7 мин.

Победа, которой не ждали: Ева и Павел Романовы. ЧМ 1962 года

Сегодня свой 70-летний юбилей отмечает Ева Романова (в замужестве Грэхэм), чей танцевальный дуэт с братом Павлом Романом прервал непреложную дотоле гегемонию английских пар и указал новые пути развития этого вида фигурного катания.

Об основных фактах биографии этих выдающихся танцоров вы можете узнать из моих постов «Ломая стереотипы» от 25 января 2015 г. и «Не говори с тоской: их нет, но с благодарностию: были… Павел Роман» от 30 января 2015 г. Здесь же я предлагаю вашему вниманию свой перевод с чешского отрывка из книги Зденека Романа, старшего брата фигуристов, "Ева и Павел Романовы - четырехкратные чемпионы мира", вышедшей в Праге в 1967 г., в котором рассказывается о первой победе Романовых на ЧМ 1962 г. в Праге.

Романовы

"Думаю, что ни у одного спортсмена не было публики лучше, чем у Евы и Павла на чемпионате мира в пражском Дворце спорта. Наш отец на стадионе разве что не ночевал. Он был среди волонтеров, обслуживающих соревнования, а также добровольным переводчиком. Дома оставалась только мама, которая, словно диспетчер, дежурила на телефоне и попутно дошивала костюмы к показательным выступлениям.

Романовы

За соревнованиями в произвольном танце следила не только наша республика, но вся Европа. У одного из миллиона телеэкранов сидел и я, в то время как родители были на стадионе. Новый Дворец, красивейший из всех, когда-либо появлявшихся на наших экранах, был заполнен до последнего места.

Зазвучала музыка супругов Гюэль, французского дуэта, новоиспеченных чемпионов Европы. Свой танец они исполнили с механичностью машиниста, который по дороге домой думает о том, правильно ли у него сцеплены вагоны. Это было печальное зрелище! Оценки, которые порадовали меня, не доставили радости супругам Гюэль.

Романовы

 Но Карел Микиска в микрофон уже объявлял "наших детей", как многие называли Еву и Павла. В тот вечер все пары исполняли свой произвольный танец довольно хорошо, но брат с сестрой катались просто отменно! Стадион гремел овациями!

Романовы

У меня уже было вызвано такси, а стадион еще рукоплескал. Моя мечта, кажется, превращалась в явь: третье место на чемпионате мира - наше! Через четверь часа я уже стоял перед служебным входом. "Ваш билет, пожалуйста!" - "У меня нет билета, но вот мое журналистское удостоверение". - "Извините, нужен билет". - "Поймите, я их брат, брат Романовых. Понимаете? Я их брат!"

Романовы

 Наконец страж порядка рассмеялся и подозвал коллегу: "Гляди, еще один брат Романовых!" - и оба залились смехом. - "Дорогой пан, вы уже сегодня четвертый такой, но будьте спокойны, мы только первому поверили!». Меня спас профессор Дедич, президент тренерского совета ЧССР, который провел меня за кулисы.

Я спросил у первого попавшегося знакомого: "Где дети?" - "В президентской ложе. Друг, ты только никому не говори, но они - первые!" Я побежал ко входу в президентскую ложу, где Ева с Павлом разговаривали с президентом республики. Мне не пришлось ждать долго, прибежало несколько репортеров и операторов, и я увидел Еву и Павла.

Романовы

 Я знаю их всю жизнь, но мне никогда не доводилось видеть столько радости и счастья на их лицах. Я не удержался, чтобы сохранить в секрете сказанное мне: "Такая мысль, наверно, не пришла бы вам в голову, но вы, кажется, первые". Павел сказал: "Да!", а Ева улыбнулась. Павел не понимал, что говорит, а Ева улыбалась все время.

Вокруг них была давка, каждый жал им руку и просил обещать, чтобы они нигде пока не говорили, но они - первые. Вдруг кто-то стал вытаскивать меня из этой толпы. Это был коллега из редакции. "Тебе бы надо пойти к отцу, ему стало плохо, он лежит где-то в раздевалке". Он увидел, что я испугался, наклонился ко мне и шепотом добавил: "Нигде об этом пока не говори, но они - первые!"

Я начал в этой суете искать папу. Никто о нем не знал. Потом все побежали к ледовой арене, и я с ними. Рев и шум многотысячной толпы разом стихли. "Чемпионами мира в танцах на льду 1962 года стали Ева и Павел Романовы из Чехословацкой Социалистической Республики".

Романовы

 Ева с Павлом встали на высшую ступень пьедестала, и враз выздоровевший отец уже бежал к ним с другой стороны по льду катка. Маму я не видел. Теперь я уже мог поверить в невероятное и говорить всем, что брат и сестра Романовы - чемпионы мира.

Я еле протиснулся к раздевалке, перед которой стояла толпа. Папа сидел на скамейке, обхватив голову руками, и перед ним проходила бесконечная череда знакомых, которые гладили его по волосам и жали ему руку. Отец смотрел вниз, словно бы хотел там найти подтверждение тому, что этот восхитительный сон стал явью.

Романовы

Ева и Павел с тренером Милой Новаковой

Уже далеко за полночь мы все встретились с тренером Милой Новаковой за бокалом вина, чтобы отметить самый большой успех, какого только могли достичь.

Романовы

 На следующий день, в воскресенье, я проснулся около шести утра и сразу же позвонил нашим. Трубку взял отец. "Папа, неужели дети - чемпионы мира?" - "Пожалуй, правда, раз об этом пишут во всех газетах". Позднее я до дома уже не мог дозвониться: все время было занято.

Мне звонили знакомые и все говорили почти одно и то же. Самым типичным был разговор с одним коллегой, которого я знал только по имени: "Извини, что звоню, но я должен кому-нибудь сказать, что они катались очень здорово, просто чудесно! Ну, пока, и еще раз извини, но катались они, в самом деле, замечательно!"

Романовы

Показательный танец Романовых на ЧМ 1962 года

Ева с Павлом дома надолго не задержались. Уже до обеда они тренировали на старом Зимнем стадионе свой танец для вечерних показательных выступлений. Если бы маме не нужно было срочно дошивать последние стежки на костюмах, она могла бы в то воскресенье о своих детях читать в газетах с утра до вечера.

Причин было несколько. Впервые в истории чехословацкого фигурного катания Ева с Павлом завоевали в танцах на льду для нашей республики высшие награды. Чехословацкие фигуристы первыми нарушили гегемонию и традиции англичан в дисциплине, в которой те царствовали с ее основания. И редактор газеты "Праце" мог с уверенность написать: "Произвольный танец Романовых был произведением большого искусства. В Праге прозвучал колокол по английскому пониманию танцев на льду. Стало понятно, что оно устарело, и рутины, с которой танцевали, например, супруги Гюэль, уже стало недостаточно".

Романовы

Ева и Павел Романовы с Марией и Отто Джелинек (Канада) (слева), Дональдом Джексоном (Канада) и Сьокье Дийкстрой (Голландия) после показательных выступлений. ЧМ 1962 года

В понедельник в дверь позвонил почтальон с просьбой о фотографии и с извинением, что письма он должен оставить в прихожей, потому что они не помещаются в почтовом ящике. И отец стал складывать стопки телеграмм и выписывать адреса тех, кто поздравляли Еву и Павла. Дети еще не уехали в турне, а отец уже распечатал около 4000 писем и 500 телеграмм со всего мира. Почти на все из них папа ответил фотографией с автографом Евы и Павла. Правильный адрес был только на некоторых, но наша почта доставляла и такие письма, на которых стояло просто - Чемпионам мира Еве и Павлу, Прага".