7 мин.

Был ли заговор

О милдронате в последние дни не написал разве что ленивый. Да что там «написал», проблемы с допингом пытаются нынче решать в самых высоких сферах.

На совещании Путина с членами правительства президент обратился к министру спорта Виталию Мутко с требованием «прекратить продвигать теорию заговора и не бить, как говорят в народе, по хвостам».

Если вспомнить роман Стругацких «Трудно быть Богом» и принять во внимание тон президента, то звучало это скорее не как "бить по хвостам", а «хвостом вас по голове!»

Вину за скандал Путин полностью возложил на спортивных руководителей: «Они проявили непонимание актуальности этих вопросов, не пополнили своевременно списки запрещенных препаратов и не проинформировали спортсменов о решении Всемирного антидопингового агентства».

alt

Но во всем ли прав Путин?

В том, что спортивные функционеры прошляпили и проморгали — сто пудов. В том, что «результаты и достижения российских спортсменов не могут быть поставлены под сомнение, равно как их честность и следование олимпийским принципам», — а он и это говорил — в отношении спортсменов, втянутых в скандал конкретно с милдронатом, тоже.

Но «теория заговора» — вопрос особый.

Понятно, что Мутко и Ко оказались в роли пастушка, несколько раз кричавшего «волки», когда никаких волков не было и в помине. Ведь песенку «о волках» (заговорах) российские функционеры затягивали всякий раз, стоило кому-то из их подопечных попасться на горячем.

Сейчас ситуация несколько иная, поскольку... допинга-то, как объекта скандала, на сей раз никакого и не было. Субъект в лице привлеченных к ответственности спортсменов имеется, а объекта нетути.

Все это очень сильно напоминает историю с поручиком Киже. Только несуществующему поручику на старости лет назначили пенсию, а из-за несуществующего допинга, похоже, будет уничтожена карьера не одного выдающегося спортсмена.

Я нисколько не любитель конспирологических теорий и терпеливо дожидался разъяснений от ВАДА со ссылкой на проведенные научные исследования в отношении мельдония, и наконец-то эти разъяснения поступили.

Руководитель ВАДА Крейг Риди заявил, что препарат мельдоний останется в списке запрещенных препаратов, несмотря на многочисленные протесты. По его мнению «исключать его сейчас было бы вредно для спортсменов, потому как...»

Интересно, почему? Потому что были проведены необходимые исследования и выяснилось, что мельдоний таки является допингом? И что результаты этих исследований будут в ближайшее время опубликованы?

alt

Крейг Риди

Как бы не так!

Он сказал, что «исключать его сейчас было бы вредно для спортсменов, потому как это стало бы резким изменением списка».

Понимайте как хотите. Включение мельдония в список было не резким, а вот исключение...

В тот же день в Интернете было опубликовано профессиональное мнение руководителя Центра физической реабилитации Лечебно-реабилитационного центра Минздрава Владимира Преображенского.

Вот несколько цитат из его интервью:

«В действительности этот препарат не дает спортсмену преимущества в улучшении физической формы и функциональных возможностей.»

«ВАДА же по мельдонию ограничилось выяснением того факта, как часто этот препарат появляется в моче у спортсменов в большой концентрации. Обращая внимание на тех спортсменов, кто уже попадался на приеме допинга. Если этот препарат удается выявить часто у спортсменов, проходящих допинг-тест, то ВАДА делает выводы о том, что он используется спортсменами для повышения результативности. Но получается некая, я бы сказал, ошибочность суждений. Например, представим себе, по какой-либо причине мое мнение в ВАДА становится значимым. Я сообщаю, что, по данным института, зеленка является препаратом, который улучшает функциональное состояние спортсменов. ВАДА начнет определять концентрацию бриллиантового зеленого в моче. А ведь бриллиантовый зеленый много используется на территории бывшего СССР. Думаю, в 30 процентах случаев концентрация будет повышенной, и что тогда: зеленку запретим? Но мы понимаем, что это абсурд.»

«Тогда возникает следующий вопрос: почему у нас нет таких людей в ВАДА, которые предложили бы провести исследование и изучить милдронат до того момента, когда его внесут в список запрещенных препаратов? Всем было все равно? Или милдронат никто не воспринимал серьезно, потому что он неэффективный? Да, он неэффективный, но его внесли в список, а наши спортсмены попались на нем, потому что продолжали по инерции принимать. Многие врачи [хвостом их по голове], уверяю, ничего не слышали о его запрете. Это система непрофессионализма, инертности, иногда глупости, система неправильного «ведения» спортсменов, система неправильной работы в спорте. А этой системой KTO-TO (выделено мной) воспользовался...»

Кто этой системой воспользовался как раз очень хорошо понятно.

Думаю, что многим из людей неравнодушных, будет интересно прочитать это интервью целиком. Вот ссылка:

http://www.mk.ru/sport/2016/03/13/pochemu-my-popalis-s-mildronatom.html

Стоит отметить, что когда швондеров и шариковых от спорта и разруху у них в головах, да и в системе профессионального спорта в целом, клеймит врач с фамилией Преображенский, это звучит особенно убедительно :)

alt

Владимир Преображенский

Все же вынужден сделать оговорку, касающуюся позиции Преображенского по одному из вопросов. Он высказал резкую критику в отношении Алексея Кравцова, заявившего, что милдронат Кулижникову и другим спортсменам подсыпали свои же.

Преображенскому эта версия кажется чистой воды отмазкой:

«У меня сразу возникает мысль: а может, решили найти какого-то человека из средненького уровня спортсменов, тот возьмет вину на себя, скажет, что всем подсыпал. Нет, надеюсь, нет! Даже в угоду тому, что ты хочешь спасти спортсмена! Да, это катастрофа для чемпиона, это крушение всех его надежд по чьей-то глупости, по недосмотру, но такими отговорками спортсмена не спасти, а вот на нас, на нашу страну еще хуже будут смотреть.»

Интересно, что бы ответил Преображенский, если бы его спросили, как по его мнению нужно действовать, если выяснится, что подозрения Кравцова отнюдь не беспочвенны? Понятно, что конспирологические версии чаще всего являются плодом болезненной фантазии их авторов и ничем больше. Но как человек с жизненным опытом Преображенский должен бы знать, что иной раз реальность способна превзойти любую фантазию.

Подобные мысли навевает статья о группе Дорофеева, в которую входит Павел Кулижников. Написана и опубликована эта статья еще до того, как разразился скандал с мельдонием.

Вот ссылка:

http://www.sport-express.ru/speed-skating/reviews/967759/

Хочется спросить у господ присяжных заседателей, можно ли полностью исключить версию об отравлении мельдонием после ознакомления с «материалами следствия»?

К сожалению, в главном Преображенский прав: даже если будет найден и изобличен «отравитель», ни Кулижникову, ни Ефимовой, ни Шараповой, ни Елистратову, ни нашей замечательной танцевальной паре Боброва-Соловьев это уже не поможет. Боюсь, что в ближайшее время список пополнится новыми громкими именами.

Почему же Путин отказывается видеть в ситуации с милдронатом целенаправленную провокацию? То ли он имел в виду, что расторопность и профессиональные действия чиновников могли бы сделать подобные провокации невозможными, а значит нечего и пенять, то ли серенада «О заговоре» настолько набила оскомину, что он уже не в состоянии улавливать нюансы, то ли действия ВАДА по стилю напоминают ему операции родных ему органов, а ворон ворону глаз не выклюет — кто знает.

С уверенностью можно сказать лишь одно: нет никаких серьезных оснований считать мельдоний допингом. ВАДА присвоила себе право объявлять допингом все, что им заблагорассудится, и воспользовалась этим правом, прекрасно представляя себе степень неэффективности работы российских спортивных органов и просчитав наперед, как будут развиваться события. Зачморенные на международной арене после предыдущих допинговых скандалов, ленивые и некомпетентные российские функционеры были не в состоянии ничего этому противопоставить и легко попались на удочку.

Операцию свою ВАДА провела на высоком техническом уровне. О том, что эта операция направлена конкретно против России, настолько очевидно, что даже Крейг Риди попытался смягчить тему, заявив, что «проблемы с мельдонием возникли не только у России, но и у большинства стран Восточной Европы, так как лицензии на препарат отсутствуют в ЕС и США.» Т.е. и в ЕС, и в США тоже могли бы возникнуть проблемы, но просто лицензии там нет. Как следствие расхлебывать ситуацию придется в основном спортсменам российским.

Какой из этого можно сделать вывод?

Конечно, насквозь прогнившая спортивная система — проблема самой России. ВАДА лишь ловко воспользовалась чужой проблемой. Но эти действия ВАДА не имеют ничего общего с провозглашенными на весь мир принципами фейр-плей, которые, согласно своему статусу, оно, казалось бы, должно защищать.