Продавать телеправа в России за $200 млн за сезон в обозримом будущем? РФПЛ+ФНЛ? Нереально!
Много разных мнений озвучивалось на сей счет. Еще накануне выборов Президента РФС. Но все же стоит согласиться с теми, кто считает это (программное обещание В.Газзаева) нереальным. По крайней мере в обозримом будущем. Условно говоря, до 2020-го года – точно нереально. А там поживем увидим.
Тот или иной продукт может стоить дороже, но не вдруг и сразу без предпосылок в N раз дороже. Такой продукт как матчи РФПЛ, ФНЛ и прочая - не то, что можно «втюхать» телевидению втридорога, особенно в условиях капитализма, а не по приказу сверху под угрозой расстрела и расформирования. Это как завтра объявить всем, что хлеб будет стоить не 30 рублей, и 330. Вкуснее он станет совсем немного, но никак не в 10 раз. И кто побежит покупать? Лучше вообще отказаться от хлеба, и есть хлебцы да сухарики из другого сырья.
Попытка 'взыскать’ подобную сумму с телеканалов (интересно, как подобная тематическая бизнес-переписка и деловая встреча будет выглядеть на практике!?) может вообще привести к потере трансляций футбола на российском телевидении. Взвинтить доходность российского футбола невозможно. Предпосылок нет. Среднестатистический российский ‘юзер' (футбольных телепоказов и услуг показа футбольных матчей на стадионах вживую) не готов платить за посредственные услуги условные 60 баксов в месяц (билет/трансляции). Точка.
Спортивные маркетологи подмечают, что стоимость телевизионных прав примерно сопоставима с суммой дохода, которую клубы получают от стадиона в день игры (matchday revenue). Это продажа билетов, атрибутики и тд. А в бюджетах клубов РФПЛ эти цифры для двух коррелирующих источников пополнения бюджета составляет одинаковую и крайне ‘смешную' долю – около 4% по каждому направлению. Возможный резкий рост одного такого показателя в отрыве от другого – ненаучная фантастика, алхимия, чудо не от мира сего.
Наши "спортивные маркетологи" - это неизвестно что такое. У кого это "matchday" доходы сопоставимы с доходами от ТВ, медиа? В Англии это 18% против 53% (ТВ) от общей выручки (данные за 2014-15). В Германии 22/31, но ТВ вырастет с новой сделкой (она на 80% больше предыдущей). В Испании 21-48, В Италии 12-61, во Франции 12-44. В Австрии вот, да, 13-12. Стоит ли на нее ориентироваться? По-моему это бред, все-таки это маленькая страна. Такая же ситуация в Голландии(26-18) и Бельгии(24-30), то есть там, где на клубы могут ходить по 20-30 тыс (приезжая из другого конца страны на час), по 40+ на топы, но где общий рынок - крайне небольшой. Австрия - это 8 млн человек, меньше Москвы, Нидерланды - это 15-20 млн.
Россия, очевидно, должна смотреть на Францию, Италию. Хотя бы с точки зрения банального факта. Сколько болельщиков Спартака (или ЦСКА, Зенита) проживают в Москве и могут ходить на стадион, а сколько вообще в других городах (а, значит, могут только по ТВ смотреть)?
На основных рынках от ТВ клубы получают денег больше раза в три-четыре.