Ты просто «Космос»: невероятная история клуба, убедившего Пеле переехать в любительскую лигу
В главных ролях – король футбола, шимпанзе Харольд, медиамагнат Стив Росс, Генри Киссинджер и другие.
В документальном фильме «Раз в жизни: невероятная история Нью-Йорк Космос», который в 2006 году сняли англичанин Пол Краудер и номинант на «Оскара» Мэтт Дилон, есть пара десятков отличных историй, но лучшая (субъективное мнение) все-таки одна.
15 июня 1975 года, только что закончился первый матч Пеле в Америке. В раздевалке «Космоса» толпа журналистов, бразилец моется в душе и кричит оттуда «Рафаэль! Рафаэль! Иди сюда!». Рафаэль де ла Сьерра — это вице-президент клуба, один из тех, кто уговаривал Пеле переехать в Нью-Йорк.
– Рафаэль, это мой первый и последний матч здесь! – Как? Почему? Ты что, ничего не видишь? Здесь кругом журналисты! Это успех! – Ты знаешь, что самое важное для меня – это ноги. И посмотри на мои - на них грибок! Все, я здесь больше не играю! – Ха-ха! Какой грибок? Это просто зеленая краска! Поле покрасили, чтобы оно лучше выглядело по телевизору!
Ни в том, что про футбольный клуб, протянувший всего 14 сезонов, до сих пор помнят в Голливуде, ни в том, что 40 лет назад в Нью-Йорке красили футбольные газоны нет ничего удивительного. История «Космоса» – это действительно про «раз в жизни», причем про такой, которого хватит сразу на несколько.
Турки, чемпионат мира, Барбара Стрейзанд
Еще одна короткая цитата из фильма – «0,1%». Во столько один из отцов-основателей НАСЛ Клив Той оценил количество американцев, за десять лет до появления «Космоса» знавших, что такое соккер. Спорить с Тойем бесполезно: американский спорт – это баскетбол, хоккей, футбол, гонки, бейсбол, но никак не 2 утомительных тайма по 45 минут, а потом еще и дополнительное время.
Тем логичнее, что идея «Космоса» на самом деле возникла не совсем в Нью-Йорке, а скорее в Стамбуле или Мехико, хотя и не без участия выдающегося американца. Стив Росс, создатель компании «Уорнер» (карьера-мечта – начинал с управления парковкой), в рабочее время занимался делами Барбары Стрейзанд, Рэя Чарльза и «Роллинг Стоунз», в свободное - своими часто менявшимися хобби.
Стив Росс (справа) и Пеле
В середине 60-х «Уорнер» поглотил «Атлантик Рекорд» – лейбл, основанный братьями-турками Ахметом и Несухи Эртегуном. Когда Несухи собрался уйти из объединенной корпорации, Росс в качестве жеста благодарности спросил: «Чем ты хочешь заниматься дальше? Я сделаю для тебя все!», тот ответил: «Знаешь, я бы хотел свою футбольную команду».
Где-то в это же время на «Уэмбли» 100 000 человек собирались на финал чемпионата мира с молодым Беккенбауэром в главной роли, и ВВС впервые показывал игру в США. Трансляция оказалась настолько удачной, что в Штатах вскоре выросли сразу два новых турнира, через пару лет слившихся в один – НАСЛ, Северо-Американскую футбольную лигу.
В 1970-м на чемпионате мира в Мексике в финале зажигала уже другая звезда – Пеле. Несухи Эртегун был на том матче и сразу после возвращения на Манхэттен отправился к Россу, чтобы напомнить о своей просьбе.
Футболисты-любители, фотосессия ню, шимпанзе
Первой проблемой проекта, получившего название «Космос» (от непереводимого слова «Космополия»), стали игроки. Сразу нашли какого-никакого тренера-англичанина, но профессиональных футболистов в Нью-Йорке можно было и не искать: их не было, так что набрали любителей. В первый созыв «Космоса» вошли школьный учитель, архитектор и – вершина коллекции – сотрудник зоопарка, который пролоббировал своего клиента, шимпанзе Харольда, на роль талисмана.
Дебютировав на стадионе «Янкис», «Космос» сразу же переехал в пригородный университет «Хофстра». Тем, кто дошел до трибун, раздавали богатые подарки – от мячей до футболок. Возможно, давали бы даже сыграть, но все, кто мог, уже и так находились на поле. «Космос» мало кого интересовал, но, несмотря на это, со второй попытки выиграл НАСЛ. Стиву Россу нравилось: клуб уже волновал его не меньше, чем Стрейзанд.
Вторая по забористости история из фильма – о том, как про «Космос» впервые написали в глянце. Друг Шепа Мессинга, вратаря команды, как-то спросил у него: «Шеп, не хочешь сняться голым для журнала?». «Голым? Мужик, ты псих?». «Нет, ты не понял, они платят хорошие деньги. 5 тысяч долларов. И им очень нужен спортсмен из Нью-Йорка». Так Шеп заработал две зарплаты за сезон в футболе, а о «Космосе», разглядывая его моджо, узнали несколько миллионов читательниц журнала Viva.
Шеп Мессинг (в центре )
Команда тем временем вернулась поближе к Манхэттену. Единственную подходящую арену нашли под мостами Трайборо, недалеко от Бронкса и Куинса (в наших координатах – между Купчино и Бирюлево). Поле от битых бутылок чистили всей командой, но не помогло: 14 поражений в 20 матчах. И именно в момент, когда казалось, что дно ближе некуда, Росс наконец-то вспомнил про фундамент своего главного бизнеса – звезд.
Король в городе
Когда именно «Космос» решил договариваться с Пеле, точно не скажет никто: те, кто оформлял сделку, считают, что за пару месяцев до нее. Альтернативное мнение – что Несуха Эртегун начал обсуждать с бразильцем «Космос» еще на чемпионате в Мексике, то есть когда клуба даже не существовало. Отсюда, например, и желто-зеленые цвета – чтобы тот чувствовал себя как дома.
Но первые официальные переговоры, это уже точно, проходили на пляже. Со стороны Пеле – он и один из 32 его помощников, с американской – 4 менеджера с нулевым пониманием игры, но выдающимся предложением: «С «Ювентусом» или «Реалом» ты просто возьмешь еще один титул. С нами – целую страну». Сыграли в футбол (не шутка) и сошлись на нескольких пунктах, каждый по миллиону: футбол, маркетинговые права, PR и музыка (да!). Со всеми бонусами – $4,500,000. Самый высокооплачиваемый бейсболист в тот год заработал $200 тысяч.
Неожиданно возникли политические сложности: Бразилия не хотела отпускать своего короля. Президент страны то ли просил, то ли требовал, чтобы Пеле провел еще один сезон в «Сантосе». Росс по своим каналам попросил вмешаться Нельсона Рокфеллера, вице-президента США. Рокфеллер перезвонил через пару дней: «Я понятия не имею, кто такой Пеле, и мне все равно. Но в нашем офисе есть один человек, который считает, что его приезд сюда – отличная идея». Человека звали Генри Киссинджер, в том же году он получил Нобелевскую премию мира.
Через несколько дней Пеле говорил с госсекретарем Бразилии, умолявшим его перейти в «Космос», «ведь это так поможет отношениям нашей страны с США». Пеле набрал Росса: «Боже мой! Вы, парни, кажется, на все способны. Я с вами!».
На собственную презентацию он опоздал на два часа и вошел после слов «Дорогие друзья, за дверью нас уже ждет король». К журналистам обратился скромно: «Сегодня вы можете написать в своих газетах: футбол наконец-то прибыл в Америку». В этот день для «Космоса» изменилось все: про команду говорили по всем каналам, над тренировочным полем летал вертолет с папарацци, а дебютную игру CBS предложила показать на всю страну (рейтинг – 10 миллионов зрителей!).
Первый матч Пеле в Нью-Йорке
На том самом поле, с которого сами футболисты еще год назад убирали мусор, король в первой же игре забил и отдал голевую передачу. Только вот беда - кажется, подхватил грибок. «Рафаэль! Рафаэль! Иди сюда!».
Конец
То, что происходило с «Космосом» дальше, это тоже американская история, но уже про другое. Росс понял, что идея со звездами работает, как поняли это и в других клубах. В «Космос» прилетели Беккенбауэр, талантливый бомбардир-психопат Киналья из «Лацио» и капитан бразильской сборной Карлос Альберто, к соседям – Мюллер, Кройфф, Джордж Бест, Эйсебио, Бобби Мур. За Пеле поехали все.
Футбол двигался в сторону Америки, Америка – ему навстречу, но все же по-своему: на стадионах появились чирлидерши, макаку Харольда сменил Бакс Банни, а победителя теперь определяли в серии буллитов, а не пенальти.
«Космос» вел дела роскошно: со стадиона под мостом команда добралась до новой арены «Джайентс» (первый футбольный солдаут в истории США – 77 691 билет), на трибунах видели Мика Джаггера, Мухаммеда Али и Лайзу Минелли. Схема Стива Росса наконец-то начинала жить своей жизнью, но жить самому соккеру в Америке оставалось всего пару лет.
В НАСЛ была команда-звезда, были звезды, но все-таки еще не появилось болельщиков. Даже «Роллинг Стоунз» в 80-е не мог заставить страну смотреть игру без перерывов на хот-дог с пивом. Телевизионные рейтинги поплыли вниз, АВС объявила, что отказывается от НАСЛ, и дела постепенно покатились вниз. «Космос» успел слетать в тур в Европу, но внутри клуб разваливали бесконечные конфликты вокруг Кинальи (вы помните: бомбардир, но психопат), а снаружи – проблемы «Уорнера».
Последний шанс Росс увидел в том, чтобы привезти в Штаты ЧМ-1986, отобранный у Колумбии. Удалось встретиться с президентом ФИФА Жоао Авеланжем, прошло вроде бы неплохо, но турнир отдали Мексике. Стиву надоело. Распалась лига, развалился «Космос», и о соккере в Штатах забыли до 1994-го и МЛС.
«Космос» 2.0
Если бы в жизни все было только справедливо, то «Нью-Йорк Космос» в сборке 2016-го нужно было бы назвать «Лонг Айленд Космос» (в честь местности) или хотя бы «Хемпстед Космос» (в честь города). Об Университете Хофстра, снова принимающем команду в желто-зеленом, в сентябре вспомнили по всей Америке, но по не очень спортивным причинам: здесь проходили первые дебаты Трампа и Клинтон.
Проект НАСЛ возродили в 2009-м как вторую по уровню профессиональную лигу в США, еще через пару лет из шкафа достали и желто-зеленый клуб. На презентацию пригласили Пеле и Эрика Кантона, а в нападение выписали ветерана Маркоса Сенну. Сразу заговорили об МЛС, но «Космос» - это все-таки команда-звезда (пусть и в воспоминаниях), так что позволили себе посомневаться.
– Мы возвращаемся после 30 лет, проведенных вне игры, – рассуждал в 2013-м в беседе с Forbes один из инвесторов. – И если мы и хотим потратить 100 миллионов долларов, которые требуются для вступления в МЛС, то сможем найти им лучшее применение.
Прошло три года, и теперь выбирать «Космосу» уже не приходится: в МЛС однозначно дали понять, что третья франшиза в Нью-Йорке лиге не нужна. Так что для удовлетворения амбиций у клуба остается две площадки – НАСЛ и Открытый Кубок США. Со своими двумя де-факто главными конкурентами – «Нью-Йорк Ред Булл» и «Нью-Йорк Сити» из МЛС - «Космос» встречался по разу именно в этом турнире. И дважды побеждал.
От Манхэттена до арены в Хэмпстеде – около часа на поезде и еще 30 минут на настоящем школьном автобусе: клуб бесплатно подвозит болельщиков к трибунам. Но зрителей на последнем регулярном матче сезона все равно немного - несколько тысяч, и большинство из них скорее все-таки из окрестностей, чем из Нью-Йорка. На искусственном поле – три разметки: здесь же играют в лакросс и американский футбол.
Билеты стоят от $15 до $90, что-то приносят хот-доги, сувенирная лавочка и небольшой биргартен у углового флажка. Еще немного - неожиданное титульное спонсорство от Emirates (около $1 млн в год) и техническое – от Under Armour (для компании это – первый футбольный проект в США).
С точки зрения обязанностей командам в НАСЛ живется намного проще, чем в МЛС: это в главной лиге офису в Нью-Йорке принадлежат права на все маркетинговые инструменты, включая игроков, а в первенстве «Космоса» клубы живут сами по себе. Минус - никто в конце сезона не поделится выручкой, плюс - ей не надо делиться самому. Бонус - в лиге нет никакого потолка зарплат, соответственно, ничто не мешает владельцам «Космоса», саудитам из Sela Sports и генменеджеру Шеймусу О’Обрайану, при желании собрать абсолютно непобедимую команду.
Проект нового стадиона «Космоса»
В 2015-м за команду успел побегать Рауль (он кстати остался в Нью-Йорке и руководит местным офисом Ла Лиги), сейчас главные звезды – капитан Мендес, венесуэлец Арранго, отбегавший 5 лет в Менхенгладбахе, и его соотечественник Арроско, пик карьеры которого – 7 игр в «Вольфсбурге».
Мечта и цель клуба – собственный стадион в Нью-Йорке. Под проект с трибунами на 25 000 зрителей уже нашли подходящее место, строительство оценили в 400 миллионов долларов, но произошло это еще в 2013-м. За последние два года «Космос» дважды побеждал в НАСЛ и в субботу сыграет в очередном полуфинале. В планах на ближайшие месяцы - товарищеский матч с бразильским клубом Пеле, «Сантосом», который пройдет в присутствии короля в Майами. Дальше пока не заглядывают.
***
За 40 лет, прошедших с того момента, как футбол завезли в США, соккер в Америке стал настоящим явлением. В 2007-м ФИФА в своем отчете Big Count объявила, что в Штатах им на том или ином уровне занимаются 25 миллионов человек, то есть больше – только в Китае. МЛС каждые выходные показывают на всю страну, лига бьет по рекорду в неделю, а президент УЕФА всерьез говорит, что финал Лиги чемпионов однажды может пройти в Нью-Йорке.
Мог ли об этом мечтать Стив Росс в начале 80-х? Случилось бы все это раньше, если бы чемпионат мира 86-го отдали не Мексике, а США? Сейчас это уже не имеет никакого значения. Футбол в Америке в 1994-м отправился своей дорогой, а «Космос» в 2013-м – своей. И шансов, что однажды эта команда снова соберет 76 тысяч зрителей, сейчас, кажется, не больше, чем 40 лет назад их было у любительского клуба из-под мостов Трайборо на то, чтобы подписать короля футбола.
Фото: globallookpress.com/imago/WEREK (1-3), Passion Pictures; Gettyimages.ru/Neilson Barnard/New York Cosmos; cosmosstadium.com
Когда в Сиэтле появилась команда(поздние 2000е), ее собирались назвать Seattle FC, но болельщики потребовали вернуть название НАСЛовской команды. Лига была против, но болелы ее побороли. В итоге команды из Ванкувера и Портленда пошли тем же путем. В 96м Космос бы не допустили(
Еще такой момент- названия команд в НАСЛ были чисто американскими, тогда как многие американцы сами считают, что название футбольной команды должно быть в единственном числе (Галакси, а не Лейкерс).
От НАСЛ отрекались потому, что она развалилась из-за слишком быстрого роста. У МЛС изначально был например потолок зарплат (под Бэкхема пришлось менять правила и его привезли только когда лига уже стояла на ногах) и стратегия очень медленного роста.
Не отменяя того, что он, конечно, американцам куда ближе соккера