Не стреляй!
Не стреляй в воробьев, не стреляй в голубей,
Не стреляй просто так из рогатки своей
Эй, малыш, не стреляй и не хвастай другим,
Что без промаха бьешь по мишеням живым...
15 октября в субботу в Воронеже состоялся матч 17-го тура ФОНБЕТ-ФНЛ Чемпионата России по футболу «Факел» (Воронеж) – «Динамо» (Москва). До начала матча в городе произошла массовая драка местных фанатов с приезжими. Как утверждают очевидцы событий, во время противостояния прозвучали выстрелы.
Мнения участников конфликта касательно обстоятельств стрельбы существенно разнятся. По мнению представителей фанатов ФК «Динамо», когда драка подходила к концу, сотрудник полиции в гражданской одежде открыл беспорядочную стрельбу из травматического пистолета. Фанаты ФК «Факел» придерживаются иного мнения, а именно, что время драки стрельба из травматического пистолета действительно была, но сотрудник полиции в гражданской одежде сначала сделал предупредительный выстрел в воздух, а затем стал уже стрелять по ногам, дабы остановить движение фанатов ФК «Динамо». Несколько человек при этом пострадали. Им была оказана квалифицированная медицинская помощь в больнице города.
Постановлением воронежского отдела полиции № 6 УМВД возбуждено уголовное дело по признакам преступления предусмотренного п.п «а» ч. 1 ст. 213 УК РФ, по факту хулиганства с применением оружия перед матчем между ФК «Факел» и ФК «Динамо». По данным прокуратуры, 15 октября перед упомянутым матчем на пересечении улиц Комиссаржевской и Никитинской в г. Воронеж произошла массовая драка, а также было произведено несколько выстрелов из неустановленного оружия, после чего неустановленные лица скрылись с места происшествия.
При анализе данной ситуации необходимо прежде всего учитывать тот фактор, что уголовное дело возбуждено, по имеющейся информации, по факту упомянутых событий в отношении неустановленных лиц. Таким образом, в случае подачи заявления о привлечении к ответственности упомянутого сотрудника полиции, оно, скорее всего, будет приобщено к ранее возбужденному уголовному делу. Теперь рассмотрим степень вины сотрудника полиции (далее сотрудник вне привязки к исполнению служебных обязанностей), в случае если упомянутые им действия найдут свое подтверждение. В данном случае у нас имеется много факторов с приставкой «если».
Во-первых, если сотрудник полиции находился при исполнении служебных обязанностей, действовал в соответствии со служебным заданием и должностными полномочиями, а также использовал табельное оружие или специальные средства без нарушения правил их применения, то говорить о совершении им противоправных действий в данной ситуации при имеющейся информации крайне затруднительно. Если же сотрудником полиции были допущены нарушения или превышение возложенных на него обязанностей, то в таком случае нужно привлекать сотрудника к ответственности.
Во-вторых, если сотрудник, который не находился при исполнении служебных обязанностей, действовал в рамках необходимой обороны при условии что таким образом предотвращены действия сопряженные с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо наличии реальной угрозы такого посягательства, также при должной степени угрозы, и возможности объективно оценить степень и характер опасности нападения, то, поскольку все упомянутые факторы носят оценочный характер, без получения более подробной информации говорить о законности его действий не представляется возможным.
В-третьих, необходимо определиться с самим видом оружием. Какое это было оружие? Есть на надлежавшим образом оформленное разрешение? В случае получения ответа на данные вопросы можно даже поднимать вопрос о привлечении сотрудника полиции к ответственности за противоправные действия в случае нарушения правил ношения, хранения и использования оружия.
P.S. Это не первый случай стрельбы в Воронеже. В августе 2000 года в результате массовых беспорядков болельщиков у гостиницы «Брно» были повреждены витрины зданий, перевёрнуты и подожжены машины. Сотрудники милиции стреляли в воздух из автоматического оружия, чудом не попав в отдыхавших перед матчем футболистов и тренеров ФК «Спартак-Москва».
...и случилось однажды, о чем так мечтал
Он в горящую точку планеты попал,
А когда наконец-то вернулся домой
Он свой старенький тир обходил стороной
И когда кто-нибудь вспоминал о войне,
Он топил свою совесть в тяжелом вине.
Перед ним, как живой, тот парнишка стоял,
Тот, который его об одном умолял: