10 мин.

— Уиган Атлетик, приятно познакомиться! (часть 2)

Пришло время закончить беглое знакомство с командой, начатое ранее рассказом о вратарях и защитниках. Теперь речь пойдёт о полузащите и нападении.

Полузащита

В первую очередь обращает на себя внимание тот факт, что эта линия, от которой априори зависит игровое «лицо» команды на поле, является самой молодой в команде! Средний возраст среди хавов колеблется у отметки «23 года», а самым старшим среди игроков данного амплуа является «живой труп» Де Риддер, которого ещё просто не успели никуда пристроить и приписали к команде формально – а ему всего-то 26! Более того – из основной обоймы так вообще нет никого, кто на начало сезона был бы старше 25! А учитывая крайнюю небанальность наших полузащитников в футбольном плане, я не удивлюсь, если через несколько лет мы увидим их по отдельности в разных клубах более высокого калибра. Лично мне кажется, что имеющийся на сегодня состав в этой линии даже посильнее того, что был в золотые брюсовские времена Кэттермоула-Паласиоса-Валенсии. Но хватит восторженных захлёбываний, давайте к делу.

Начать хочется с мозга команды – с центральных полузащитников. В схеме Роберто Мартинеса на поле их всегда три, из них один более всех остальных обременён оборонительной работой, другой выражено конструирует атаку, и ещё один выполняет некие связующие функции, по ситуации больше обращаясь то вперёд, то назад. В принципе, первого и третьего, если пытаться втиснуться в дефиниции тактических схем, можно назвать «опорниками», второго – «плеймейкером», хотя непосредственно в игре это может быть и условно, недаром некоторые аналитики находят сходство футбола Мартинеса в этой зоне с «тотальным футболом» - все должны участвовать в отборе мяча при потере оного, но также все центральные хавы должны и помогать атаке. Конечно, такой стиль требует затрат физических сил и обуславливает: а) достаточное количество футболистов для ротации на данных позициях и б) универсальность и хорошую физическую подготовку этих самых футболистов. Ходят слухи, что как раз по последней причине и покинул команду Пауль Шарнер, которого Мартинес использовал именно в центре полузащиты и который почувствовал, что его «физика» уже не позволяет ему постоянно выходить в основе при таком игровом темпе.

Но кто же остался?

Мохамед Диаме и Джеймс МакКарти

В первую очередь, это пара-открытие предыдущего сезона, Мохамед Диаме и Джеймс МакКарти. Оба наделены незаурядными игровым интеллектом и техникой, оба молоды, перспективны и продолжают прогрессировать. Именно эта пара в конце предыдущего сезона оккупировала две из трёх позиций в центре, и именно от неё будет многое зависеть в сезоне наступающем. Если сказать про них отдельно, то Момо – чуть ли не образцовый опорник нового времени, когда от игроков его амплуа требуется не только эффективно работать в отборе, но и начинать атаку качественными передачами. А как с мощью, так и со скоростью и техникой у Диаме всё в порядке. Пожалуй, единственный недостаток, который не позволил ему до сих пор оказаться в составе какого-либо крупного клуба – это существующие некие проблемы с сердцем, но даже несмотря на них в последнем розыгрыше Премьер-лиги он вышел на поле в стартовом составе 34 раза, и многие матчи проводил без замен. Это значит, что у Момо и его организма ещё есть резервы, которые позволят вырасти ему в игрока высочайшего класса.

Не отстаёт от француза и Джеймс МакКарти, игрок-парадокс. Рождённый в Шотландии, на международном уровне он выступает за Ирландию; в 19 лет выходит в составе куда более взрослой молодёжки и к этим же 19 годам имеет более сотни матчей с брутальными шотландскими мужиками, в то время как многие английские его коллеги нежатся в играх за молодёжные составы. Неудивительно, что покупавшийся хоть и за приличные деньги, но всё-таки на перспективу игрок с таким характером смог стать одним из главных кирпичиков в модели Мартинеса и во второй части прошлого сезона пробыть на поле 95 (!) процентов возможного времени. К слову, больше было только у того же Диаме, Родаллеги и Фигероа. Джеймс, ко всему прочему, универсален – в упомянутой выше схеме он может сыграть как в «опорной паре», так и впереди, под нападающим – и ещё неизвестно, где у него получается лучше. А в случае необходимости его можно задействовать и на флангах. Так что, подытоживая, в наступающем футбольном году пару ближе к своим воротам практически на 100% (по крайней мере, с начала сезона) составят как раз Диаме («первый номер») и МакКарти («третий»).

Бен Уотсон

«Вторым» же, скорее всего, станет Бен Уотсон. Пожалуй, главным открытием межсезонья ваш покорный слуга назвал бы именно его. В самом деле: купленный ещё при Брюсе и уже тогда работавший скорее «на подхвате», при Мартинесе Бен и вовсе задвинулся куда-то далеко, почти весь сезон проведя по арендам и грозясь отправится куда-либо из Уигана уже на постоянной основе. Но к концу прошлого чемпионата что-то щёлкнуло, приехавший из аренды Бен как будто нашёл взаимопонимание с тренером, и последние игры полузащитник провёл уже преимущественно на поле, заменив собой подразочаровавших Бобо Шарнера и Гомеса. А этим летом Уотсон так вообще плотно обосновался в полузащитном треугольнике, проведя в товарищеских матчах чуть ли не больше времени, чем вообще кто-либо из команды! Мартинес очень хвалит то, как Бен ведёт игру своими передачами, как может отдать точно то на фланг, то на ход партнёру через нескольких соперников. В общем, на начало сезона кредит доверия у Уотсона точно есть, а уж как он им распорядится – как Диаме или как Гомес – покажет время. А мы посмотрим.

Описанной выше троице нет смысла и волноваться за свои тылы – учитывая мировоззрение Мартинеса по поводу максимальной конкуренции на всех позициях как движущей силы тренировочного и мотивационного процесса, заменить их есть кем. Это и жёсткий и неуступчивый (хотя иногда и перебарщивающий с этими качествами) опорник из Гондураса Хендри Томас, и новичок команды, ещё один посланец из Гамильтона и в прошлом партнёр МакКарти и почти его однофамилец, Джеймс МакАртур. Их уже путали в протоколах товарищеских матчей и на трибунах стадиона соперника, будем надеяться, что класс игры, который покажет МакАртур, также позволит их спутать с Джеймсом Первым. На худой конец, может сыграть плеймейкера и прошлогодний фаворит на этой позиции, Йорди Гомес, но почему же «на худой», спросите вы?

Йорди Гомес

Потому что один из последних (и главных) трендов межсезонья можно назвать «Гомес-вингер». Да, практически во всех матчах каталонец играл именно на позиции крайнего полузащитника, а именно справа, меняясь с Шарлем Н’Зогбия примерно равное количество раз на равное количество времени. Так что основной позицией для Йорди следует теперь считать именно край атаки, а не её центр. Из этого, кстати, может что-то получиться – всё-таки в «Суонси», насколько я знаю, он играл именно на краю. И по прошлому сезону было видно, что, несмотря на неплохую борьбу в игровых единоборствах (Чемпионшип закаляет), именно с «плеймейкерством» у Гомеса было похуже. А с краю всё-таки и ответственность, и объём работы поменьше. Так что посмотрим.

Правда, высматривать придётся долго, так как ныне на краях правят бал совсем другие люди, и Йорди придётся мириться с этой солидной конкуренцией. Сами посудите, «противостоять» ему будут и новоиспечённый игрок сборной Франции Шарль Н’Зогбия; и наиталантливейший вингер-универсал, голодный как волк до футбола Виктор Моузес; и плотно (очень плотно, Бобо видит в первейшую очередь его именно там) осевший на левом краю атаки Уго Родаллега. Рассказывать про этих троих, в принципе, не требуется – имена на слуху, и кто хочет и притом ещё ничего о них не слышал, тот обязательно что-нибудь да найдёт.

Казалось бы, всё шикарно, фланги также укомплектованы по полной, однако не всё так просто: как на дрожжах растут слухи по поводу Н’Зогбия и Родаллеги, по первому активно, по второму не очень. Несмотря на получение десятого номера француз всё активнее готовится к своему возможному отъезду, и по последним данным, вскоре собирается официально, по всей форме обратиться к руководству с просьбой отпустить его. Так что против «Блэкпула» в сине-белой футболке он ещё наверняка выйдет, а вот далее – большой вопрос. Фамилия же Родаллеги мелькает в основном в привязке к «Стоку» как возможная часть по сделке с привлечением из стана «гончаров» Тунджая Санли или Джеймса Бити с доплатой. Правда, эти тесто на слухах особенно никогда не поднималось высоко, а с приобретением «Стоком» Кенуайна Джонса, по идее, может и совсем опуститься. Если честно, этого и хочется, по одной причине, о которой будет сказано буквально вот-вот.

Нападение

А причину эту зовут Мауро Боселли. Самая дорогая покупка «Уигана» в это межсезонье, лучший бомбардир команды в товарищеских матчах (3 гола, из них 1 с пенальти), кандидат в сборную Аргентины и прочее-прочее-прочее, о чём также в избытке за прошедшие недели можно было почитать. Боселли прекрасно обосновался на позиции страйкера, жаждет начала чемпионата и вообще чувствует себя превосходно. Слова Мартинеса о нём я уже как-то приводил, а причиной, про которую было сказано выше, является взаимодействие аргентинца с колумбийцем, засвидетельствованное уже не одним человеком. Эта пара может в наступающем сезоне сотворить что-то крайне интересное, при этом не являясь парой нападающих в основном смысле этого понятия: всё-таки Мауро играет единственного выдвинутого форварда, а Уго – лишь один из трёх помогающих ему футболистов «группы атаки». Тем не менее, Мауро имеет большие шансы заявить о себе. Не так феерично на первых порах, конечно, как Амр Заки в своё время, но притом куда стабильнее – всё-таки проблем с мотивацией и дисциплиной у новичка замечено не было.

Тревожно становиться лишь за подстраховку Мауро по позиции: руководство «Уигана» приняло плату за проведшего далеко не самый блестящий сезон Джейсона Скотланда, и теперь будущее тринидадского форварда в команде зависит от его решения в ближайшие 24 часа. А учитывая форму Боселли и то, какое впечатление он произвёл на тренеров, ответ становится практически очевиден: «Ипсвич» и родной Чемпионшип, где всё получалось. Ну а тревожно мне потому, что больше у нас страйкеров и нет: Родаллега и так плотно устоялся как атакующий хав, а с учётом возможного ухода Шарля и постановки на его место Моузеса альтернатив Уго слева не остаётся вообще, так что вряд ли мы увидим колумбийца в этом сезоне на острие какое-то значительное количество раз. А в этом случае, подмена Боселли нужна в любом случае, ибо в молодёжи своей резервы также скудны: сырые Каллум Макманаман и Абиан Серрано плюс совсем молодой Джордан Рагг – всё-таки это не те, при всём уважении, кто должны в режиме первой готовности выйти по необходимости и забивать. И в связи со всем этим продолжает мелькать фамилия Санли, но уже за самостоятельную плату и без обмена на кого-либо из наших. Любопытно, что на недавней автограф-сессии по случаю открытия нового клубного магазина один из фанатов не постеснялся и задал Мартинесу вопрос про Санли, а в ответ Бобо только хитро рассмеялся в своём неповторимом стиле. Так что посмотрим, приобретения в линию атаки до конца августа почти наверняка будут.

Ну вот, собственно, и всё. Границы ответственности очерчены, персоналии обозначены, что ещё? О, разве что могу выдвинуть свой вариант состава на «Блэкпул», вот что.

---

Киркленд

Бойс – Гохури – Алькарас – Фигероа

Диаме – МакКарти

Н’Зогбия – Уотсон – Родаллега

Боселли

---

Теперь точно всё. До встречи уже в сезоне 2010-2011, и позвольте всех вас, наших читателей, поздравить с его началом!