Несколько штрихов к портрету бостонского чемпионата
Сумасшедший чемпионат – именно под таким названием необходимо занести в летопись ФК только что закончившийся в Бостоне чемпионат мира. В его сценарии было расписано множество сюжетных ходов: параллельных, пересекающихся, оборванных и безысходных и обязательно – требующих продолжения. И эта пьеса, как и положено блокбастеру, имела оглушительный успех.
Хеппи-энд обеспечила главная героиня – Евгения Медведева, фигуристка до абсолюта, с комплиментарными качествами. Её роль не требовала затейливой игры (говорят, даже организаторы соревнований поднимали на репетициях под своды катка российский флаг), в том смысле, что ей не требовалось прыгать выше головы. Из далёкой Москвы Медведева прилетела с безупречной спортивной репутацией, в которой не позволила усомниться ни на секунду. Наоборот, в Мекке женского одиночного катания она только укрепилась: Женя продемонстрировала отменное присутствие духа, умение молниеносно принимать решения (эпизод с КП), а в нужный для Родины час выдала свой лучший прокат.
Кому-то может показаться, что всё просто, слишком просто. Так, лёгкий заокеанский вояж. Ну, тогда представьте, что Евгения, как плохая актриса, не справилась с ролью. Какая волна поднялась бы против той, под чьим крылом девочка растёт и как фигуристка и как личность! Цена медали Медведевой – тренерское и человеческое благополучие спокойствие Этери Тутберидзе.
.
На прошлогоднем чемпионате Юзуру Ханю неистово поддерживал своего одноклубника Хавьера Фернандеса. Казалось, японец совершенно счастлив, будто сам выиграл золото. А сейчас Юзуру расстроен и не скрывает этого. Его можно понять: для такой рефлексирующей личности, как Ханю, – это глубокая драма. Он давно и во всеуслышание заявил, что собирается побеждать только красиво, и только убедительно. Новый сезон бросил японскому дарованию три вызова. Китайский вундеркинд Цзинь Боян стабильно исполняемыми четверными прыжками взорвал мужскую одиночку и обязал претендентов на медали воздержаться от частых полировок льда, бабочкования и других непопулярных действий. Второй вызов – возвращение летучего канадца Патрика Чана, способного закрутить в головокружительной карусели и публику и арбитров. И, в-третьих, одноклубник и друг Фернандес поставил такую крутейшую программу (КП) и включил такого артиста на льду, что это грозило тем, что любители прекрасного именно испанца провозгласят лучшим фигуристом. Ханю вызов принял. То, что он творил на этапах Гран-при было феноменальным, однако не верилось, что подобные прокаты можно тиражировать. Так и получилось: с вызовами он справился, но сам перегорел.
Ещё одна сюжетная линия – история с нашими спортивными парами. Где, на каком этапе был допущен стратегический просчёт? Весь прошлый сезон на просторах интернета болельщики вовсю костерили Столбову – Климова. Где-то справедливо (за поведение в КиКе и за отказ выступать на чемпионате мира), где-то не совсем. Но в начале сезона казалось, что работа над ошибками спортсменами и их тренером проведена основательная. Ребята подготовили шикарные постановки, разучили элемент ультра-си (каскад 3+3+2), разнесли в пух и прах конкурентов в финале Гран-при и даже в интервью стали предельно сдержанными. И вдруг проявили ненужную осторожность на главном старте сезона. Можно сколько угодно обсуждать их несправедливое четвёртое место, но в Бостон-то они ехали далеко не за бронзой. Однако продавить соперников ни техникой, не парностью, ни драйвом не получилось.
А что помешало Татьяне Волосожар – Максиму Транькову выступить в полную мощь? Ответ, который лежит на поверхности, – отсутствие мотивации и проблемы со здоровьем. И всё же я не до конца понимаю произошедшего. К сезону ребята подготовили красочные, я бы сказала, эпичные программы. И «Болливуд», и «Дракула» имели все шансы стать блокбастерами. Очевидцы тренировок писали, что Максим с Таней просто сногсшибательны, да и Лакерник подтвердил, что ребята были готовы и технически и физически. Легко обвинить взрывного Максима в срыве программы, но было заметно, что и с Таней творится что-то неладное. Словом, мне эту тайну не разгадать.
В чем сила канадцев Меган Дюамель – Эрика Рэдфорда? В тройном лутце? В четверном выбросе? В сумасшедшей энергетике? В сильном тренере? Их главная сила, даже силища в том, что они не стесняются проигрывать. Ведь они, действующие чемпионы мира, по собственному признанию, ехали в Бостон хоть и с надеждой на успех, но и с пониманием, что существует большая вероятность проигрыша и китайцам, и двум нашим парам. Они прекрасно осознают свои недостатки (ведь «остальные катаются, а они только лутц прыгают»), но в пылу азарта способны уложить на лопатки более элегантных катальщиков.
Алёна Савченко – это уже отдельное государство в государстве, в котором идёт и собственный отсчёт времени. Ещё за год до Олимпиады, она и её тогдашний партнёр Робин Шолковы были нокаутированы катанием Волосожар – Транькова, которому сложно было что-то противопоставить. Алёна разучила выброс тройной аксель, прибегла к помощи Чайковского, но всё было бесполезно – проигрыш в Сочи был неизбежен. На что рассчитывает теперь эта невероятно волевая спортсменка, каким она видит свой путь к конечной цели?
Когда-то великая Тарасова приняла стратегически верное решение, поставив Климовой – Пономаренко олимпийскую программу в стиле модерн, тем самым лишив основных соперников, французов Дюшене, исключительности их постановок – единственного конкурентного преимущества. Алёна, судя по всему, решила идти по тому же пути. Ставка в новой паре с Бруно Массо сделана на качественные элементы и амплитуду. Подкрут – чтобы забыли о Волосожар – Транькове, выбросы – и китайцы уходят в тень, поддержки – она наверху королева, тодес – в оригинальной позиции. Такими элементами можно любоваться, такой Алёной хочется восхищаться.
Хорошо закрученный сюжет всегда предполагает неожиданный ход. И его авторство принадлежит Анне Погорилой. Её безупречное исполнение обеих программы было рассчитано на выход если не в королевы, то в дамки точно. Аня продемонстрировала царственное катание: величественное по настроению, супертехничное, с натянутыми как струна прыжками. Она стремилась не оставить соперницам шансов и, конечно, была достойна большего.
А как же Эшли? Для Эшли это серебро – награда на финише марафонского забега, да ещё с барьерами. Это неунывающая фигуристка давно могла стоять на пьедестале, если бы не новая эра в женском ФК. Российские девочки, без видимых усилий щёлкающие тройные каскады, практически не оставили Эшли никаких шансов. Но Вагнер не сдалась и при помощи Рафаэля Арутюняна начала прыгать буквально выше головы: худо-бедно освоила ключевой каскад и насытила свои программы женственностью и шармом. Красиво каталась Эшли, что там говорить, да и компонентнее она Ани, но ведь и Аня техничнее Эшли.
А вот Грэйси Голд стратегически просчиталась. Она просчиталась с тренером. Вот он в КиКе – легенда ФК, «хитрый лис» Кэрролл, весь такой импозантный и модный. Ну не хочет он стареть, а года свои скидывает на плечи Грейси. Голд щедро одарена матушкой-природой, и ей по силам вернуть Америке былую славу, но её пролётные прыжки у Фрэнка скукожились. Старомодные программы, припудренные именем постановщика (особенно Жар-птица), не вдохновляют зрителя на сопереживание. Эшли – пожалуйста, Рике Хонго – сколько угодно, но не Грейси. И напомню, что с Кэрроллом ни Мишель Кван, ни Линда Фратиани олимпийскими чемпионками так и не стали.
И, конечно, сопереживать хочется Лене Радионовой. Она просто вынуждает это делать силой своего таланта, эмоциональным наполнением не самых удачных постановок. И вообще, три российские девочки в сильнейшей группе – это лишняя констатация факта, что женское одиночное катание окончательно стало российским видом. Перспективы нашего мужского катания уже сейчас обозначились отличным дебютом Михаила Коляды. Думаю, не только мне он понравился искренностью и открытостью и на катке и вне льда.
Пару слов о двукратных победителях. Они выиграли свои титулы более убедительно, чем в первый раз. Канадцы в Китае проигрывали технической оценкой и еле ноги унесли от хозяев. Победа Фернандеса в Пекине была не столь внушительной по баллам и не с таким солидным отрывом от Ханю, а французы тогда в коротком танце вообще были четвёртыми. Каким образом чемпионами становятся снова и снова? Кто поймет, в чем тут секрет, тоже сможет сделать шаг к вершине.
Р. S. Большой фигурнокатательный сезон подошёл к концу. Лично для меня это повод для грусти, поэтому лукавить и поздравлять с завершением сезона не стану.) Пожелаю всем благополучно и весело пережить унылыю пору.
С благодарностью к бессменному редактору Дарлинг.
Предыдущий пост по теме здесь.
С уважением ко всем любителям ФК, Бичуния.
Должна быть справедливость - награда тех, кто больше всего сделал для победы - до выступления и во время него, кто больше всего стремился и хотел этой победы. Ооочень хорошо помню реакцию Меган на победу наших Ксюши и Федора на ФГП, помню ее взгляд - "не получите больше такой победы....:" Мне так тогда "прочиталось во взгляде Меган - боец! И наша Ксюша - боец! Помню ее взгляд в Кике на ЧМ. Я помню...
Все победы - закономерны. Проигравшие - всегда что-то не сделали больше того, что должны были сделать. Стимул - становиться лучше и сильнее! В этом - красота и азарт спорта!
Увы, но вы очень правы. Поднялась волна бы и против Жени, и против Этери. Культура российского болельщика. Вон в биатлоне это можно ясно наблюдать. Даже Свендсен в интервью сказал, что русские болеют агрессивно и обвиняют спортсменов во всём вместо поддержки.
И мы должны понимать, что однажды, скорее всего, Женя проиграет. Это нормально, и не надо готовиться спускать на неё и её тренера собак
Так просто надо говорить, что постановщик - Петя, тренер - Марина. Марина переделывала танец по Шибиков после того, как они улетели под Кумсов.
Но идея и постановка - его. Он не знает спортсменов и их возможности, а Марина знает.
Это была и ее неудача. Она же видела что поставили и приняла работу.
Вот представьте меня на катке и мне сдают работу за которую я должна заплатить, но выкатывать эту прогу и результат давать мне)))
Ответственность моя при этом...
Бедный Петя, он бы мне не сдал ничего, был вечным второгодником)))
Анжелика виновата- приняли работу, значит задачи правильно не умеют ставить.
Алексеева виновата за Фриду, она думла, как выкатать это и обеспечить результат.
Игорь виноват за Рахманинова и второе место, переделывали много, но они работу приняли.
Значит пусть тренируют воображение и четко требуют.
Тренер виноват всегда.
Но Рюшполь прекрасный опыт имела работы с фигуристами и поставила четко, ТАТ не переделывала ничего. А то сначала она кричала, что только консультант, а потом резко стала главным действующим лицом после победы.
Она оставила Алексееву разбираться с Рюшполь, которая довела танец до логического конца.
И посмотрите Мемориал и Блюз ГП, который ставила Рюшполь, очень много найдете общего. Нельзя ставить танец на старых связках. Он потом косо стоит и не клеится. В Кабаре пока не выучили новые шаги и связки, ничего не получалось на старом багаже.
И в первоначальной версии ББ, там где Натали таскают по льду за руку, ее в шпагате таскали изначально, ТАТ поставила.
Я видела видео из частного архива, ухозатывалась)
Спасибо Деми, заставил шпагат убрать категорически. Я и так не могу смотреть на эти " бурлаки на Волге вперемешку с Репкой" А так ползущая по льду в шпагате Кармен,- реально образец вкуса был бы)
Системный кризис в танцах начался не на ровном месте.
И сейчас еще опасаются сотрудничать с русскими тренерами в парах.
Обязательно кто-то присвоит себе лавры.
МОЗ такая же. Кармен ВМ не она ставила. Линичук при ее недостатках всех хореографов не скрывала.
Но как в эфире ТАТ советы горазда давать и сетовать, что не умеют работать нынче.
Вот она)))
К сожалению:" У Победы тысяча отцов, а поражение всегда сирота"
-Летом для совместной работы с Т.Тарасовой и ансамблем «Все звезды» в Москву приехали Джейн Торвилл и Кристофер Дин. Они были одними из первых, кто увидел новую произвольную композицию своих бывших соперников и высоко оценили эту работу, признав, что они достойна Олимпийского золота. Фортуна наконец-то улыбнулась Наташе и Андрею, избрав для нового сезона в оригинальной программе их любимый ритм – танго.
Андрей:
- Последнюю нашу обязательную программу нам помогала готовить англичанка Бетти Калловэй, в прошлом тренер Торвилл и Дина. Конечно, Калловэй выдающийся тренер, все просто, когда правильно объясняют. Но в чем же ценность нашей совместной работы? Наталья совсем перестала слушать замечания и мои, и Татьяны Анатольевны, а тут она присмирела. Господи, думал я, Бэтти ей все время делает замечания, а они их принимает как должное, не отворачиваясь. У нас сразу хорошо пошла обязательная программа. Бэтти провела с нами две тренировки весной во Франции, потом мы приезжали в начале лета в Лондон на наши показательные выступления и получили еще два урока по 30 минут.
Кстати, там же в Лондоне Лоуренс Дэми впервые увидел их «Половецкие пляски» и дал им высокую оценку.
=========================
PS: В работе над текстом использованы материалы :
Книга И.Бобрина, Н.Бестемьяновой и А.Букина «Пара в которой трое», статьи, интервью и репортажи с соревнований по фигурному катанию 70-80-х годов журналистов В.Мелик-Карамова, С.Токарева, С.Шачина, А. Шелухина, А.Башкатова, О.Полонской и др. из журналов «Физкультура и Спорт», «Спортивная жизнь России», «Смена», «Советская женщина», «Огонек», газет «Советский спорт», «Правда», «Комсомольская правда»,«Советская Россия»,«Советская культура», «Московский комсомолец», «Московские новости» и др.
Кроме ТАТ еще и другие очевидцы есть и публикации...
Причем это материалы 87-88 года, когда громко писать о помощи капиталистов нам нельзя было)
А про МОЗ - то что на поверхности. ПП Шибутани - как разделить лавры ? Или ПП Уйвер- Поже - на кого списать неудачу?
Итак, ключ к успеху - "больше всех желать, хотеть эту Победу" , "быть Личностью2. Мне возразить нечего.