Мики Андо: история и настоящее
Два дня назад праздновала День рождения замечательная японская фигуристка Мики Андо. А может, празднует до сих пор - кто ей мешает? По разным причинам, вызвавшим нехватку времени, у вашего автора не получилось написать пост к её 28-летию, как я хотел. Но ведь никогда не поздно, правда? Лучше чуть позже, чем никогда.
Родилась Мики в Нагое, серьёзно тренироваться начала поздно по фигурнокатательным меркам - в 9 лет, но достигла тех вершин, о которых многим осталось лишь мечтать. Обучаемость у неё была хорошая - Мики всё быстро схватывала, и уже в 13 лет была запримечена знаменитым Нобуо Сато, членом Зала Славы мирового фигурного катания, именно за заслуги на тренерском поприще.
Сато быстро довёл Андо "до ума" - уже в сезоне 2000-2001, первом под его руководством, она заняла третье место на юниорском чемпионате Японии. На следующий год она победила на двух этапах юниорского Гран-При и в финале, затем выиграла чемпионат Японии среди юниоров, а на взрослом первенстве страны взяла бронзу. Бронза же досталась Мики и на Чемпионате Мира среди юниоров.
В следующем сезоне, 02/03, Андо снова выиграла два этапа ЮГП, а в финале заняла лишь третье место. Но кого это вообще волновало, когда она его уже выигрывала? Зато тогда она вошла в историю, как первая женщина, чисто исполнившая четверной прыжок (сальхов):
Да, Мики двигала фигурное катание вперёд, пробуя на вкус четверной прыжок и исполняя сложнейшие каскады, как тройной лутц - тройной риттбергер, подобно нашей Ирине Слуцкой:
Сезон 2003/04 стал для Андо триумфальным - победы на этапах и в финале юниорского Гран-При, на юниорском и взрослом чемпионатах Японии, наконец-то добралась и до золота мира среди юниоров (до этого последовательно бронза и серебро). Стало очевидно, что в юниорском мирке ей уже узковато, и так состоялся дебют на взрослом Чемпионате Мира. Дебют удачный - 4-ое место.
Переход во взрослые, несмотря на высокие ожидания, вызванные предыдущим сезоном, не был столь уж гладким. На этапах взрослого Гран-При Мики взяла бронзу, "дерево" и серебро (да, тогда можно было так) и пробилась в финал, где не пробилась на пьедестал (четвёртая, после Слуцкой, Аракавы и Рошетт). Тем не менее, Андо второй год подряд выиграла национальный чемпионат и поехала на мир, где стала шестой - ухудшение прошлогоднего результата.
В преддверии олимпийского сезона Мики решила, что ей чего-то не хватает, чтобы бороться за золото, оставила своего тренера Нобуо Сато и отправилась на поиски счастья в Америку к Кэрол Хейсс, пятикратной (подряд) чемпионке мира конца 50-х и олимпийской чемпионке 1960-го года, которая, подобно самой Андо, в своё время двигала вперёд сложность программ в женском одиночном катании.
Хейсс - тренер хороший: например, научила Тимоти Гейбла прыгать четверной сальхов с такой лёгкостью, с какой никто не исполнял его ни до (а "до" вообще не исполняли), ни после. Вероятно, именно этого искала Мики Андо - овладеть секретом оружия, которое стало бы смертельным для её соперниц.
Но не срослось, не получилось. Андо еле пробилась в финал Гран-При (сумма мест 2+4), где повторила прошлогодний результат, а ближе к Олимпиаде всё стало совсем плохо: лишь шестое место на национальном чемпионате, и в Турин она отправилась только благодаря правилу, учитывавшему результаты за два года. Поехала-то поехала, да что толку? Провал был оглушительный: лишь 15-ое место! Не помог и квад (недокрут и падение), а всего в произвольной Андо упала три раза.
Мики поняла, что "так больше жить нельзя", и вскоре сменила тренера. Теперь она работала под руководством Николая Морозова. И в первый же год с нашим выдающимся тренером стала чемпионкой мира, обойдя и Мао Асаду, и Юну Ким, и других соперниц. Вот тот победный прокат и слёзы счастья:
К сожалению, отправной точкой к чему-то большому это так и не стало. Андо выступала с переменным успехом. Хотя в сезон Олимпиады в Ванкувере всё начиналось хорошо: Мики впервые в карьере выиграла оба своих этапа Гран-При, в финале взяла серебро. Но Олимпиада (хотя бы медаль) ей снова не покорилась. Понижение отдельных прыжков - и лишь пятое место. На последующем Чемпионате Мира Андо снова не попала на пьедестал (четвёртая).
Следующий сезон фигуристка изначально планировала пропустить, но чемпионы, большие чемпионы, такие, как Андо, просто так не сдаются. Мики поменяла решение и выиграла два этапа Гран-При, но провалилась в финале (пятая). Зато по полной отыгралась во второй половине сезона: выиграла чемпионат Японии, не покорявшийся ей с давних, совсем младых её времён, и Чемпионат Четырёх Континентов.
А затем настала кульминация всей её карьеры: Чемпионат Мира-2011, перенесённый из-за трагических событий в Японии в Москву. Прекрасный был чемпионат, надо сказать. Пиком крутизны которого лично для меня стали великолепные прокаты Патрика Чана. И она - Мики Андо, которая показала, что хоть она и старше Асады и Ким, но не хуже них. А лучше.
Вообще Андо всегда хорошо выступала в России - наша фигуристка. Доказывать ей больше ничего не было нужно, и она взяла паузу. Занялась личной жизнью. В апреле 13-го стала мамой.
Но оставалась у Мики "cuenta pendiente", недостающая часть (исп.), - Олимпиада. И в сочинский олимпийский сезон она попыталась вернуться, брала серебро на довольно престижных международных соревнованиях - Небельхорн Трофи и Золотой Конёк Загреба, где соревновалась с Юной Ким и Елизаветой Туктамышевой:
То был грустный прощальный аккорд. Грустный от того лишь, что прощальный - так-то красивый. 7-ое место на национальном чемпионате - и Мики закономерно решила поставить точку в своей карьере, поняв, что со временем сражаться бесполезно, что оно победило её.
Но это касается любительской карьеры, так что не грустите, если эти слова вдруг вызвали у вас печаль. Как профессионал Мики лично мне нравится ещё больше, она совершенно потрясающе раскрылась в условиях, когда нет необходимости напрыгать энное количество прыжков за четыре минуты. Впрочем, что так будет, было ясно ещё во время любительской карьеры, исходя из показательных выступлений. Достаточно глянуть показательный номер на том самом Чемпионате Мира в Москве. Это божественно:
Слова тут излишни, это надо видеть. Чистое искусство.
Из последнего, отличное выступление в Оберсдорфе под прошлый Новый год:
Мики Андо - желанный гость на любом шоу. Кому Асада, кому Ким, а мне - настоящее, элегантное женское катание Мики Андо, её шикарные спирали (особенно её коронная либела классическая) и вращения. А тройной сальхов она прыгнет всегда.
А кто слушал (читал) до конца - молодец.
Мики не всегда удавалось то, что она задумывала. Далеко не всегда. Но у нее были другие козыри. Не по азиатски раскрепощенная на льду, она в самом хорошем смысле слова давала на льду волю всем своим эмоциям и таланту. Статная, изящная, с хорошей хореографией, она заслуженно стала любимицей той публики, которая жаждет увидеть то, что принято называть по-настоящему красивым катанием.
По Мики точнее и не скажешь, чем сделали Вы.
шипплю ее с хави, какие они милые вдвоем. ^___^