Татьяна Немцова: маленькая балерина на зеркале льда
Сегодня свой 70-летний юбилей празднует Татьяна Владимировна Немцова, мастер спорта СССР.
Она родилась 15 февраля 1946 года в Москве. В фигурное катание она пришла случайно: однажды ее отец в столовой оказался за одним столиком с мужчиной, разговорившись с которым в ожидании заказа, узнал, что жена незнакомца – тренер по фигурному катанию и набирает группу детей для занятий. Этим мужчиной оказался Александр Толмачев, который вместе со своей женой Татьяной Толмачевой (в девичестве Гранаткиной) был многократным чемпионом страны по фигурному катанию.
1952 год
Итак, в 6 лет Таня Немцова начала занятия фигурным катанием на СЮПе, в группе тренера Татьяны Александровны Толмачевой. Затем она перешла в ДСО "Труд" (М), а еще позже - в ЦСКА. Трудолюбие и настойчивость юной фигуристки принесли свои плоды: в 1960 г., в четырнадцатилетнем возрасте Татьяна стала чемпионкой страны.
Конец 1950-х гг.
Год спустя она подтвердила это звание. Кроме того, она была серебряным призером II Зимней спартакиады профсоюзов РСФСР (1961 г.), бронзовым призером I Зимней спартакиады народов СССР (1962 г.), победительницей первенства Москвы 1961 г.
1960 год
В ее активе также бронзовая (1963) и серебряная (1964) медали первенств СССР. Вместе с Ириной Люляковой она была первой советской участницей ЧЕ в женском одиночном разряде в 1959 г., где заняла 24-е место. На ЧЕ 1960 г. она вновь была 24-й.
1960 год
Вот о каком казусе, приключившемся с ней во время соревнований одиночниц, вспоминала ее тренер Татьяна Александровна Толмачева: «Погода была замечательной, и я могла спокойно погулять по улицам города Гармиш-Партенкирхена, где в 1960 году проводился очередной европейский чемпионат фигуристов. Вместе со мной отправилась и моя ученица Таня Немцова, выступавшая в этот день с произвольной программой.
1960 год
До начала соревнований оставалось еще часа два. Мы шли не торопясь, разглядывая довольно шумный многоликий поток людей, который к вечеру обычно заполняет центральные улицы западных городов. Вскоре это зрелище прискучило нам, и я сказала Тане, что лучше прийти на каток пораньше и хорошенько размяться перед выходом на лед. Подходя к катку, мы увидели, что толпа болельщиков, которая всегда собиралась у входа за час-два до начала, поредела. Из репродукторов звучала не джазовая музыка, обычно передаваемая перед началом соревнований, а строгая классическая мелодия.
1960 год
-Началось!.. Опоздали!.. Кто перенес начало соревнований, выяснять мы не стали, потому что на льду уже была фигуристка, вслед за которой должна выйти Таня. Руки у нас дрожали. И ноги тоже. Что делать? Нельзя ведь за какие-нибудь четыре минуты переодеться и хоть чуть-чуть разогреть мышцы. Что же делать? Мы бросились в раздевалку. Вслед нам гремели аккорды. Под последний из них мы уже были у ледяного поля. Таня держала ботинки с коньками в руках. Я на ходу поправляла ей прическу и приглаживала платье. Судьи - как быстро они выстроились - показывали свои оценки, а нам еще надо было зашнуровать ботинки.
-Татьяна Немцова...- слышим мы голос диктора. Татьяна Немцова к выходу на лед не готова. Она безбожно опаздывает. Она не может выступать. Ей не хватает трех или четырех минут, чтобы зашнуровать ботинки. И никто не может ей помочь. Мы обе низко опустили головы, чтобы никто не увидел набегающие слезы. Чтобы никто не заметил выражения отчаяния на лице.
И вдруг чувствуем, что произошла какая-то перемена. Диктор не повторяет фамилии Немцовой и не вызывает следующего участника. И не звучит очередная четырехминутная мелодия произвольной программы. Мы поднимаем глаза и видим, что несколько рабочих катка, взяв в руки свои широченные лопаты, счищают снежную шелуху с ледяного поля. Зачем они это делают? Ведь поле же почти чистое?
Но потом мы замечаем, как они смотрят в нашу сторону, как улыбаются слегка - одними глазами, - и понимаем, что они вышли на лед только для того, чтобы оттянуть время, чтобы дать возможность Тане собраться. И мы сами начинаем улыбаться, и Таня уже не опускает голову, и пальцы ее безошибочно шнуруют коньки. Она успела еще немножко покружиться в углу катка. Успокоить дыхание, настроиться на выступление. Минут через десять рабочие навели блеск на поле. Можно было начинать. Но прежде чем заиграла музыка, Таня взглянула благодарно на своих спасителей и слегка поклонилась им". (Л.Доброва, Е.Чайковская, "В рамке катка", М., "Советская Россия". 1970).
Татьяна Немцова (справа) со своим подругами Ириной Люляковой и Галиной Хохловой. 1961 год
Немцова первой из советских фигуристок выступила и на ЧМ 1962 г., где заняла 20-е место. На ЧМ 1963 г. она была 23-й.
Станислав и Нина Жук, Татьяна Немцова и Лев Михайлов. 1961 год
Анализируя, в чем же кроется причина неуспеха Немцовой на международной арене, известный тренер Станислав Алексеевич Жук писал: «Чрезмерное увлечение чистой хореографией в раннем возрасте не позволило развить спортивные качества даже такой одаренной музыкальной фигуристке, как Немцова. Чувствуя однобокое направление в тренировках, Немцова ушла из школы СЮПа и начала подготовку на новых началах у тренера Петра Петровича Орлова. Но это было сделано, когда фигуристка прозанималась по старым методам уже более 10 лет. Переучивать было поздно. Кое-что исправить удалось, но резкого перелома ждать нельзя было» (С.Жук, «…и серебряный иней», М., «Молодая Гвардия», 1971).
Продвижению Татьяны наверх мешала "школа", в которой она (возможно, во многом из-за слабого зрения) никогда не была хорошей ученицей. Зато ее произвольное катание отличалось музыкальностью, грацией и пластикой. От природы у нее была великолепная растяжка, и спирали и пируэты в ее исполнении выглядели необыкновенно эффектно.
Татьяна Немцова в Московском балете на льду. 1960-е гг.
Она всегда стремилась к максимальному раскрытию смысла музыки через движение, что роднило ее с лучшими представителями русского балета, а ее произвольные программы часто напоминали прекрасный танец. Еще более приближенными к балетным номерам были ее получившие широкое признание у публики показательные танцы – «Весна» и «Умирающий лебедь».
Татьяна Немцова и Владимир Лузин - солисты Московского балета на льду. Конец 1960-х гг.
Будучи еще действующей спортсменкой, Немцова попробовала свои силы в тренерской работе: в 1962-64 гг. она работала тренером фигуристов в ЦСКА.
После завершения спортивной карьеры Татьяна Немцова окончила ГИТИС (1969) и многие годы была солисткой Московского балета и цирка на льду.
Впрочем, до Елены Щегловой у нас все одиночницы не прыгали. Тамара Москвина-Братусь запрыгала, когда в пару ушла к Мишину.
А до того - и Елена Осипова (Чайковская), и Лихарева, и та же Люлякова, и очень перспективная Елена Слепова только приятные глазу позы принимали и руками разводили.
Но именно с них и начиналось женское одиночное катание в нашей стране.