6 мин.

Татьяна Немцова: маленькая балерина на зеркале льда

Сегодня свой 70-летний юбилей празднует Татьяна Владимировна Немцова, мастер спорта СССР.

Она родилась 15 февраля 1946 года в Москве. В фигурное катание она пришла случайно: однажды ее отец в столовой оказался за одним столиком с мужчиной, разговорившись с которым в ожидании заказа, узнал, что жена незнакомца – тренер по фигурному катанию и набирает группу детей для занятий. Этим мужчиной оказался Александр Толмачев, который вместе со своей женой Татьяной Толмачевой (в девичестве Гранаткиной) был многократным чемпионом страны  по фигурному катанию.

Немцова

1952 год

Итак, в 6 лет Таня Немцова начала занятия фигурным катанием на СЮПе, в группе тренера Татьяны Александровны Толмачевой. Затем она перешла в ДСО "Труд" (М), а еще позже - в ЦСКА. Трудолюбие и настойчивость юной фигуристки принесли свои плоды: в 1960 г., в четырнадцатилетнем возрасте Татьяна стала чемпионкой страны.

Немцова

Конец 1950-х гг.

 Год спустя она подтвердила это звание. Кроме того, она была серебряным призером II Зимней спартакиады профсоюзов РСФСР (1961 г.), бронзовым призером I Зимней спартакиады народов СССР (1962 г.), победительницей первенства Москвы 1961 г.

Немцова

1960 год

В ее активе также бронзовая (1963) и серебряная (1964) медали первенств СССР. Вместе с Ириной Люляковой она была первой советской участницей ЧЕ в женском одиночном разряде в 1959 г., где заняла 24-е место. На ЧЕ 1960 г. она вновь была 24-й.

Немцова

1960 год

 Вот о каком казусе,  приключившемся с ней во время соревнований одиночниц, вспоминала ее тренер Татьяна Александровна Толмачева: «Погода была замечательной, и я могла спокойно погулять по улицам города Гармиш-Партенкирхена, где в 1960 году проводился очередной европейский чемпионат фигуристов. Вместе со мной отправилась и моя ученица Таня Немцова, выступавшая в этот день с произвольной программой.

Немцова

1960 год

 До начала соревнований оставалось еще часа два. Мы шли не торопясь, разглядывая довольно шумный многоликий поток людей, который к вечеру обычно заполняет центральные улицы западных городов. Вскоре это зрелище прискучило нам, и я сказала Тане, что лучше прийти на каток пораньше и хорошенько размяться перед выходом на лед. Подходя к катку, мы увидели, что толпа болельщиков, которая всегда собиралась у входа за час-два до начала, поредела. Из репродукторов звучала не джазовая музыка, обычно передаваемая перед началом соревнований, а строгая классическая мелодия.

Немцова

1960 год

-Началось!.. Опоздали!.. Кто перенес начало соревнований, выяснять мы не стали, потому что на льду уже была фигуристка, вслед за которой должна выйти Таня. Руки у нас дрожали. И ноги тоже. Что делать? Нельзя ведь за какие-нибудь четыре минуты переодеться и хоть чуть-чуть разогреть мышцы. Что же делать? Мы бросились в раздевалку. Вслед нам гремели аккорды. Под последний из них мы уже были у ледяного поля. Таня держала ботинки с коньками в руках. Я на ходу поправляла ей прическу и приглаживала платье. Судьи - как быстро они выстроились - показывали свои оценки, а нам еще надо было зашнуровать ботинки.

-Татьяна Немцова...- слышим мы голос диктора. Татьяна Немцова к выходу на лед не готова. Она безбожно опаздывает. Она не может выступать. Ей не хватает трех или четырех минут, чтобы зашнуровать ботинки. И никто не может ей помочь. Мы обе низко опустили головы, чтобы никто не увидел набегающие слезы. Чтобы никто не заметил выражения отчаяния на лице.

И вдруг чувствуем, что произошла какая-то перемена. Диктор не повторяет фамилии Немцовой и не вызывает следующего участника. И не звучит очередная четырехминутная мелодия произвольной программы. Мы поднимаем глаза и видим, что несколько рабочих катка, взяв в руки свои широченные лопаты, счищают снежную шелуху с ледяного поля. Зачем они это делают? Ведь поле же почти чистое?

Но потом мы замечаем, как они смотрят в нашу сторону, как улыбаются слегка - одними глазами, - и понимаем, что они вышли на лед только для того, чтобы оттянуть время, чтобы дать возможность Тане собраться. И мы сами начинаем улыбаться, и Таня уже не опускает голову, и пальцы ее безошибочно шнуруют коньки. Она успела еще немножко покружиться в углу катка. Успокоить дыхание, настроиться на выступление. Минут через десять рабочие навели блеск на поле. Можно было начинать. Но прежде чем заиграла музыка, Таня взглянула благодарно на своих спасителей и слегка поклонилась им". (Л.Доброва, Е.Чайковская, "В рамке катка", М., "Советская Россия". 1970).

Немцова

Татьяна Немцова (справа) со своим подругами Ириной Люляковой и Галиной Хохловой. 1961 год

Немцова первой из советских фигуристок выступила и на ЧМ 1962 г., где заняла 20-е место. На ЧМ 1963 г. она была 23-й.

Немцова

Станислав и Нина Жук, Татьяна Немцова и Лев Михайлов. 1961 год

 Анализируя, в чем же кроется причина неуспеха Немцовой на международной арене, известный тренер Станислав Алексеевич Жук писал: «Чрезмерное увлечение чистой хореографией в раннем возрасте не позволило развить спортивные качества даже такой одаренной музыкальной фигуристке, как Немцова. Чувствуя однобокое направление в тренировках, Немцова ушла из школы СЮПа и начала подготовку на новых началах у тренера Петра Петровича Орлова. Но это было сделано, когда фигуристка прозанималась по старым методам уже более 10 лет. Переучивать было поздно. Кое-что исправить удалось, но резкого перелома ждать нельзя было» (С.Жук, «…и серебряный иней», М., «Молодая Гвардия», 1971).

Продвижению Татьяны наверх мешала "школа", в которой она (возможно, во многом из-за слабого зрения) никогда не была хорошей ученицей. Зато ее произвольное катание отличалось музыкальностью, грацией и пластикой. От природы у нее была великолепная растяжка, и спирали и пируэты в ее исполнении выглядели необыкновенно эффектно.

Немцова

Татьяна Немцова в Московском балете на льду. 1960-е гг.

Она всегда стремилась к максимальному раскрытию смысла музыки через движение, что роднило ее с лучшими представителями русского балета, а ее произвольные программы часто напоминали прекрасный танец. Еще более приближенными к балетным номерам были ее получившие широкое признание у публики показательные танцы – «Весна» и «Умирающий лебедь».

Немцова

Татьяна Немцова и Владимир Лузин - солисты Московского балета на льду. Конец 1960-х гг.

 Будучи еще действующей спортсменкой, Немцова попробовала свои силы в тренерской работе: в 1962-64 гг. она работала тренером фигуристов в ЦСКА.

После завершения спортивной карьеры Татьяна Немцова окончила ГИТИС (1969) и многие годы была солисткой Московского балета и цирка на льду.