6 мин.

Забытые имена: Томми Литц

14 марта 1945 года в г.Херши (США) родился Томас (Томми) Литц.

Он представлял в соревнованиях Hershey Figure Skating Club и тренировался под руководством экс-чемпиона мира Феликса Каспара. В 1961 г. он впервые вошел в шестерку лучших фигуристов-юниоров США, а год спустя стал чемпионом страны среди юниоров.

Литц

Томми Литц - чемпион США 1963 года

 В 1963 г. Томми завоевал золотую медаль чемпиона страны и стал серебряным призером чемпионата Северной Америки. К сожалению, надежды на завоевание высокого места на ЧМ для него не оправдались: из-за травмы лодыжки он был вынужден сняться с тех соревнований.

Литц

1964 год

 В 1964 г. Литц занял 2-е место на чемпионате США и был 6-м на ОИ в Инсбруке и на ЧМ в Дортмунде. При этом в обоих соревнованиях он был одним из лучших (по некоторым источникам даже лучшим) в произвольном катании, исполнив первым в мире тройной тулуп.

Литц

Вторая половина 1960-х гг.

 Сразу же по окончании чемпионата мира 19-летний Томми начал свою карьеру профессионального фигуриста, став одним из ведущих солистов ледового ансамбля Ice Capades. Он выступал в нем в течение 8-ми лет, после чего, в 1972 г., начал работать тренером по ФК в Лейк-Плэсиде.

Литц

1970 год

 Ему удалось стать одним из самых успешных тренеров США. Литц разработал новую систему обучения фигурному катанию - the Tom Litz 5-Step Teaching/Learning System, которая рассматривала сам процесс освоения элементов ФК как со стороны обучающего, так и со стороны обучаемого. Такой "двойной" взгляд на тренировочный процесс позволял в относительно короткий срок добиться впечатляющих результатов.

Литц

Томми Литц в Ice Capades. 1970 год

Нововведения Литца нашли отклик в среде тренеров и спортсменов, и он начал успешно внедрять свою систему не только в США, но и в других странах, куда его приглашали для семинаров. Так, он в течение 4 лет был директором и главным тренером летней школы ФК в Канаде - the Quebec Skationg Federation's Elite Summer School. Затем он получил приглашение от Итальянской спортивной федерации провести несколько семинаров в Милане.

В настоящее время он работает в Лейк-Плэсиде и консультирует многих известных спортсменов. Увлечения Томми Литца не замыкаются на фигурном катании: он пишет картины маслом и является обладателем черного пояса по тэквондо, который он получил в Школе военных искусств.

В декабре 2013 года на сайте icenetwork.com. появилась статья Лоиса Элфмана о Томми Литце под названием "Ночной образ жизни вдохновил Литца на создание "Мечтаний". Чемпион США 1963 года проникает в танец в своих работах художника", перевод которой с незначительными сокращениями я предлагаю вашему вниманию.

"В течение 8 лет, что он гастролировал с Ice Capades, чемпион США в мужском одиночном катании Томми Литц обычно ложился спать поздно и вставал далеко за полдень. Когда в 1972 году его карьера в шоу закончилась и он начал работать тренером в Лейк-Плэсиде, он должен был приспосабливать к новой работе и свой привычный режим дня, поэтому теперь его обычное время пробуждения стало около 6 часов утра. Ныне наполовину ушедший из мира фигурного катания - у него нет постоянных учеников, он лишь помогает другим тренерам - Литц снова вернулся к привычным ночным бдениям, что позволило ему сосредоточиться на своей давней страсти - искусстве. 16 полотен, созданных им в последние десять лет, выставлены в арт-галерее Noho gallery в районе Манхэттена. [..].

Литц

Томми Литц с одной из своих картин. 2008 год

"Мечтания" проистекают из того факта, что я - сова, поэтому я создавал большинство своих работ в ночные часы после полуночи", - говорит Литц, который был 6-м на ОИ 1964 г. - В отношении искусства это время, когда я реально могу себе позволить взять да и впасть в состояние мечтания. Это то, что меня действительно захватывает и позволяет мне полностью погрузиться в ощущение, как будто я скачу куда-то на лошади. Иногда я в таком состоянии нахожусь с полуночи или часу ночи до 8 часов утра".

Когда Литц, считающийся первым в мире фигуристом, исполнившим тройной тулуп, поселился поначалу в Лейк-Плэсиде, он начал учиться живописи у Гарри Бартника в the Center for Music, Drama and Art. Бартник, который недавно ушел на пенсию с должности преподавателя искусства в the Suffolk University of Boston - художник и фотограф, который много работал в стиле, определяемом как фотореализм и которому он учил Литца.

У Литца была успешная тренерская карьера: он работал с такими учениками, как Присцилла Хилл, Чарлин Вонг и Джилл Уотсон (до того, как она ушла в парное катание в начале 1980- х гг.), а также он был музыкальным редактором у Джона Карри в последний период его карьеры, когда тот работал в Лейк-Плэсиде с Гюсом Люсси. Литц гордится, что некоторые его ученики стали тренерами, а их воспитанники - чемпионами национального уровня.

Около 15 лет назад, когда он решил понемногу уходить из фигурного катания, он отошел и от использования масляных красок и стал создавать свои картины на компьютере. Он еще продолжал работать тренером, но начал путешествовать по различным каткам, работая с другими тренерами и давая их ученикам различные упражнения, направленные на улучшение техники прыжков. Возить с собой краски было неудобно, а он больше, чем когда-либо погрузился в искусство.

Литц

Томми Литц со своими работами. 2013 год

"Я пришел к выводу, что хочу сделать что-то в области искусства на компьютере", - говорит Литц. Его первые работы были связаны с фигурным катанием. Некоторые из картин цикла "Мечтания" навеяны классическим балетом и современным танцем. Процесс создания полотен начинается с того, чтобы ухватить образ танцора. Затем он обрабатывает произведение, и этот процесс заключается в соединении нескольких разных рисунков и сведении их в одно единое целое, которое он характеризует как "абстрактное" и "сюрреалистическое". После тысячекратного редактирования картина готова и может быть напечатана и вставлена в раму.

Кроме Бартника, другими его вдохновителями являются д-р Мария Кастальди, хирург, которую Литц встретил на катке Wollman Rink в Центральном парке Нью-Йорка и которая сейчас работает его агентом, Леон Йост из Noho Gallery и бывшая жена Литца Гленда, которую он называет своей Музой.

“Самое большое вдохновение приходит ко мне, когда я проникаюсь пониманием своей работы и то, что я вижу в этот момент времени в своей завершенной форме, касается лишь поверхности того, что таинственным образом спрятано в моем подсознании", - говорит Литц. - Мое сознание - словно пустая комната, нечто вроде того, как если бы в моей голове носился призрак, дразня меня и играя со мной в прятки. Я узнаю, что это такое, как только найду его".