11 мин.

Габриэле Зейферт: «Полет валькирии». Часть I. Жизнь в спорте

23 ноября 1948 г. в г.Карл-Маркс-Штадт (бывш. и нын. Хемниц) (ГДР) родилась Габриэле Зейферт.

Габи

Габи с матерью Юттой Мюллер и бабушкой Марией Лётч. 1949 год

Ее отец оставил семью, когда девочке исполнился год, и с тех пор они ни разу не виделись. Дочь знала о нем только то, что его зовут Вольфганг Зейферт, что он по профессии электрик, а кроме того, обладатель пышной шевелюры, которую унаследовала от него и Габи.

Габи

Начало 1950-х гг.

Своим отцом Зейферт называла Брингфрида Мюллера, за которого ее мать вышла замуж в 1957 г. и который всегда по-отечески заботился о падчерице. Чемпионка ГДР в разряде женских двоек вместе с Ирене Зальцман и неоднократный призер первенств страны в одиночном катании, Ютта Мюллер поставила дочь на коньки - как на роликовые, так и на фигурные, - едва та научилась ходить.

Габи

1953 год

Она должна была воплотить в жизнь честолюбивые планы матери - стать чемпионкой. Вместе с тем, как Ютта Мюллер превращалась в тренера мирового класса, росла Габи, и крепло ее мастерство.

Габи

1961 год

В 1961 г. она впервые становится чемпионкой ГДР и сохраняет за собой это звание вплоть до 1970 г. Правда, ее дебют на международной арене был более чем скромным: на ЧЕ 1961 г. она занимает 21-е место.

Габи

1962 год

Годом позже она становится 12-й на ЧЕ и последней, 21-й, на ЧМ. ЧЕ 1963 г. Габи заканчивает на 10-м месте.

Габи

1963 год

На ОИ 1964 г. она была лишь 19-й. Позже Габи признавалась, что после той олимпиады у нее было большое желание повесить коньки на гвоздь. Но Ютта не дала дочери долго унывать и стала еще усерднее, чем раньше, внушать ей свой девиз: sei gross - будь великой!

Габи

Габи с матерью и тренером Юттой Мюллер. 1964 год

 «...Ютта Мюллер отличалась исключительной строгостью. Габи не могла рассчитывать на какие-то поблажки. Мама-тренер требовала полной отдачи на катке, заставляя дочь вкалывать до седьмого пота. Многие сочувствовали юной фигуристке, когда фрау Мюллер устраивала ей разнос или отвешивала полновесную оплеуху. Впрочем, Габи на маму не держит зла и философски замечает: «Из ничего не вырастает ничего». (Е.Светлова, «Досье принцессы». Газета «Совершенно секретно», 1998 г.).

Габи

1965 год

Качественный скачок произошел в сезоне 1965 г., когда Габи стала 5-й на ЧЕ и ЧМ. К тому времени уже сложился ее узнаваемый с первых шагов стиль. Будучи продолжательницей традиций знаменитой "летучей голландки" Сьокье Дийкстры, исповедующей силовое, энергичное катание, Габи привнесла в него свои нюансы - задор и почти мальчишескую лихость с головокружительными прыжками и эффектными вращениями, вызывающими бурные аплодисменты зрителей.

Габи

ЧЕ 1965 года

Показательный танец на ЧЕ 1965 года

В декабре 1965 г. на чемпионате ГДР в Берлине Зейферт первой в мире исполнила прыжок тройной риттбергер, правда, впоследствии считанные разы исполнила его в соревнованиях.

Габи

1966 год

В 1966 г. она становится серебряным призером ЧЕ и ЧМ, а в 1967 г. впервые завоевывает звание чемпионки Европы. На ЧМ она вновь 2-я.

Габи

ЧМ 1967 года

Вот что писал о Зейферт известный спортивный журналист Анатолий Шелухин: "...фигурное катание покоряет нас и своим бесконечным разнообразием лиц, улыбок, жестов. Разве мы не любуемся девушкой из ГДР Габи Зейферт?! Она приземиста и несколько полновата, но Габи чарует всех своей улыбкой, сиянием глаз. Ее внешность придает какой-то особый колорит всей программе. Без нее было бы скучно.

Габи

1967 год

[...] Эта очень темпераментная, жизнерадостная девушка любит веселье, хорошую шутку. На ее лице все время играет улыбка. И танцы Зейферт - это удивительно веселые, яркие сцены из жизни обаятельной девушки. Вспомните хотя бы песенку француза Шарля Азнавура "Натали" (на самом деле эту песню исполнял Жильбер Беко - Л.М.). В этом танце Зейферт радуется весеннему солнцу, молодости, она радуется присутствию многих тысяч зрителей и готова выступать перед ними, пока есть силы". (А.Шелухин, "Что идет впереди славы?", М., "Молодая Гвардия", 1968).

Габи

Показательный танец "Натали". 1967 год

Сезон 1968 г. начался не слишком удачно для Зейферт: она проиграла ЧЕ фигуристке из Чехословакии, своей давней приятельнице вне льда Хане Машковой, но реабилитировала себя, обойдя ее на ЧМ и ОИ и завоевав "серебро" вслед за непобедимой Пегги Флеминг.

Габи

ОИ 1968 года

Произвольная программа на ОИ 1968 года

В 1969 г. Габи возвращает себе звание чемпионки Европы и впервые, несмотря на падение в произвольной программе, становится чемпионкой мира.

Габи

1969 год

К тому времени Габи была на пике популярности, в том числе и в нашей стране. Из интервью фигуристки, появляющихся в различных изданиях, читатели могли узнать, что она – романтик, и, как всякий уважающий себя романтик, терпеть не может химию и математику, особенно химию, с удовольствием изучает английский язык и литературу, обожает Стендаля; что ее любимые блюда – ветчина и шоколадный соус; что у нее дома есть большая коллекция кукол; что елку на Рождество они дома не ставят – только букет цветов, а из всех животных она больше всего любит лошадей.

Габи

1969 год

Вот что вспоминала о Зейферт Татьяна Анатольевна Тарасова: «Габи Зайферт. Габи всегда такая крепенькая, такая складненькая, такая... будто немного надутая. Совсем не немецкий стиль катания, сухой и безупречный, а, наоборот, эмоциональный и одухотворенный, но без слез и надрыва.

Габи

1970 год

Габи — красивая девушка с копной светлых волос. Тем не менее, в те годы казался трудным выбор: кто внешне лучше — тренер Ютта Мюллер или ее дочь—фигуристка Габриэла Зайферт. Ютта, выглядевшая юной, и Габи, просто юная.

Габи

Габи Зейферт и Ютта Мюллер. 1970 год

Тренировались они всегда помногу. Ютта очень требовательна к своим спортсменам, а к дочери, пожалуй, относилась строже всего. Атлетичная Габи высоко прыгала, была на льду и в жизни очень озорной и представляла собой тип яркой не только спортсменки, но и девушки.

Габи

1970 год

Я не могу сказать, что Зайферт открыла новое направление в женском одиночном катании, но она создала свой собственный, силовой, стиль. Сложнейшие элементы, которые она демонстрировала, смотрелись на льду легкими и простыми, и это получалось оттого, что физически Зайферт относится к крепким людям.

Габи

1970 год

Ютту всегда можно было видеть рядом с Габи, она не отпускала дочку ни на шаг. Наверное, хорошо зная лихой характер своей наследницы, Мюллер не хотела рисковать ни на грамм спортивной формой дочки или её психологическим состоянием.

Габи

ЧМ 1970 года

Я хорошо помню материнскую опеку Ютты, так как у нас с Зайферт практически совпали года выступлений. Публика любила Габи, а ей очень нравилось быть любимой. В какой-то степени у Зайферт сложилось неповторимое катание: веселое, легкое, энергичное» (Т. А. Тарасова, «Четыре времени года»., М., «Советская Россия». 1985).

Габи

1970 год

 Сезон 1970 г. начался для Габи с «холодного душа»: ей едва удалось сохранить за собой звание чемпионки страны, поскольку неожиданно она полностью провалила произвольную программу. В январе в «Комсомольской правде» появилась перепечатка статьи из газеты «Юнге вельт» под заголовком «Чем удивит Габи?» Анализируя причину неудачи Зейферт, автор статьи задавался вопросом, что, может быть, в основе ее лежал тот факт, что на чемпионате страны Габи «катала старую произвольную программу, которую она несколько подзабыла, чтобы на чемпионате Европы удивить всех новой?».

Габи

1970 год

Однако подобное объяснение выглядит более чем странным: как могла опытнейшая спортсменка «подзабыть» программу, которую она катала до того на протяжении двух сезонов подряд? Новой программы так и не случилось, но более подобных промахов Зейферт себе не позволяла. В 1970 г. она вновь - лучшая в Европе и в мире.

Произвольная программа на ЧМ 1970 года

Вот какими впечатлениями об этой фигуристке делится журналистка Людмила Доброва: "Контраст между Флеминг и новой чемпионкой мира Габи Зейферт очевиден. В том числе и в показательных программах. Габи предпочитает легкую музыку. Она весела. Она любит на льду порезвиться. Она не хочет делать то, что ей не свойственно.

Габи

Показательный танец "Казачок". 1969 год

И слава богу! Нам она нравится именно такой. И когда однажды Габи взялась за танец в испанском стиле, с моей точки зрения, не за свою мелодию, зрители остались равнодушными". (Л.Доброва, Е.Чайковская, "В рамке катка", М., "Советская Россия", 1970).

 

Окончание следует.