21 мин.

Гран-При 2015. Этап 6: NHK Trophy

Стремительно накатил-налетел и умчался в историю последний, предфинальный этап Гран-при – NHK Trophy.

Пожалуй, именно этот этап заставил меня испытать самые противоречивые чувства: огорчение от упущенных возможностей наших фигуристов и истинный восторг, которое принесли мне незабываемые выступления моего любимца – Юзуру Ханью.

Но начну по порядку. В парном катании я с особым интересом ждала выступлений Веры Базаровой и Андрея Депутата. Неоднократные заявления их тренера Олега Васильева о том, что он готовит эту пару к ОИ-2018, позволяли, по крайней мере, предположить, что ребята уже на данном этапе подготовки проделали серьезную работу и исправили многие недостатки техники, мешающие им подниматься на достойные места в турнирной таблице.

Базарова-Депутат

Главным недостатком Веры – что в паре с Ларионовым, что в дуэте с Депутатом – как были, так и остались прыжки. При этом есть достаточно большое число фигуристок, у которых высота прыжка также оставляет желать лучшего, но за счет хорошей крутки они умудряются «втиснуть» туда требуемые три оборота (пусть даже порой с недокрутом). Самый яркий пример – Сатоко Мияхара, без устали «штампующая» прыжок за прыжком.

Верины же прыжки, кажется, вызывают ужас у самой фигуристки и скрежет зубовный у тех, кто на них смотрит. Заклинающая, словно шаман: «Вера, прыгни, дитёнок милый!» Татьяна Анатольевна Тарасова, сидящая в комментаторской кабине вместе с Александром Гришиным, в какой-то мере «притянула удачу» на верину сторону: та сорвала не все прыжки в двух программах (в короткой на выезде ошибся Андрей, а Вера недокрутила в произвольной второй прыжок в каскаде 2А-2А и приземлилась на две ноги в одном из выбросов), но смотреть на прыгающую Веру – задача все-таки не для слабонервных.

Все же остальные элементы – красивые поддержки, подкрутки, тодесы и даже выбросы были исполнены ими в обеих программах на очень приличном уровне. Что же касается художественной составляющей их программ, то мне нравится их короткая, в которой фигуристам удалось передать настроение светлой грусти шопеновского Ноктюрна, а вот произвольная на музыку «Битлз» как оставляла при первом, еще «сыром» ее просмотре во время контрольных прокатов, впечатление некоего сумбура, так и до сих пор не претерпела существенных изменений в моем восприятии.

Отрывки из песен, составляющие  музыкальный фон программы, кажутся мне выбранными «методом тыка» и абсолютно не связанными между собой.  Красавица Вера в шортах и ковбойке, завязанной узлом на животе, конечно, весьма сексапильна, но для создания атмосферы, соответствующей настроению песен «Битлз» этого все-таки недостаточно. В том, что пара получилась красивой, сомневаться не приходится, но в ее чисто спортивных перспективах у меня есть большие сомнения. 4-е место, занятое ими на этом этапе, кажется мне потолком Веры и Андрея на сегодняшний день, и при более удачном прокате их легко могли бы потеснить как французы Джеймс – Сипре, так и канадцы Илюшечкина – Москович.

Очень по душе мне обе программы Ванессы Джеймс и Моргана Сипре. В короткой программе, где Ванесса очень эффектно смотрится в черном комбинезоне и которая украшена по ходу разными интересными находками (например, шпагатом, в который на полном ходу неожиданно садится Ванесса), фигуристы прекрасно исполнили и подкрутку, и параллельный 3Т, хороши были и поддержка, и выброс со сложным заходом, однако не слишком удался  им тодес, а ошибка в последнем совместном вращении отбросила их сразу на 6-е место.

В произвольной программе, представляющей собой современную трактовку «Ромео и Джульетты», Ванесса и Джеймс, несмотря на несколько недочетов, выглядели вполне убедительно, но мечтать о попадании в тройку, разумеется, не могли.

Любовь Илюшечкина и Дилан Москович особенно понравились мне в короткой программе, в которой неожиданно и очень эффектно смотрятся такие превосходно выполненные элементы, как заход Любы на тодес из низкого кораблика и поддержка, которую Дилан выполняет, вставая из положения приседа. Ребята катаются с настроением, чувствуется, что им комфортно друг с другом, и смотреть на них очень приятно, даже если не все у них пока получилось так, как задумано.

По мере того, как я привыкаю к молодому китайскому дуэту Сяою Ю – Ян Цзинь, я все больше и больше проникаюсь к нему симпатией. Пожалуй, для меня он нынче – второй в иерархии китайских пар после Венцзинь Суй – Кон Хана. «Фирменные» элементы, которыми славятся все пары из Поднебесной – подкрутки и выбросы, - выполняются ими с прекрасной амплитудой, и лишь четверной выброс в произвольной программе им на сей раз не удался. Но главное - то, что они катаются с полным проникновением в музыку, очень изящно, и видно, как трогательно относятся друг к другу, что выражается и в катании.

Американцы Алекса Симека и Крис Кнерим, ставшие вторыми, на сей раз не слишком мне понравились: и в короткой, и в произвольной программе они допустили много неточностей. Еще мне кажется, что в «металлической» короткой программе Алекса – совсем не в своем образе: симпатичная девушка, она как-то нелепо таращит глаза и гримасничает, словно бы стараясь выглядеть «крутой», и это ей совсем не идет.

Симека-Кнерим

Что же касается Меган Дюамель и Эрика Редфорда, то такого неудачного выступления, как на этом этапе, я у них давно уже не припомню, хотя по протоколу все – чин-чинарем. Ошибки были у них и в короткой, и в произвольной программах, но главное, что само катание было каким-то неряшливым, практически каждый элемент у них хотелось «причесать», и до конца не покидало ощущение, что двум людям,  по сути одиночникам, становится все сложнее и сложнее делать вид, что им интересно кататься вместе.

Обе их программы этого сезона мне кажутся совершенно безликими, пресными, абсолютно не по вкусу и музыкальное сопровождение, и, по правде говоря, не понятно, чем одна из них отличается от другой, ну разве что длительностью.

Меган и Эрик

Я всегда хорошо относилась к Меган и Эрику, находила что-то интересное в их программах прошлых сезонов, но для лидеров мирового парного катания, каковыми они себя сейчас позиционируют, их катание, на мой взгляд, слишком однообразно и оставляет желать лучшего с художественной точки зрения. У меня создается впечатление, что у их тренеров случился какой-то творческий застой, а сами фигуристы, похоже, не сильно преуспели в умении предлагать свои коррективы для внесения в программу с целью ее улучшения.

А может быть, это просто называется – «почивать на лаврах»? Хотелось бы верить, что в финале и Столбова с Климовым, и Кавгути со Смирновым смогут на равных побороться с канадцами и доказать, что не едиными прыжковыми элементами живо парное катание.

Состав участников в мужском турнире оставлял надежду Максиму Ковтуну при хорошем катании отобраться в финал. Однако уже короткая программа у него не заладилась: после весьма натужного каскада 4С – 3Т, за который он, тем не менее, получил больше 15 баллов, последовал практически сорванный 4Т, и завершило эту печальную картину падение на 3А. Все повторяемые ТАТ, словно мантра, заклинания, что Максим «функционально готов», что «он очень хочет все сделать» (а кто же, интересно, не хочет?) ничуть не улучшили общего убогого впечатления от программы, и оставалось только диву даваться, что при таком катании он умудрился не опуститься после короткой программы ниже 4-го места.

А значит, судьба по-прежнему давала ему шанс попасть на пьедестал. Но в произвольной программе Ковтун «развалился» окончательно. Не буду перечислять все огрехи, которые он допустил, хочу сказать о самой программе. Честно говоря, она меня озадачила до крайней степени: что хотел сказать Петр Чернышев, ставя то, что про себя я окрестила «танцем гарсона из ресторана», на великую музыку Бетховена? Видеть то, как Максим корчит рожи и делает «ужимки и прыжки», словно обезьяна из басни Крылова, под Пятую симфонию и «Оду к радости» из Девятой симфонии Бетховена – музыки, исполненной силы человеческого духа, преодоления и победы, для меня было просто невыносимо.

Ковтун

Я сочла это издевательством над Бетховеном. И комментарий ТАТ, что «программа очень интересная», поверг меня просто в шок. Ну что ж, не удивлюсь, если в следующем сезоне Чернышев поставит Ковтуну «Траурный марш» Шопена, под который тот будет изображать «шествие верблюдов в пустыне» или какого-нибудь «человека-паука». Но на сей раз Бог, наверно, пришел Бетховену на помощь, наказав самонадеянного мальчишку за такое кощунство и опустив его аж на 10-е место.

Константин Меньшов, оставшийся после короткой программы шестым, вцепился в это место, что называется «мертвой хваткой» и в итоге ни на йоту не сдвинулся с него ни в ту, ни в другую сторону. Ошибок у него тоже было предостаточно, программы же из года в год – словно близнецы-братья: те же пассы руками и швыряния головой (в этом сезоне, правда, с несколько меньшей интенсивностью), заходы на прыжки, словно на амбразуру – одним словом, с навязшим в зубах утверждением комментатора, что «программы у Кости интересные» я категорически не согласна.

Костя

Разочаровали меня выступления канадца Эладжа Бальде, которому я симпатизирую. Мне очень нравятся обе его программы, в особенности произвольная на испанскую тему, в которой ему удалось блеснуть в этом сезоне на турнире в Оберстдорфе, но здесь он катался из рук вон плохо.

Бальде

К японцу Такахито Муре отношение у меня колеблется: то он поражает меня своим темпераментом, то удивляет какой-то негибкостью и словно бы отсутствием внутреннего музыкального слуха. На сей раз он превосходно откатал свою короткую программу на мелодию «Очи черные» в непривычной и очень удачной обработке. Он не только здорово исполнил все прыжки – 4Т, 3А и каскад 3Л – 3Т, но и с помощью всех остальных элементов – дорожек, шагов и вращений сумел передать буйную стихию удалой цыганской пляски и был в ней абсолютно органичен.

Мура

В произвольной программе Мура допустил несколько помарок, хотя в начале ее прекрасно исполнил и 4Т, 3А, а далее -  каскад 4Т – 2 Т. Но поначалу он катался как-то отстраненно, излишне старательно, и лишь на дорожке – сложной и красивой – позволил себе самому увлечься катанием и раскрепоститься. Во второй части программы он стал набирать скорость и конец ее провел на подъеме, но у меня создалось ощущение излишней торопливости и желания поскорее ее завершить. В целом она не оставила впечатления гармонии, как короткая.

Юный китаец Боян Цзинь в короткой программе на мелодию Tango d’amore в обработке Эдвина Мартона лихо отпрыгал все свои прыжки – каскад 4Л-3Т, 3А и 4Т и азартно бросался в водоворот дорожек и вращений, сразу же обозначив свои самые дерзкие намерения и предложив соперникам игру в «а ну-ка, догони!». Но, собственно, получив высочайшие оценки, по-настоящему он мог опасаться лишь одного из них – Юзуру Ханью.

Боян

В произвольной программе на свои родные мелодии он был напорист и неудержим, прекрасно прыгнул 4Л, 4Т-2Т, но его «завернуло» на 4С, подобная же ошибка последовала на каскаде 3А-О-3С, да и в дальнейшем по ходу программы неточностей было немало. Но дело даже не в этом – оценки ему все равно поставили очень высокие.

Я о другом – о художественной составляющей его программ. Вот она у него пока еще, на мой взгляд, очень далека от того, чтобы производить должное эстетическое впечатление. Ну да, Боян ездит, прыгает, вращается, исполняет какие-то дорожки, но все это не вызывает ответного отклика в моей душе, потому что чистой техники мне недостаточно, чтобы получить эстетическое наслаждение. Вот когда он попадет в руки хорошего хореографа, тогда, вполне вероятно, мир получит действительно уникально фигуриста, а не только «кузнечика-попрыгунчика», коим на сегодняшний день является для меня Боян Цзинь.

Ни с чем не сравнимое впечатление оставили в моей душе обе программы Юзуру Ханью! За те 50 лет, что я смотрю фигурное катание, лично для меня это было самое изумительное и самое завораживающее зрелище!  Каждая из программ прекрасна по-своему, и в каждой из них Юзуру удивительно органичен.

Вот он стоит, закрыв глаза и словно набираясь вдохновения свыше, перед началом короткой программы. Потом, вместе с поворотами головы, словно вливается в эту музыку, и уже сама музыка начинает исходить из всех движений его тела, и каждый ее акцент, вплоть до кончиков пальцев, поставлен в том самом единственном месте, для которого он предназначен.

Уже и раньше в его арсенале была необычная связка «кораблик – 3А – кораблик», но теперь он усложнил ее, заменив 3А на 4С, и при этом переход с внутреннего «кораблика» на 4С, после которого Ханью, едва приземлившись, снова встал в «кораблик» выглядел, на мой взгляд, еще более эффектно. И я вовсе не разделяю мнение тех, кто считает, что таким образом Юзуру «спас» свой квад: эта связка настолько сложна, что сделать ее спонтанно, не отработав, как следует, заранее, попросту невозможно.

Юзуру

От каскада 4Т – 3Т и 3А с огромным пролетом и шикарным выездом буквально захватывало дух. Но это был как раз тот случай, когда «режиссер умирает в актере» - каждое движение рождалось как импровизация, и все вращения, с которыми по сложности и красоте могут сравниться разве что вращения незабвенного Стефана Ламбьеля, все дорожки и шаги создавали единую ледовую картину, окрашенную гением и вдохновением исполнителя. Неудивительно, что результат Юзуру превзошел баллы, полученные китайцем: это было по-настоящему великолепно!

Что касается его произвольной программы, то мне кажется, что ее можно охарактеризовать лишь двумя словами – «абсолютное совершенство»!  Я, как правило, прохладно отношусь к программам азиатов, поставленным на аутентичные мелодии (исключением является, пожалуй, прошлогодняя произвольная Дениса Тена), но это творение, поставленное для Ханью хореографом Ше-Линн Бурн, с первых же секунд увлекло меня и заставило сопереживать каждому шагу фигуриста.

На протяжении всей программы Юзуру не допустил ни малейшего сбоя, ввинчиваясь в свои три квада, один из которых - в каскаде. Словно играючи, он исполнил и все остальные прыжки, доведя до совершенства вращения, в каждом из которых были найдены позиции не только эффектные, но и в полном соответствии с образом, воплощенным фигуристом в своей программе. Ни одна дорожка, ни один шаг не казались проходными, случайными, и все было исполнено настолько музыкально, настолько выразительно, с настолько верно расставленными акцентами, где, кажется, даже были соблюдены, как при исполнении музыкального произведения, все  crescendo и diminuendo, что, по-моему, на сегодняшний день дано только Юзуру.

Оценки, равные новому мировому рекорду, говорят сами за себя, и с каждой из них я согласна на все 100%, что бы ни говорили по этому поводу все злопыхатели Ханью. Надеюсь, что с ними будет как в той пословице: «собака лает –караван идет».

Выступления женщин меня, как и всех российских болельщиков, у которых оставался слабый лучик надежды на то, что Аня Погорилая сможет преодолеть себя и выиграть этот этап, увы, не порадовали совершенно.

Первой из наших фигуристок вышла на лед Мария Артемьева. Наверно, она могла бы претендовать на титул «мисс соревнований», но внешняя привлекательность на льду лишь тогда хороша, когда идет в дополнение к мастерству, коим Маша (в который уже раз!) своих поклонников не порадовала. Ее вечная болезнь – прыжки, похоже, заставляет саму фигуристку бояться их, как огня, и это чувствуется в каждом ее движении.

Маша

Красивые линии, музыкальность, удивительная женственность, не подкрепленные солидным прыжковым контентом и «украшенные» падениями, меркнут и блекнут на глазах зрителя, которому остается только глубоко вздохнуть: «Ну вот, опять, как в прошлый раз!..» Мне, как правило, нравится вкус Маши в выборе костюмов. Но если костюм для произвольной программы, который я про себя назвала «рубашка бойфренда», мне кажется настоящей находкой -  необычно и эротично без пошлости, то платье для короткой программы – розовая пачка, надетая на черный купальник, оставило впечатление какой-то неряшливости и недоделанности.  

Алена Леонова который уже сезон подряд старается доказать всем, и себе, наверно, в первую очередь, что ее поезд еще не ушел. Тогда как она давно и безнадежно упустила свой последний вагон: ни малейшего прогресса не претерпело ее мастерство ни от шараханья от тренера к тренеру, ни от смены хореографов. Обе ее программы, очень несложные по технике на сегодняшний день, пестрят ошибками и падениями, а намертво приклеенная к лицу улыбка -  что в короткой, что в произвольной программах, - невольно наводит на печальные ассоциации с романом Гюго «Человек, который смеется».

Алена

Попадание на пьедесталы второстепенных турниров – как ни грустно это осознавать, - похоже, единственный удел этой фигуристки, если она не решит в ближайшее время завершить свою спортивную карьеру.

Самая большая моя печаль – Аня Погорилая. Я очень симпатизирую этой девочке и как фигуристке, и чисто по-человечески, основывась на ее интервью, в которых она предстает думающей, глубокой личностью. Но вот с ее мастерством (а вернее, похоже, с психикой) творится что-то непонятное. Смотреть, как она буквально «убивается», срывая один прыжок за другим в короткой программе, было подобно просмотру какого-нибудь фильма ужасов. В произвольной дело обстояло несколько лучше, но если сравнить, как "прозвучала" ее «Шехерезада» на турнире в Саранске и здесь, в Нагано, разница будет огромной.

Аня

Очень хочется пожелать Анечке как можно скорее преодолеть кризис и предстать перед глазами своих почитателей той самой проникновенной, лиричной и при этом высокотехничной фигуристкой, какой она была в своем дебютном на международной арене сезоне.

Мао Асада, хоть и заняла 3-е место, тоже была далека от той формы, находясь в которой она заставляла трепетать соперниц и восхищала зрителей: падения, недокруты и более мелкие недочеты ничего, кроме досады, не вызывали. Обе ее программы, в особенности произвольная, мне нравятся, но чтобы они заиграли в полную силу, Мао еще надо работать и работать.

Мао

Неожиданная серебряная медалистка Кортни Хикс из США, в целом мне неинтересна – совершенно не отвечает моим эстетическим критериям, но не могу не отметить у нее хорошие зубцовые прыжки – лутц и флип – и в особенности очень эффектную и необычную позицию во вращении с переходом в волчок, единственной исполнительницей которой в мире она является.

Кортни

Победительница этого этапа Сатоко Мияхара звезд с неба не хватала – каталась ровненько, кое-что в своих малюсеньких прыжках недокручивала, но где-то, еще пока робко, стали появляться у нее первые проблески артистизма: уже не выглядит она тем «стойким оловянным солдатиком», каким я в прошлом году про себя ее окрестила. И даже, кажется, впервые, я увидела ее улыбку после исполнения короткой программы. Некоторое недоумение вызвал ее костюм для короткой программы: если это действительно риверданс (странный какой-то, однако!), то при чем тут костюм (красный!), больше подходящий для малагеньи или фламенко?

Сатоко

Ну и, наконец, последний вид – танцы. Они оказались для меня видом наименее интересным и по составу участников, и по танцам, которые те продемонстрировали.

Признаюсь, что больше всего я болела за Александру Степанову и Ивана Букина, которым давно симпатизирую, хотя и понимала, что шансы на попадание в финал у них весьма призрачные. Оба их танца - и короткий, и произвольный, - пришлись мне по душе. Очень красиво ребята смотрятся в вальсе, и внешне все выглядело вроде бы очень пристойно, но уровень второй секции вальса был им понижен с четвертого до второго, и это не могло не отразиться на оценках. Единственное, что, как мне кажется, идет вразрез с идеей танца – это исполняемые ими твиззлы в волчке: да, они очень эффектны сами по себе, но как это вяжется с вальсом? По-моему, никак.

Вот в произвольном танце на музыку Рахманинова они смотрелись куда более логично. Этот танец показался мне очень интересным: в нем много необычных поддержек, каких-то оригинальных переходов, маленьких находок, которые делают его запоминающимся. И весь он идет по нарастающей,  с кульминацией в виде вращательной поддержки в конце – очень эффектно! Жаль, что Саше и Ване не хватило баллов, чтобы подняться на пьедестал.

Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев оставили противоречивые впечталения. Мне совсем не понравился их короткий танец на музыку хачатуряновского  «Вальса» из «Маскарада», соединенного, по-моему, неудачно, с маршем («Танцем с подушками») из балета Прокофьева «Ромео и Джульетта». Уже начальная поза танцоров вызвала недоумение: с чего это Катя так странно повисла на Диме? В начальных тактах танца вызвала отторжение манерность Кати, не слишком понравились с эстетической точки зрения столь расхваленные ТАТ твиззлы, а воспринимать широту  и легкость хода  мешала музыкальная нарезка: терпеть не могу, когда музыку «режут по живому».

К середине вальса эти впечатления несколько сгладились, но конец его, перед началом марша, снова неприятно резанул: к чему здесь эти раскоряченные «кораблики»? В марше Катя вновь стала кривляться и изгибаться во все стороны, как в кривом зеркале, загребая при этом руками, словно какая-нибудь колдунья Бастинда, очерчивающая свои владения. Но оценки за этот, странный лично для меня, танец были совсем неплохими.

Катя и Дима

А вот произвольный танец на музыку из «Анны Карениной» мне, в общем, понравился: ребята танцевали мягко, раздольно, конек шел, как по маслу, в твиззлах были синхронны, и хореография танца мне показалась интересной. Но маленькая ложечка дегтя – повторюсь: для меня, я высказываю только сугубо свое мнение! – все же была. Мне не понравились поддержки – ни «свечка», в которой Катя стоит вниз головой (странная эстетика «Анны Карениной»!), ни вторая, с «откляченным» в сторону бедром, вызывающая ассоциации с особой легкого поведения.

И еще, в особенности в последней части танца, я все время ждала, что Катя, наконец, закроет рот: это что, должно было символизировать немой крик души Анны Карениной или попросту выдавало привычку Кати гримасничать напропалую? Мне кажется, что этому танцу не помешало бы слегка приглушить краски: от этого трагедия Анны не потеряла бы, а только выиграла в своем ледовом воплощении. А вообще Катя и Дима молодцы, что после столь долгого перерыва вернулись на такой высокий уровень и, похоже, что останваливаться на этом не собираются.

Нравятся мне американские танцоры Мэдисон Хаббелл и Закари Донохью – очень красивая пара, и танцуют прекрасно! На это  раз мне больше понравился их короткий танец, несмотря на то, что вообще-то «Аллилуйю» я не жалую и совершенно не понимаю, почему эта песня вдруг стала такой популярной. Но Мэди и Зак танцевали так нежно, так воздушно, так трогательно, что я совершенно забыла о своей нелюбви к этой песне. Произвольный их танец мне также показался интересным, но еще не доведенным до блеска. Ну что ж, у них есть еще время, чтобы показать его во всей красе на чемпионате страны, а там, глядишь, и на чемпионате Четырех континентов.

Мэди и Зак

О победителях турнира, Майе и Алексе Шибутани, долго распространяться не буду. Оба танца они станцевали очень хорошо – слаженно, технично, продемонстрировав взаимопонимание «на генетическом уровне», прекрасный конек и лучшие твиззлы, но этот дуэт не относится к числу моих любимцев, и их танцы не оставили ни малейшего отклика у меня в душе. Впрочем, если быть объективной, то в этом сезоне Шибутани выглядят как никогда сильно и могут попортить немало крови парам, претендующим на лидерство.

Майя и Алекс

Ну что ж, теперь нам остается подождать совсем немного – и вот он, финал Гран-при – «праздник души», на пути к которому фигуристам пришлось преодолеть столько шипов, что кажется, никаких роз не хватит, чтобы заставить забыть о них. Пусть же победят там те, кто действительно продемонстрирует наивысшее мастерство, вне зависимости от прежних заслуг!