Несколько штрихов к портрету бостонского чемпионата
Сумасшедший чемпионат – именно под таким названием необходимо занести в летопись ФК только что закончившийся в Бостоне чемпионат мира. В его сценарии было расписано множество сюжетных ходов: параллельных, пересекающихся, оборванных и безысходных и обязательно – требующих продолжения. И эта пьеса, как и положено блокбастеру, имела оглушительный успех.
Хеппи-энд обеспечила главная героиня – Евгения Медведева, фигуристка до абсолюта, с комплиментарными качествами. Её роль не требовала затейливой игры (говорят, даже организаторы соревнований поднимали на репетициях под своды катка российский флаг), в том смысле, что ей не требовалось прыгать выше головы. Из далёкой Москвы Медведева прилетела с безупречной спортивной репутацией, в которой не позволила усомниться ни на секунду. Наоборот, в Мекке женского одиночного катания она только укрепилась: Женя продемонстрировала отменное присутствие духа, умение молниеносно принимать решения (эпизод с КП), а в нужный для Родины час выдала свой лучший прокат.
Кому-то может показаться, что всё просто, слишком просто. Так, лёгкий заокеанский вояж. Ну, тогда представьте, что Евгения, как плохая актриса, не справилась с ролью. Какая волна поднялась бы против той, под чьим крылом девочка растёт и как фигуристка и как личность! Цена медали Медведевой – тренерское и человеческое благополучие спокойствие Этери Тутберидзе.
.
На прошлогоднем чемпионате Юзуру Ханю неистово поддерживал своего одноклубника Хавьера Фернандеса. Казалось, японец совершенно счастлив, будто сам выиграл золото. А сейчас Юзуру расстроен и не скрывает этого. Его можно понять: для такой рефлексирующей личности, как Ханю, – это глубокая драма. Он давно и во всеуслышание заявил, что собирается побеждать только красиво, и только убедительно. Новый сезон бросил японскому дарованию три вызова. Китайский вундеркинд Цзинь Боян стабильно исполняемыми четверными прыжками взорвал мужскую одиночку и обязал претендентов на медали воздержаться от частых полировок льда, бабочкования и других непопулярных действий. Второй вызов – возвращение летучего канадца Патрика Чана, способного закрутить в головокружительной карусели и публику и арбитров. И, в-третьих, одноклубник и друг Фернандес поставил такую крутейшую программу (КП) и включил такого артиста на льду, что это грозило тем, что любители прекрасного именно испанца провозгласят лучшим фигуристом. Ханю вызов принял. То, что он творил на этапах Гран-при было феноменальным, однако не верилось, что подобные прокаты можно тиражировать. Так и получилось: с вызовами он справился, но сам перегорел.

Ещё одна сюжетная линия – история с нашими спортивными парами. Где, на каком этапе был допущен стратегический просчёт? Весь прошлый сезон на просторах интернета болельщики вовсю костерили Столбову – Климова. Где-то справедливо (за поведение в КиКе и за отказ выступать на чемпионате мира), где-то не совсем. Но в начале сезона казалось, что работа над ошибками спортсменами и их тренером проведена основательная. Ребята подготовили шикарные постановки, разучили элемент ультра-си (каскад 3+3+2), разнесли в пух и прах конкурентов в финале Гран-при и даже в интервью стали предельно сдержанными. И вдруг проявили ненужную осторожность на главном старте сезона. Можно сколько угодно обсуждать их несправедливое четвёртое место, но в Бостон-то они ехали далеко не за бронзой. Однако продавить соперников ни техникой, не парностью, ни драйвом не получилось.
А что помешало Татьяне Волосожар – Максиму Транькову выступить в полную мощь? Ответ, который лежит на поверхности, – отсутствие мотивации и проблемы со здоровьем. И всё же я не до конца понимаю произошедшего. К сезону ребята подготовили красочные, я бы сказала, эпичные программы. И «Болливуд», и «Дракула» имели все шансы стать блокбастерами. Очевидцы тренировок писали, что Максим с Таней просто сногсшибательны, да и Лакерник подтвердил, что ребята были готовы и технически и физически. Легко обвинить взрывного Максима в срыве программы, но было заметно, что и с Таней творится что-то неладное. Словом, мне эту тайну не разгадать.
В чем сила канадцев Меган Дюамель – Эрика Рэдфорда? В тройном лутце? В четверном выбросе? В сумасшедшей энергетике? В сильном тренере? Их главная сила, даже силища в том, что они не стесняются проигрывать. Ведь они, действующие чемпионы мира, по собственному признанию, ехали в Бостон хоть и с надеждой на успех, но и с пониманием, что существует большая вероятность проигрыша и китайцам, и двум нашим парам. Они прекрасно осознают свои недостатки (ведь «остальные катаются, а они только лутц прыгают»), но в пылу азарта способны уложить на лопатки более элегантных катальщиков.
Алёна Савченко – это уже отдельное государство в государстве, в котором идёт и собственный отсчёт времени. Ещё за год до Олимпиады, она и её тогдашний партнёр Робин Шолковы были нокаутированы катанием Волосожар – Транькова, которому сложно было что-то противопоставить. Алёна разучила выброс тройной аксель, прибегла к помощи Чайковского, но всё было бесполезно – проигрыш в Сочи был неизбежен. На что рассчитывает теперь эта невероятно волевая спортсменка, каким она видит свой путь к конечной цели?

Когда-то великая Тарасова приняла стратегически верное решение, поставив Климовой – Пономаренко олимпийскую программу в стиле модерн, тем самым лишив основных соперников, французов Дюшене, исключительности их постановок – единственного конкурентного преимущества. Алёна, судя по всему, решила идти по тому же пути. Ставка в новой паре с Бруно Массо сделана на качественные элементы и амплитуду. Подкрут – чтобы забыли о Волосожар – Транькове, выбросы – и китайцы уходят в тень, поддержки – она наверху королева, тодес – в оригинальной позиции. Такими элементами можно любоваться, такой Алёной хочется восхищаться.

Хорошо закрученный сюжет всегда предполагает неожиданный ход. И его авторство принадлежит Анне Погорилой. Её безупречное исполнение обеих программы было рассчитано на выход если не в королевы, то в дамки точно. Аня продемонстрировала царственное катание: величественное по настроению, супертехничное, с натянутыми как струна прыжками. Она стремилась не оставить соперницам шансов и, конечно, была достойна большего.
А как же Эшли? Для Эшли это серебро – награда на финише марафонского забега, да ещё с барьерами. Это неунывающая фигуристка давно могла стоять на пьедестале, если бы не новая эра в женском ФК. Российские девочки, без видимых усилий щёлкающие тройные каскады, практически не оставили Эшли никаких шансов. Но Вагнер не сдалась и при помощи Рафаэля Арутюняна начала прыгать буквально выше головы: худо-бедно освоила ключевой каскад и насытила свои программы женственностью и шармом. Красиво каталась Эшли, что там говорить, да и компонентнее она Ани, но ведь и Аня техничнее Эшли.
А вот Грэйси Голд стратегически просчиталась. Она просчиталась с тренером. Вот он в КиКе – легенда ФК, «хитрый лис» Кэрролл, весь такой импозантный и модный. Ну не хочет он стареть, а года свои скидывает на плечи Грейси. Голд щедро одарена матушкой-природой, и ей по силам вернуть Америке былую славу, но её пролётные прыжки у Фрэнка скукожились. Старомодные программы, припудренные именем постановщика (особенно Жар-птица), не вдохновляют зрителя на сопереживание. Эшли – пожалуйста, Рике Хонго – сколько угодно, но не Грейси. И напомню, что с Кэрроллом ни Мишель Кван, ни Линда Фратиани олимпийскими чемпионками так и не стали.
И, конечно, сопереживать хочется Лене Радионовой. Она просто вынуждает это делать силой своего таланта, эмоциональным наполнением не самых удачных постановок. И вообще, три российские девочки в сильнейшей группе – это лишняя констатация факта, что женское одиночное катание окончательно стало российским видом. Перспективы нашего мужского катания уже сейчас обозначились отличным дебютом Михаила Коляды. Думаю, не только мне он понравился искренностью и открытостью и на катке и вне льда.
Пару слов о двукратных победителях. Они выиграли свои титулы более убедительно, чем в первый раз. Канадцы в Китае проигрывали технической оценкой и еле ноги унесли от хозяев. Победа Фернандеса в Пекине была не столь внушительной по баллам и не с таким солидным отрывом от Ханю, а французы тогда в коротком танце вообще были четвёртыми. Каким образом чемпионами становятся снова и снова? Кто поймет, в чем тут секрет, тоже сможет сделать шаг к вершине.
Р. S. Большой фигурнокатательный сезон подошёл к концу. Лично для меня это повод для грусти, поэтому лукавить и поздравлять с завершением сезона не стану.) Пожелаю всем благополучно и весело пережить унылыю пору.
С благодарностью к бессменному редактору Дарлинг.
Предыдущий пост по теме здесь.
С уважением ко всем любителям ФК, Бичуния.










Должна быть справедливость - награда тех, кто больше всего сделал для победы - до выступления и во время него, кто больше всего стремился и хотел этой победы. Ооочень хорошо помню реакцию Меган на победу наших Ксюши и Федора на ФГП, помню ее взгляд - "не получите больше такой победы....:" Мне так тогда "прочиталось во взгляде Меган - боец! И наша Ксюша - боец! Помню ее взгляд в Кике на ЧМ. Я помню...
Все победы - закономерны. Проигравшие - всегда что-то не сделали больше того, что должны были сделать. Стимул - становиться лучше и сильнее! В этом - красота и азарт спорта!
Итак, ключ к успеху - "больше всех желать, хотеть эту Победу" , "быть Личностью2. Мне возразить нечего.
Увы, но вы очень правы. Поднялась волна бы и против Жени, и против Этери. Культура российского болельщика. Вон в биатлоне это можно ясно наблюдать. Даже Свендсен в интервью сказал, что русские болеют агрессивно и обвиняют спортсменов во всём вместо поддержки.
И мы должны понимать, что однажды, скорее всего, Женя проиграет. Это нормально, и не надо готовиться спускать на неё и её тренера собак
НЕ СТАВИЛА ТАТ ПРОГРАММЫ КЛИМОВОЙ-ПОНОМАРЕНКО.
НЕ СТАВИЛА!
Интервью 1991года, прямая речь Марины и Сергея пред ЧР. До ОИ-1,5 месяца.
"""""""""""""""""""""""
- А вы - отчаянные ребята, - произнесла я, глядя на Сергея.
- Да нет, - ответил он после паузы. - Мы должны были сделать это еще два года назад, в 89-м...
- Мы выиграли чемпионат мира-89 с программой, которую подготовили практически без участия Натальи Ильиничны. Уже тогда прекрасно понимали, что у нас есть только один шанс удержаться наверху - поменять стиль. Дубова была категорически против и после чемпионата настояла на своем - убедила нас вернуться к старому образу. Мы слишком поздно поняли, что сделали ошибку.
- И снова поменяли программу?
- Да. Нам помогала французский хореограф Шанти Рюшполь. Наталья Ильинична даже не интересовалась, что мы готовим. Мы несколько раз пытались с ней поговорить, решить, как работать дальше, но разговаривать с нами она не стала.
- Может, ваш поступок был продиктован обидой? Столько лет чувствовать себя любимыми учениками...
- Да нет, поймите, ничего удивительного не произошло. Многие до сих пор спрашивают, почему мы не ушли раньше. У нас ведь осталось совсем немного времени. И тратить его на выяснение отношений нам не хотелось бы.
Я позвонила им сразу, как только узнала о том, что они, Марина Климова и Сергей Пономаренко, ушли от своего тренера - Натальи Дубовой, у которой вместе катались 12 лет. Ушли за четыре месяца до Олимпиады.
- Меня, честно говоря, немало удивило то, что вы ушли к Татьяне Тарасовой. Вернее, то, что она согласилась вас взять. Мне приходилось с ней разговаривать год назад, и тогда она сказала, что никогда не вернется в спорт ни в каком качестве.
- Вряд ли можно сказать, что она вернулась. Мы же ушли не к Тарасовой, а к молодому тренеру - Светлане Алексеевой. Татьяна Анатольевна согласилась быть нашим консультантом.
- До Олимпиады осталось-то совсем чуть-чуть, - подключилась к разговору Марина, - так что нам приходится рассчитывать прежде всего на себя. Сейчас у нас для подготовки идеальные условия: ровная, доброжелательная обстановка, много льда, Татьяна Анатольевна нас опекает, по всем вопросам мы прежде всего советуемся с ней.
- А если Тарасова станет настаивать на том, чтобы вы вновь поменяли стиль?
Марина: - Она настаивала. Я думаю, что если бы мы пришли к ней, не имея программы, то ей было бы гораздо интереснее с нами работать. Но у нас программа была уже полностью готова. Может быть, она на чей-то взгляд не идеальна, но ломать ее сейчас, за несколько месяцев до соревнований, у нас просто нет времени. Тарасова это прекрасно понимает. Да и мы не дети.
- В таком случае, видимо, были какие-то условия с ее стороны?
Сергей: - Никаких условий не было. Я не могу вам сказать, какие планы Татьяна Анатольевна связывает с нашими дальнейшими выступлениями, но нам с Мариной было бы очень интересно после Олимпиады продолжить работу в ее творческом коллективе.
1991 год
http://www.velena.ru
====================================
БАХА ставила РЮШПОЛЬ для КП. Марина пришла с готовыми прогами к ТАТ, не было времени переделывать, и ТАТ эта прога не нравилась. Польку Марина вообще сама ставила, ей потом Чайковская шаги проверила и все.
Самой француженке нравилось работать с русской парой, но её не устраивало в какой то степени то, что все лавры достались ТАТ, на что ТАТ отреагировала просто, не нравится, не работой. Как то так вкратце запомнилось.
"Но когда я взяла Климову с Пономаренко и стала ходить к ним на тренировки, когда мы стали вместе с Шанти придумывать элементы (первое время она еще была с нами), когда остановились на музыке Баха, я, конечно, очень нервничала. Они работали днем и ночью, и программа постепенно вырисовывалась, а когда нарисовалась окончательно, я уехала с театром на гастроли, а они остались на СЮПе вместе со Светой Алексеевой. Правильно сказать, мы делали программу в восемь рук: Шанти, я, Марина, Сережа работали вместе, уже начался сезон и приходилось пошевеливаться. Я вернулась в Москву, там же на СЮПе уже без Шанти сделала им оригинальный танец".
Как уж там было на самом деле - мы теперь никогда не узнаем, поэтому давайте не будем по этому поводу копья ломать. А во-вторых, я убрала имя Шанти по причине того, что для данного текста совершенно не важно, кто конкретно ставил программу КП. Упор сделан на нетривиальное мышление спортсменов на пути к победе.
"какие-то люди из села Кукуево спокойно высказывали свое мнение по поводу выступлений, мнение, как правило, замешенное на желчи и зависти. - А где это Кукуево и кто там живет? - Кукуево почему-то считается частью России. Хотя на мой взгляд - это отдельная территория. По форме управления - это что-то вроде семибоярщины. И по форме одежды - там ходят в шубах в закрытых помещениях. В Кукуеве считают, что они представляют русскую культуру в фигурном катании. И мне невыносимо больно оттого, что русский стиль иногда путают с кукуевским стилем. Когда я вижу, как Кукуево представляет русскую культуру, мне хочется махать руками и кричать: "Дамы и господа, не верьте - это не Россия". Жители Кукуева знают толк в том, как набивать карманы деньгами. Но при этом они не считают нужным тратить деньги на образование. Потому что собственно умение набивать карманы шуб деньгами они считают главной жизненной наукой. - Боже, Наталья Ильинична, кого вы имеете в виду? - Никаких разоблачений. Плохая реклама - тоже реклама. Кукуево - это не лицо, а явление. Кукуево в некотором смысле правит бал в фигурном катании."
В Ане заложена природная элегантность, еще просто не до конца раскрыта.
Несмотря на то, что не было моих любимых Лены и Руслана, и другие мои любимцы оказались не на тех местах, о которых я мечтала, ЧМ получился интересным. Все занятые места на пьедестале распределены были справедливо, что не может не радовать.
Спасибо, что не перестаёшь делиться своими впечатлениями. Всем пользователям здоровья и мирного неба, чтоб мы таким же составом могли пережить межсезонье и встретить новый сезон!