6 мин.

Российский баскетбол пал жертвой капитализма

Автор: Адриан Войнаровски, Yahoo! Sports, из Стамбула

Вдалеке, за окнами и открытой террасой с ресторанными столиками, искрится Мраморное море. Отсюда тренерам баскетбольной России открывается бесконечный вид: над городом, соединяющим Европу и Средний Восток, через побережье, которое называют мостом между Старым и Новым Светом. Вместе, Дэвид Блатт – американо-израильский тренер – и его ассистент, бывалый баскетбольный армеец Дмитрий Шакулин, перескакивают в разговоре с темы болезненного состояния российского баскетбола на подготовку к четвертьфинальному матчу чемпионата мира против Соединенных Штатов и обратно. Вот они здесь, в спортивном баре Champions при пятизведочном высотном отеле, как если бы это был очередной Marriott при аэропорте где-нибудь в Форт-Уэрте или Ньюарке. Куриные палочки и картофельные шкурки в тени Оттоманской империи.

Да, мир изменился, и примитивный капитализм проник в российский баскетбол точно так же, как во все остальное. Россия сыграет с американцами в день 38-й годовщины самого знаменитого международного матча в истории, когда Россия добилась противоречивой победы над сборной США и выиграла «золото» Олимпиады-72. Тринадцатилетний Блатт смотрел ту игру дома, во Фрамингеме, штат Массачусетс, и плакал из-за того, что он тогда считал несправедливостью. Дагу Коллинзу и тем серебряным медалистам США, над кем поглумились, не понравилось бы услышать такое от Блатта, разыгрывающего «Принстона», но он изучил тот матч и теперь воспринимает его иначе.

«Странные дела там имели место, но если посмотреть объективно, то действия были оправданы, – говорит Блатт. – Комиссар матча дважды отменял решение арбитров, но он был прав».

Блатт гордится тем, что он американец, но он смотрит на мир с большей проницательностью и критическим отношением. Независимо от того, как Россия выступит на этом чемпионате, как Блатт сообщил Yahoo! Sports, он уйдет с поста тренера сборной. Шесть лет назад Блатт, один из лучших специалистов в Европе, был нанят с целью вытолкнуть российский баскетбол за рамки милитаристского мировоззрения образца холодной войны, которое менялось неохотно, несмотря на вестернизацию игроков. К тому моменту они стали миллионерами, и никто не воплощал собой это превращение больше, чем главная звезда – темпераментная дива «Юты» Андрей Кириленко. «В НБА он игрок с максимальным контрактом, зарабатывает 80 миллионов долларов, и для российских баскетболистов это переменило все, – говорит Блатт. – Андрей вывел российский баскетбол на мировую сцену, причем сделал это в «удобной для пользователя» форме. Андрей был дружелюбным Драго. Он обладал физическими данными и навыками, которые люди привыкли видеть у американцев. Это громадная ответственность, которую он взял на себя, но я не знаю, по собственной ли инициативе. Он нес этот факел, но не донес до конца. Он допустил, что факел потащил его за собой. Скажу предельно откровенно, Андрей олицетворяет собой то, что произойдет со всей системой международных соревнований в целом. Они медленно, но верно, окажутся на обочине».

Когда лучший игрок в вашей стране – ненадежный тип, желаем удачи в построении команды вокруг него. АК-47 – не продукт красноармейской команды, а результат того, что подросток-сенсация получил слишком много, слишком рано. Точно так же, как это происходит в Соединенных Штатах – и практически везде в современном баскетболе.

Кириленко то появляется, то исчезает из сборной, и этот чемпионат мира пропускает. Когда-то это был главный баскетбольный турнир для европейских стран, но теперь их лучшие игроки отсиживаются. Когда Кириленко остался дома, так же поступил и лучший разыгрывающий в России Джей Ар Холден. Блатту нужен был Холден, чтобы преодолевать давление США на мяче, и нужен был невероятно одаренный Кириленко, чтобы попытаться что-то противопоставить Кевину Дюрэнту.

«С ними у нас был бы, возможно, один шанс из десяти, чтобы победить эту сборную США, – сказал Блатт. – Без них? Может быть, один из ста».

Американцам хватает талантливых баскетболистов, чтобы быть фаворитами даже без единственного игрока из состава золотых медалистов Олимпиады-2008. Теперь у сборной США есть программа для притока молодых игроков и стабильность, которые вернули ей статус объекта для зависти в остальном баскетбольном мире. Все больше и больше клубов НБА подталкивает своих опытных звезд к тому, чтобы они пропускали такие турниры. Все чаще и чаще богатые, молодые звезды не хотят пожертвовать своим летним отпуском. Больше, чем когда либо, мир зависит от крупнейших звезд НБА. Кобе Брайант сыграл бы, если бы ему позволило его изношенное тело, но те, кому двадцать с чем-то лет – ЛеБрон Джеймс, Дуэйн Уэйд и Крис Пол – будут ждать Олимпиады-2012, чтобы снова выступить за сборную.

«Казалось бы, это должно придать игрокам из других стран еще больше мотивации, чтобы играть, потому что появляется шанс победить сборную США без тех игроков, – говорит Блатт. – То есть, если бы у Испании здесь был По Газоль, они стали бы здесь фаворитами».

Россияне привезли молодых игроков, которые рвутся проявить себя на мировой арене, не более того. Блатт выдал лучшее тренерское выступление за последние десять лет в международном баскетболе, когда привел Россию к чемпионству на Евробаскете-2007. Однако в России это не привело к революции с целью возродить сборную.

В спортбаре Шакулин, крепкий мужчина за два метра ростом, вздыхает и охотно вспоминает старые добрые деньки, которые, как он должен понимать глубоко внутри, не были в России такими уж хорошими. В российском коммунистическом прошлом спортивная федерация уничтожала тела своих баскетболистов изнурительными тренировками, которые продолжались неделями, месяцами и годами. Они работали по восемь-десять часов в день, и Шакулин, которому сейчас сорок два, может подтвердить это с помощью собственных развалившихся коленей. Ему нравится свобода и те возможности, которые есть у игроков сегодня, но он понимает, что национальная и баскетбольная гордость разрушаются и уходят в небытие.

«Все говорят, что в России много патриотов, и это правда, но игрок зарабатывает миллион долларов и не хочет играть, – говорит Шакулин. – Он не хочет рисковать получением травмы или даже просто потратить время…»

Он показывает на большой экран, на котором литовцы побеждают китайцев. Во всех этих отколовшихся советских сателлитах, кажется, гораздо больше беспокоятся о том, чтобы играть за свою страну. Ему нравятся газеты, журналы и сайты, посвященные команде, преклонение перед литовскими игроками. В России, он настаивает: «Репортеры лишь звонят Кириленко и спрашивают, что он думает по какому-либо поводу… Они больше не делают популярной нашу команду».

Теперь на глазах у тренеров 24-летний российский игрок, Тимофей Мозгов – высокий центровой, который в сборной столкнулся с неуверенностью в себе – получает контракт на 10 миллионов долларов от «Никс», и задаются вопросом, какая у него будет мотивация, чтобы снова играть за Россию. Все те проблемы, с которыми американцы столкнулись двадцать лет назад, теперь стоят перед русскими. Они были неизбежны и никогда не исчезнут.

«Эх, слишком много перемен на моем веку, – устало говорит Шакулин. – За мою жизнь у нас в России два или три раза менялись деньги в обращении. Слишком много перемен».

Несмотря на все эти перемены, ему нравится, что Блатт сделал с российской баскетбольной сборной. Шакулин говорит, что ему будет не хватать его как тренера. Блатт выиграл гораздо больше матчей и помог развиться гораздо большему количеству баскетболистов, чем это считалось  возможным, учитывая ресурсы и талант игроков в стране. Теперь он выйдет против американцев – скорее всего, в последний раз в качестве тренера сборной России, и посмотрит, сможет ли его команда удержаться на плаву.

Тридцать восемь лет спустя вся ненависть и неприязнь между американцами и русскими остались в прошлом. Раньше они смотрели друг на друга издалека и спрашивали себя, ну что на свете у них может быть общего. Все эти восточноевропейские страны – Сербия, Хорватия и Литва – отхватили всех лучших игроков, а российский баскетбол остается бороться за свою идентичность, за свою душу, за свое будущее. Куриные палочки и картофельные шкурки в тени Оттоманской империи и Мраморного моря – да, последние жертвы американского спортивного капитализма заплатили непомерно высокую цену.

Перевод: Борис Скореев для сайта Dunker.ru