Программное интервью Смородской, или Stop bleeding
Собирался поговорить о кое-каких проблемах в управлении «Локомотивом»: разобрать данные из открытых источников, и показать, что «Локомотив» очень много суетился на трансферном рынке, но в итоге так и не смог выполнить основных пожеланий Сёмина по укреплению атакующей группы. Но в свете событий последней недели это стало бессмысленным. Поэтому лучше сразу перейти к анализу главного, что случилось на этой неделе интервью Смородской «Спорт-экспрессу» и «Советскому спорту». На мой взгляд, оно программное: из него можно определить, чего ожидать от нового президента. При этом попробуем держать в голове те невесёлые результаты, к которым «Локомотив» пришёл на очередном изгибе своей истории.
Из того, что сказала Смородская, ясно, что, теперь, после «экономического, финансового и логистического анализа жизни клуба» она по-прежнему полагает, что в клубе имеется некий «системный сбой». Собственно, она это говорила ещё до того, как провела весь свой анализа, так что это следует считать не результатом анализом, а её установкой. Она довольно опытный менеджер, и с её точки зрения следует искать «системные сбои» - независимо от того, есть они или нет. Это не хорошо и не плохо, это просто её взгляд менеджерский почерк, если угодно.
Такой подход означает, что Смородская намерена начинать долгую и постепенную работу по устранению системных проблем. Это, наверное, неплохо. Но в футболе, чтобы начинать играть «в долгую», требуется весьма большой кредит доверия. «Локомотив» - команда такого уровня, что спрашивать начнут послезавтра, а наиболее нетерпеливые прямо сегодня. Даже Сёмин, которому здесь готовы простить почти всё, во многом уже лишился поддержки и это после одного проваленного сезона, даже не закончившегося.
Два основных источника давления на президента акционеры и болельщики (ну и команда, хотя это чуть менее важно, потому что команду можно менять). И с чего начинает Смородская? Про акционеров: «Я не знаю, каким кредитом доверия пользуюсь сама У акционера кредит доверия мне есть, и я постараюсь его оправдать. А Юрий Павлович, считаю, в кредитах не нуждается, у него карт-бланш на все - на покупку игроков, на продажу». Читайте между строчек: Смородская сразу констатирует, что у неё достаточного кредита доверия, что в сравнении с Сёминым её положение второстепенное. Про команду, тут же: «И клуб, и команда, и болельщики воспринимают меня как нового руководителя очень настороженно». Заодно и про болельщиков впрочем, про болельщиков есть ещё более запоминающееся: «Но жизнь на трибунах особая. Некоторых вещей я не понимаю. Некоторые мне смешны».
Таким образом, Смородская гарантировала себе максимально неблагоприятный старт для начала серьёзных, системных изменений. Максимальное давление со всех сторон. Она пришла в максимально неудачный момент в середине сезона, перед решающими матчами, перед закрытием окна. И в этой ситуации она отрезает себе важные ресурсы поддержки. Она, кажется, в курсе, что эта работа предполагает совершенно другой уровень публичность в сравнении с её прежними местами, но пока она к этому совершенно не готова. Смородская делает резкие движения, которые обернутся тем, что с неё начнут спрашивать очень быстро а ведь она хотела начать системную работу, и скорого результата, возможно, не предвидится.
Одно такое резкое движение отставка Сёмина. Я уже писал, что мне неясно, что может дать эта отставка. Однако иногда в спорте надо менять тренера просто чтобы поменять. Есть в английском такое отличное выражение «stop bleeding» - вот чтобы это сделать, часто бывает необходимо поменять тренера, даже если относительно его перспектив далеко не всё ясно. Возможно, сейчас такой момент. Два подряд разгрома и позорный вылет из еврокубков, плюс полное отсутствие игры и взаимопонимания в клубе сейчас с Сёминым связано слишком много неудач. Даже если его прежние (в том числе, прошлогодние) заслуги заставляют думать, что он нашёл бы решение проблем.
Однако неясно, есть ли у Смородской какой-то вариант в кармане. По-видимому, подготовки этого решения не велось, а значит, альтернативы будут искаться прямо сейчас. Я слабо себе представляю, что сможет сделать Владимир Маминов, что выходило бы за пределы возможностей Сёмина. Звучит фамилия Кобелева однажды он уже вытягивал команду после неудачи Сёмина, но динамовские болельщики помнят, сколько это потребовало времени. И как только от Кобелева понадобилось работать быстрее, он не справился.
А у Смородской, как мы помним, времени нет. Вдобавок ко всему, уволить Сёмина это не то же самое, что уволить Рахимова. Нельзя просто прийти в Совет акционеров и сказать «а не убрать ли нам тренера», потому что в Совете сидит всё тот же Сёмин. И значит, продавить его увольнение это нажить себе акционеров, которые будут присматриваться к каждой твоей неудаче.
Независимо то того, будут ли искать тренера сейчас, или же сейчас просто заткнут дыру, а поиск будет к следующему сезону (что отсекает серьёзных тренеров из Европы), Смородской и акционерам «Локомотива» неплохо бы наконец понять, что у любого серьёзного тренера есть свои взгляды на игру и построение клуба. Смородская упрекает Сёмина в том, что за год была куплена целая футбольная команда, а игры нет. Но почему-то не замечает, что запрошенное Сёминым усиление атаки исчерпалось Вагнером (лечится), Майконом и Алиевым. А ведь Сёмин пришёл в команду, которую Рахимов строил абсолютно по-другому, это было бей-беги с акцентом на длинные передачи, из которого Сёмин пытался сделать комбинационный футбол. Поэтому кто бы ни был новым главным тренером, хорошо бы, чтобы его рассматривали не как пожарника (которым, к сожалению, стал Сёмин второй раз в своей карьере, после сборной), а как человека, который будет проводить свой взгляд на игру. И селекция не будет мешать ему в этом. Разумеется, если убирать Сёмина, то нет никакого смысла покупать Милевского. А если вместо Сёмина Маминов? Его кто-нибудь спросил? Может быть, ему нужен Милевский? А Кобелеву?
Если говорить о тренере, которого будет искать Смородская, то кое-какие требования к нему уже можно вычислить. Похоже, основная претензия Смородской к Сёмину (кроме отсутствия игры, разумеется) состоит в том, что он закрыл команду и ограничил контакт с президентом, акционерами, болельщиками. Наверное, это правильная критика. Наверное, нужен человек, который будет больше готов к такому контакту. Но что мешает самой Смородской заняться установлением такого контакта? Из интервью пока что явствует, что у неё через три недели проблемы уже на всех ступеньках этой пирамиды. Пообещав с самого начала никого не увольнять скоропалительно, она уже успела организовать конфликт с главным тренером, публично высказать недовольство работой селекционного отдела и признаться, что она неспособна узнать причины продажи Кузьмина и обеспечить внесение в контракт Дуймовича всех необходимых пунктов.
Сейчас «Локомотиву» остаётся только надеяться, что энергия, решимость и подход Смородской позволят ей быстро адаптироваться к новой должности. Сейчас принципиально не потерять контакта с Сёминым (неважно останется он в клубе в какой-то роли или нет), организовать диалог с болельщиками (вероятно, единственный правильный способ ставка на Маминова) и начать подбирать людей не на место пожарников, а с учётом их взгляда на игру и будущее команды. Это позволит не просто stop bleeding, но пойти наконец в гору.
-------------------------------------------------------------------------
Из того, что сказала Смородская, ясно, что, теперь, после «экономического, финансового и логистического анализа жизни клуба» она по-прежнему полагает, что в клубе имеется некий «системный сбой». Собственно, она это говорила ещё до того, как провела весь свой анализа, так что это следует считать не результатом анализом, а её установкой. Она довольно опытный менеджер, и с её точки зрения следует искать «системные сбои» - независимо от того, есть они или нет. Это не хорошо и не плохо, это просто её взгляд – менеджерский почерк, если угодно.
----------------------------------------------------------------------------------
Логика следующая, если Смородская при назначении утверждала, что:
а) у Локо системны кризис
б) потом она приняла дела и изучив обстановку сказало, что у Локо системный кризис
из этого не следует, что она его сначала выдумала, а потом нашла то, что хотела увидеть. Как минимум есть ещё один вариант - она правильно сказала вначале, а потом эта её догадка подтвердилась при анализе.
А уж эта фраза вообще ниоткуда не следует:
«Она довольно опытный менеджер, и с её точки зрения следует искать «системные сбои» - независимо от того, есть они или нет.»
Не вырывайте фразы из контекста.
И потом - профессионал в области управления никогда не скажет «системный сбой». Так не говорят в этом мире. Это термин электриков, энергетиков, технологов и так далее. Профессионал-управленец скажет «неэффективные бизнес-процессы», «неэффективная структура» и так далее.
Я не спорю, конечно. Имейте только в виду, что она пришла в начале августа. В середине августа - квалификация в Лигу Европы. В середине августа - начинается серия игр с сильными соперниками. В конце августа - конец дозаявочного окна. Если бы она заявила «дайте мне месяц-два на предварительный анализ», она не получила бы эту должность. Единственное, чем она пока может успокоить СД - это её отчёт, который очевидно был презентован с успехом.
1. Первое требование к профессионалу (в любой области) - владение специальной терминологией. То есть, правильное понимание этой терминологии. Если человек не понимает терминологии - это первый признак вопиющего непрофессионализма, ибо он - в данном случае она - понятия не имеет о том, о чём берётся рассуждать.
2. Как я уже говорил, у менеджмента (в том числе, и антикризисного) есть свои незыблемые законы. У ЛЮБОГО антикризисного проекта есть всего четыре стадии (если нет катастрофического кризиса ликвидности, а его в Локо просто не может быть):
I. Комплексный бизнес-аудит (КБА). Результат - подробное описание бизнес-системы КАК ЕСТЬ (AS IS). Это довольно сложный этап и для относительно эффективных компаний, а для такого бардака, как в Локо - просто freaking nightmare (ночной кошмар, то есть). Причём нужно ещё понимать, что футбольный клуб - это ОЧЕНЬ специфический бизнес. Особенно в России. Судя по апломбу г-жи Смородской, то, что она сделала, бесконечно далеко от того КБА, который нужен. Поэтому она понятия не имеет о том, с чем имеет дело (её представление бесконечно далеко от реальности). Её т.н. «программное интервью» это подтверждает. Из того, что мне известно о Локо и собственного опыта могу сказать, что для КБА нужно нанять специализированную консалтинговую международную компанию, которая будет работать 2-3 месяца (а не три недели). Только после этого можно рассчитывать на относительно адекватное понимание имеющейся ситуации.
II. Формирование описания оптимальной бизнес-системы (КАК ДОЛЖНО БЫТЬ - TO BE). Это ещё где-то месяц работы (как минимум).
III. Формирование планов - финансового и операционного - перехода из текущего состояния в желаемое. На управленческом языке они называются планами стратегического корпоративного реинжиниринга. Судя по интервью г-жи Смородской, она и терминов-то таких отродясь не слыхала (иначе обязательно упомянула бы - для антикризисного менеджера они так же естественны, как для тренера - термины футбольные).
IV. Реализация разработанных планов. Это ещё 2-3 месяца в ситуации с Локо.
В общем и целом - минимум полгода. То есть, на какой-то эффект можно рассчитывать только к началу следующего сезона. Вот что должна была сказать КОМПЕТЕНТНАЯ гендиректор. А у Смородской - детский лепет какой-то.
К сожалению, она и есть бездарный, некомпетентный, необразованный администратор, бесконечно оторванный от реальности. Мои глубокие соболезнования Локо (ибо их Совет Директоров явно не лучше, раз такое чудо на работу приняли)
Согласен с Profutbol: очень похоже на свёртывание клуба, может оттого и футболистов явная безнадёга одолевает.