Вальсовые позиции и произвольные па
Пролетели этапы Гран-при, отгремел финал, да и чемпионат России финишировал вместе с ушедшим годом. Удивительно, но в этот раз у меня не сложилось впечатления, что всё закончилось, не успев начаться. Наверное, события во Франции, да и во всём мире наложили отпечаток на происходящее. Спортивные события отошли на второй план, а время, которое обычно утекает как песок сквозь пальцы, несколько притормозило и приобрело другие качественные характеристики. И сквозь пелену этого неспокойного времени всё происходящее в мире ФК кажется некой идиллией и от того становится ещё более ценным. Сейчас уже можно спокойно проанализировать, с каким багажом танцевальные дуэты подошли к экватору сезона. Множество копий сломано по поводу короткого танца, и в основном полемика сводилась к тому, что равенсбургский вальс требует классической музыки и, соответственно, классического исполнения. Не собираюсь оспаривать мнение большинства. Сегодня уже известно, что лучшими арбитры посчитали вальсы Уивер – Поже, Чок – Бейтс, Каппеллини – Ланотте, Шибутани – Шибутани. И с арбитрами я не спорю. Это, так сказать, рациональное: расстановка сил перед чемпионатами Европы и мира. А вот если подойти иррационально – закрыть глаза и предаться мечтам, – то танцевальные дуэты выстраиваются в несколько ином порядке.
Правда, первая строчка моего личного рейтинга совпадает с судейской. Да-да, на ней красуются канадцы Уивер – Поже. Перед глазами так и стоит их стартовая поза на московском льду. Счастливые лица, предвкушение от величественного вальса и атмосферы венского бала. Романтичный Эндрю и прекрасная Кейтлин, покорившая своего принца и сознающая, что союз их вечен и что никто не способен разрушить эту любовь. Мастерство исполнителей в сочетании с музыкой Штрауса обернулось полной гармонией на льду.
Далее мне рисуется яркое бальное платье Александры Степановой и её одухотворённое лицо в Бордо. Вот Саша с Иваном покатили в вальсе – синхронно, чётко, под восторги Татьяны Анатольевны: «Чисто, чисто!». Танец действительно производит впечатление настоящего бального, исполняемого на паркете, и на международных стартах я прогнозирую ребятам более высокие оценки, чем они до сих пор получали. При этом я отнюдь не фанатка дуэта и не поклонница танцевального направления тандема Жук – Свинин.
Снова погружаюсь в воспоминания. Перед глазами всплывает Елена Ильиных, отжигающая под «Queen». КТ Ильиных – Жиганшина воспринят в танцевальном мире неоднозначно, однако мне он понравился с первого раза, и, уж извините, ничего поделать с этим впечатлением я не могу, да и не хочу. Мне кажется, что возросший уровень катания спортсменов проявляется именно в коротком танце: более близкими позициями, большей синхронностью. Стилистически танец выдержан и, на мой взгляд, подходит молодой паре: Руслан забывает о своей природной стеснительности, а чертовка Лена не перекрывает кислород партнёру, а как бы подпитывает его энергетически. К сожалению, у дуэта остались только гипотетические шансы ещё раз прозвучать со своими «Квинами» в этом сезоне.
Следующими в моём личном рейтинге стоят Пайпер Гиллес – Поль Пуарье, и не в последнюю очередь благодаря ярким нарядам от «Битлз». У самой креативной пары современности получился и самый креативный КТ сезона. К сожалению, в погоне за оригинальностью канадцы упустили возможность выйти в финал Гран-при. Тем не менее, определённое состояние души не лечится и Пайпер с Полем уже не переделать. А в танце и подавно ничего переделывать не надо, настолько он изобилует оригинальными находками, специфическими фишечками, интересными переходами, но и весьма спорным финалом, на мой вкус. Однако техника нуждается в основательной чистке.)
Шибутани – Шибутани, Майя и Алекс. Мне было легко писать о них, когда они катали технично, но в душу не западали. Они и сейчас продолжают катать безукоризненно, но это уже другой уровень, когда техника сама по себе эстетична и буквально завораживает. И этого уже было бы достаточно, чтобы увидеть, что дуэт покорил новые высоты, но ребята подтянули и эмоциональную составляющую. Проснулись, называется.) И случилось извержение вулкана! Публику практически лихорадит от вчера ещё «стерильных» брата и сестры, а вот арбитров будто накрыло пеплом, и они застыли в установке, что Шибутани, конечно, милые, но в гранды им рановато. И если в КТ Майя предстаёт вроде как в несерьёзном образе куклы, то в их ПТ присутствует такой драйв, что судьи рано или поздно просто обязаны дрогнуть.
О лёгкой, воздушной постановке Александры Пол – Митчела Ислама я уже писала. Их этапы Гран-при прошли достаточно давно, чтобы болельщики успели подзабыть их вальс, в котором акцент сделан на балетную партнёршу и в котором они очень гармоничны. Хочется, чтобы фигуристы его достойно исполняли, а судьи – достойно оценивали.
Теми же эпитетами – лёгкий, воздушный, изящный – хочется наградить и КТ Никиты Кацалапова – Виктории Синицыной. И если ребята доведут паттерн до совершенства, а Никиту в очередной раз не понесёт на твиззлах, танец способен засверкать ещё больше. Однако мне кажется, что в вальсе чрезмерное акцентирование внимания на особых отношениях между партнёрами, той самой пресловутой химии, о которой так любит рассуждать Марина Зуева, слегка удешевляет этот благородный танец.
Итак, на мой взгляд, Кейтлин Уивер и Эндрю Поже на всех парусах мчатся к долгожданному чемпионству. Титул они могли взять ещё два года назад, если бы не короткий танец, значение которого в современных реалиях трудно переоценить: именно он является трамплином к медалям любого достоинства. Есть много примеров, когда потери в коротком не могли компенсировать самые блестящие прокаты произвольного. А вот наоборот бывает: в прошлом сезоне именно отлично исполненный пасодобль позволил Чок и Бейтс выиграть серебро на ЧМ, несмотря на, мягко говоря, шероховатости, допущенные во втором виде программы. В активе у лидеров сезона – Кейтлин и Эндрю – ПТ, который они катают мощно, широко и одухотворённо. Правда, сам танец я бы не назвала новым словом в их творчестве, несмотря на то, что это их первая совместная работа с Петром Чернышевым. Вот вроде все элементы на месте, особенно круто смотрится вращательная поддержка, в дорожках присутствуют витиеватость и широта шага, а прочувствовать настроения танца не удаётся. Драма? Но до гробовой тишины в зале не потрясает. Несомненно, в конце каждого туннеля должен быть свет, но и жизнеутверждающий финал в танце канадцев размыт. Поэтому и говорю, что в самой постановке мне чего-то не хватает.
Как же хочется наставнику Чок – Бейтс утереть нос коллегам и покорить ФК-вершину уже в гордом одиночестве. И, безусловно, Игорь Шпильбанд заслужил подобный успех вместе с преданными учениками Мэдисон и Эваном. Но спорт не считается ни с чьими заслугами, ожиданиями, хорошими или плохими поступками: ты должен снова и снова, здесь и сейчас доказать своё превосходство. Пока же первую пару США серьёзно штормит. Два варианта КТ уже пошли ко дну, но команда сумела удержаться на плаву с запасным. В конце концов, лучше Игоря никто не знает, как действовать в форс-мажорных обстоятельствах. А вот впечатление от произвольного танца американцев местная спортсовская аудитория определила кратко, но точно: «Рахманинов сильнее». Вполне допускаю, что на предстоящем чемпионате мира в ПТ Мэди и Эван технику уступят двум-трём парам (ну нельзя не заметить, как далеко катят партнёры в позициях), и уверена, что даже в Бостоне ни одна судейская бригада не рискнёт поставить им четвёртый уровень за дорожки шагов. Однако мне кажется, что американцы уже застолбили место на пьедестале: уж больно хорош был их прокат в финале Гран-при в плане эмоций. От Мэдисон не отмахнёшься как от назойливой мухи: на льду ее выразительность, чувственность и эффектность возрастают в десятки раз. А уж своей уверенностью она заражает всех вокруг.
Милые, славные Анна Каппеллини – Лука Ланотте умудряются проигрывать там, где можно и нужно выигрывать. Я давно задаюсь вопросом «почему?», и мне даже как-то ответили, что не хватает им чемпионского характера. Возможно. В Москве у них был шанс закрепить китайский успех и выиграть у бронзового дуэта мира, но снова те же грабли… Обратила внимание, как после разминки к бортику почти одновременно подъехали Кейтлин и Лука, который, как и подобает джентльмену, притормозил, пропуская даму вперёд. Однако дама не спеша чехлила коньки, а Ланотте всё ждал и ждал. Вот и в соперничестве, как мне кажется, итальянцам проще уступить, чем биться «до последнего патрона». Между тем именно их произвольный танец я считаю танцем сезона. Присмотритесь, как близко друг к другу скользят их коньки, какое количество времени они едут на одной ноге, сколько в программе изменений направления движения и разнообразных позиций. Возможно, шаг у них коротковат, и рёбра могли быть поглубже, а дуги покруче, однако подобной синхронностью может похвастаться далеко не каждый высококлассный дуэт. Кроме того, это действительно танец, а не набор элементов. Да и элементы на загляденье: твиззлы будто один человек крутит, поддержка с вау-эффектом, а каждая часть танца как маленькая самостоятельная миниатюра. А уж заключительный проход по центру катка вообще крышесносный. Конечно, проблемы у итальянцев есть, в частности, тот самый червячок страха, который, как мне кажется, подтачивает их изнутри. После прошлогоднего фиаско в Китае они стали бояться ошибиться, а на контроле теряют те драгоценные баллы, которые были возможны для них только при катании наотмашь.
Зато наотмашь катаются Майя и Алекс Шибутани, которым терять нечего. Они словно решили для себя «сейчас или никогда» и планомерно воплощают это решение в жизнь. Их произвольный танец от Чернышёва, в котором Майя и Алекс не катаются под музыку, а проживают её на льду, – безусловное попадание в десятку. В самой ПП даже намёка нет на медленную и быструю части, нет переходов от элемента к элементу и акцентирования на них (только твиззлы раз за разом впечатываются в лёд). Танец раскручивается как пружина, и эта необыкновенная энергетика пробивает все чакры. Брат и сестра уходят со льда полностью опустошёнными, и выступать после них не пожелаешь и врагу, настолько сильное впечатление остаётся от их танца.
Заслуживают порцию добрых слов и Мэдисон Хаббел – Захари Донохью. Для них попадание в финал Гран-при – безусловный прорыв. Этот дуэт был мне симпатичен ещё в пору тренировок в группе Крыловой – Камерленго. Очень неплохие танцы рождались в результате этого творческого содружества, однако на ответственных стартах дуэт допускал непростительные ошибки. Пока нельзя утверждать, что с переходом в группу Дюбрей – Лозона спортсмены приобрели так недостающие им уверенность и стабильность, однако новой команде удалось очень выигрышно преподнести эту пару, сделав упор на их изумительное скольжение, где конёк практически не отрывается ото льда. Мэдисон и Захари нет нужды постоянно подпрыгивать, делая вид, что они порхают как бабочки. Не знаю, какие правила игры в американской федерации, но в ближайшей перспективе я бы поставила на них.
В нашей сборной широтой катания отличаются Екатерина Боброва – Дмитрий Соловьёв. К тому же они достаточно зрелая и опытная пара. Об «Анне Карениной», как о вполне конкурентоспособном танце, я уже писала, но вот мне подумалось, что, может, Кате и Диме стоит больше акцентироваться именно на коньке. И этим коньковым хорео-решением выстроить разделительную линию между мастерами экстра-класса и подмастерьями.
В меньшей степени, чем их вальс и фокстрот, нравится мне произвольный танец Степановой – Букина. Он явно на любителя «разных там штучек-дрючек», но в плюс этому дуэту скатанность, чёткость исполнения элементов, синхронность и надёжность. И, как мне кажется, тот фанатизм, наличие которого рано или поздно приводит к самым высоким вершинам.
Виктория Синицына – Никита Кацалапов могут выстрелить на чемпионате Европы. Именно у этого дуэта две замечательные равнозначные программы, от которых веет лёгкостью и свежестью. Ни на йоту не сомневаюсь, что арбитры готовы зажечь зелёный свет «летучим» россиянам. Но вот уверенности, что Вика с Никитой не перегорят, пока нет.
Пока особняком стоят французы Габриэла Пападакис – Гийом Сизерон, выступление которых мы видели только на национальном первенстве. Но отсутствие соревновательной практики вряд ли помешает им снова штурмовать верхнюю ступень пьедестала на главных стартах сезона. На них работает статус действующих чемпионов мира и Европы и имидж талантливой пары, способной на шаг быть впереди остальных. От их короткого танца веет аристократизмом и ноткой превосходства. А вот произвольный пока не вызывает того переходящего в восторг удивления и душевного волнения, как было с прошлогодним «Моцартом». Поэтому прогнозировать французам победный дубль я до поры до времени остерегусь.
С особой благодарностью к Darling за техническую и моральную поддержку.
С уважением ко всем любителяи ФК, Бичуния.
Думаю, на ЧЕ результаты окажутся ожидаемые. Французы, итальянцы (или наоборот) и наша пара - СК.