5 мин.

Деградация зеленой кнопки

Пока я был в отпуске, ситуация с трансляциями футбола на нашем родном телевидении дошла до того, что мой один из самых любимых турниров – английская Премьер лига – собрался переехать на, страшно сказать, ВГТРК.

Меня сложно назвать поклонником итальянского чемпионата и различных турниров сборных команд и, поэтому, футбол в телевизоре для меня практически всегда был связан исключительно с «НТВ-Плюс». Я и сейчас помню, как впервые в мою жизнь ворвалась тарелка с декодером. В 1998 году, когда во всю функционировал рынок в Митино, где продавались «левые» тарелки и карточки, ко мне пришли три, на удивление трезвых товарища, в красивых синеньких комбинезончиках и долго, очень долго, сверлили мою кирпичную стенку, чтобы уже наконец привинтить к фасаду дома железное чудовище. Причем, «чудовище» было натуральным, от «Плюса», хотя многие крутили пальцем у виска, говоря, что переплачивать в два раза за «оригинал» - глупость. Я даже сейчас помню, что первое я увидел на «НТВ-Плюс» – шел биатлон, или лыжи, и наши явно проигрывали, чему, к слову, товарищи в комбинезончиках тоже очень расстроились.

Менялась тарелка, менялись декодоры, но «НТВ-Плюс» всегда оставалось со мной. В жаркое лето, такое, как, например, сейчас, когда обжаренное московской духотой тело рвется загород, маленькая коробочка путешествует со мной на дачу, где висит тарелка, настроенная на нужный спутник.

Но, с каждым годом, все чаще стали закрадываться мысли, что «НТВ-Плюс» начинает деградировать. Особенно заметно это стало в середине 2000-х. Деградация, словно огромная волна цунами, накрывала всё без исключения, что касалось телекомпании. В первую очередь, начала страдать программа вещания. Всех без исключения «плюсовских» каналов. Во вторую – абонентская служба. А потом, этот снежный ком явно начал подбираться к спортивным каналам. К тому, чем «НТВ-Плюс», по праву, должен гордиться.

И эту деградацию окончательно выявил эксклюзивный показ чемпионата России по футболу. Эти трансляции окончательно открыли глаза, и кто-то словно прокричал – «Эй, там, по другую сторону экрана! Нам тут очень плохо». Но самое большое впечатление на меня произвела реакция человека, который, безусловно, все это понимал – Василия Уткина, долгое время позиционировавшего себя, как руководитель и лицо футбольных каналов. И я помню эту реакцию, как сейчас. В конце, если я не ошибаюсь, прошлого года «плюсовцами» был проведен опрос – «Что Вас больше всего разочаровало в прошедшем сезоне?». И большая часть абонентов отдали свой голос за вариант, который звучал примерно так - «качество трансляций». Последовавшая за этим реакция просто потрясла. Именно тогда Уткин окончательно ушел со спортивного форума «НТВ-Плюс», по традиции, назвав всех муд***ми, которые ничего не понимают. И их было большинство, как это обычно бывает.

Но разве это большинство было не право? Разве трансляции матчей из того же Нальчика, Перми и Новосибирска – это какой-то «телевизионный продукт»? Неужели сам Уткин, который, безусловно, является человеком создававшим спортивное телевидение в России, не считает, что трансляции из этих городов не что иное, как обычная халтура? Обычный, то ли недоделанный, то ли просто низкопробный продукт, снятый на камеру мобильного телефона, с «русиками» и всем остальным. Вообщем, в стиле наших общедоступных каналов, когда всем верховодит принцип «ничего, быдло сожрет и так».

Если нет, и трансляции из этих городов можно считать приемлемыми, то тогда с таким же успехом можно назвать «телевизионным продуктом» трансляцию матча «Динамо» Москва – «Спарта» Прага, когда бело-голубые находились на сборе в Австрии, и откуда в интернете велась прямая трансляция с двух подрагивающих от ветра камер.

Сначала стагнация, а потом и деградация «Плюса» явно выразилась и в том, что с развитием отдельных каналов и увеличением эфирного времени, одно из главных направлений – аналитические передачи – не просто не развивалось, оно умирало на глазах. «Футбольный клуб», из по-настоящему футбольной передачи, медленно, но верно стал превращаться в передачу, которая нравится моей жене, а это существенный показатель, учитывая то, что она с трудом разбирается, например, в офсайдах. Единственная передача на всех футбольных каналах – «90 минут» - вроде бы постоянно держала свой уровень, и старалась, по мере возможностей, соответствовать единственной в России аналитической передаче о футболе, даже, несмотря, на достаточно специфические вкусы Черданцева к молодым девушкам. Но «90 минут» - это не просто капля в море. Это песчинка в громаднейшем карьере.

На фоне этого было удивительно читать комментарии Уткина, которые пусть и немного, но отдавали восторгом, о том, что, мол, компания вышла в прибыль, что абоненты растут, словно грибы под дождем, и все хорошо.

Конечно, можно не сомневаться, что в таких условиях телекомпания стала прибыльным бизнесом. Экономили, судя по всему, на всем, на чем только можно. Дошло до того, что, так всех интересующий «конкурс комментаторов», был временно прекращен. А, как известно, ничего не бывает постояннее, чем временное.

Зато в «Газпром-медиа» и, в частности, в ОАО «НТВ-плюс», бодро смотрели на цифры отчетов по финансовой прибыли. С Орловым в качестве постоянного комментатора, с ужасными трансляциями, с кучей идиотской рекламы, но зато с местечковой прибылью. «Побольше взять сейчас, а там трава не расти» - бизнес по-русски.

Но у спортивной дирекции «НТВ-плюс» был, и пока что еще остается, бесценный актив – люди. Тот же Уткин, Розанов, Федоров, Андронов, Генич, Черданцев, Маслаченко, Казанский. Перечислять можно еще долго. Кто-то отдельный из них может не нравиться части аудитории, но вряд ли кто-то в здравом уме, скажет, что они не профессионалы своего дела. Они, как ни крути, элита российского спортивного телевидения. И одновременно с этим они последний оплот этой телекомпании, на котором все, в принципе, и держится.

Возможный уход Василия Уткина на ВГТРК – абсолютно его личное дело. Это его жизнь, его работа. Но с точки зрения существования «НТВ-Плюс» - это не конец, а наоборот, начало новой эры. Эры рыночной конкуренции, которая для них необходима, как пинок под зад.

И поэтому, с этой точки зрения, можно быть довольным, что ВГТРК выходит на рынок коммерческого телевидения. Хоть небольшая, но конкуренция, возможно, что-то изменит в этой тихой, но обветшалой, зеленой гавани.

PS. А о самом ВГТРК поговорим немного позже.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ