на сегодня является главным гарантом проведения мирового футбольного форума в России.

 Визиты Инфантино в Россию и его встречи с Президентом Путиным позволят, конечно, углубить это сотрудничество, выработав совместную стратегию для преодоления трудностей. А контакты с «другом Джанни» контролирует, разумеется, Мутко. Так за что же его увольнять?

Тот факт, что бывший министр и действующий вице-премьер полностью дискредитировал себя на международной арене, для Путина как минимум вторичен.

***

Накануне публикации второй части доклада Макларена важно осознать, что основная деятельность Виталия Мутко в последнее время год сводится, по большому счету, к самозащите, тем более что многие отечественные СМИ ему с удовольствием подыгрывают. Главный тезис Мутко состоит в том, что «перебежчик Родченков лжет, а других доказательств у Макларена нет». В России этот козырь разыгрывается легко и просто, а вот для зарубежного общественного мнения он не значит ничего.

Ричард Макларен неоднократно пояснял, что показания Родченкова подтверждаются фактом электронной переписки между ним и сотрудниками Министерства спорта, что само по себе говорит о зависимости лаборатории от Минспорта. Недавнее снятие с должности бывшего зама Мутко Юрия Нагорных, по сути, также является признанием этого обстоятельства. Добавим сюда расформирование RUSADA, а также уничтожение 1417 (!) допинг-проб накануне проверки WADA – акции, которая в принципе не могла случиться без санкции Мутко…

Создание комиссии под руководством Виталия Смирнова, принятие Государственной Думой норм об ответственности за склонение к допингу, подключение к проверке фактов приема запрещенных препаратов Следственного комитета, а также сообщения о хакерских разоблачениях интернет-сообщества  Fancy Bears – вполне читаемые, даже разумные шаги. Но все эти действия стоит отнести скорее к области встречных пиар-атак, и для выводов комиссии Макларена они совершенно несущественны.

Во второй части доклада принцип конфиденциальности, скорее всего, в полном объеме применяться не будет. Авторы документа, вероятно, пойдут навстречу требованиям обнародовать фамилии российских спортсменов (а также причастных к этому процессу лиц), уличенных в допинге. Можно предположить, что комиссия опубликует и ту самую электронную переписку Министерства спорта с лабораторией Родченкова (с дословным цитированием). Очень любопытно будет ознакомиться с цифрами – по количеству уничтоженных и замененных допинг-проб. А также с фактами – кем и когда производились вскрытия проб с установлением фактов их повреждений. Кто при этом присутствовал? Представителей России, например, на столь важное мероприятие звали? Приглашали профессора Португалова в Лозанну для дачи объяснений по показаниям Степановой? Насколько полная собрана информация по знаменитому «водопроводчику» Алексею Блохину?..

Один из главных вопросов на сегодня: обнародует ли Ричард Макларен данные об общем количестве уличенных в допинге российских спортсменов с распределением этой численности по Олимпиадам в Пекине, Лондоне и Сочи, а также по видам спорта. Цифры в данном случае имеют существенное значение: они помогут оценить масштабы отечественной допинговой практики в сравнении с другими странам, а также сопоставить количество российских спортсменов, лишенных медалей на Олимпиадах и чемпионатах мира, с «западными аналогами».

И здесь стоит согласиться с великим спринтером Усейном Болтом: нарушители, безусловно, должны не только возвращать МОК медали и премиальные, но и наказываться пожизненной дисквалификацией. Такие меры станут мощным средством противодействия допинговой проблеме.