12 мин.

«Не говори с тоской: их нет, но с благодарностию: были...» Сергей Гриньков

Двадцать лет назад, 20 ноября 1995 года остановилось сердце прекрасного советского фигуриста Сергея Гринькова, который вместе со своей женой и партнершей Екатериной Гордеевой составлял один из самых техничных, красивых и успешных дуэтов в истории фигурного катания. Для огромного множества поклонников этого вида спорта Катя и Сергей навсегда остались самой любимой парой, эталоном мастерства и вкуса в парном катании.

Кажется, что их встреча была предрешена свыше: настолько едины были эти фигуристы в выражении на льду мелодии любви, которая их связала однажды.

Сергей родился 4 февраля 1967 года в Москве, в семье работников милиции Анны Филипповны и Михаила Кондратьевича Гриньковых. В пятилетнем возрасте родители привели его в секцию фигурного катания спортклуба ЦСКА.

Сергей

Середина 1970-х гг.

Совершенствуясь в одиночном катании, он столкнулся с той проблемой, что для одиночника его прыжки были не слишком высокими. И тренер Владимир Захаров предложил ему выступать в парном катании, выбрав ему в партнерши 10-летнюю Катю Гордееву.

После года совместных тренировок Захаров прекратил работу с дуэтом, мотивировав это недисциплинированностью Сергея: не "заболев" еще фигурным катанием окончательно и бесповоротно, тот иногда пропускал тренировки.

Новым тренером пары стала Надежда Шеваловская, а в хореографы она пригласила свою подругу Марину Зуеву. На своем первом чемпионате мира среди юниоров в декабре 1983 г. Катя и Сергей заняли 6-е место, а год спустя выиграли его.

Сергей и Катя

1986 год

С 1985 г. фигуристов начал тренировать Станислав Алексеевич Жук. Под его руководством они стали 2-ми на ЧЕ 1986 г., а их дебют на ЧМ того же года неожиданно стал "золотым". Но Катя и Сергей так и не смогли привыкнуть к авторитарному стилю работы Жука и в сезон 1987 г. вступили уже с новым тренером – Станиславом Викторовичем Леоновичем, бывшим учеником Жука.

Сергей и Катя

1986 год

"Когда мы начали с ним работать, все изменилось и катание снова стало доставлять нам удовольствие", - вспоминает о том периоде их карьеры Екатерина Гордеева.

На ЧЕ 1987 г. с фигуристами случился казус: во время исполнения произвольной программы на брюках Сергея лопнула эластичная штрипка внизу, и хотя опасности она не представляла, судья Бен Райт стал свистеть в свисток, подавая сигнал к остановке. Фигуристы же блестяще откатали программу до конца и ответили отказом на предложение перекатать ее, за что были дисквалифицированы.

Сергей и Катя

Сергей Ческидов берет интервью у Кати и Сергея после победы на ЧЕ 1988 года

Правда, он взяли реванш на ЧМ, став чемпионами. Сезон 1988 г. Гордеева-Гриньков начали с победы на ЧЕ, а затем феерически выиграли Олимпиаду: их катание было изумительным сплавом техники и артистизма, настоящим гимном юности!

Сергей и Катя

Короткая программа "Тореадор" на ОИ 1988 года

 

Сергей и Катя

Произвольная программа на ОИ 1988 года

Произвольная программа на ОИ 1988 года

 

На ЧМ 1988 г. им, правда, пришлось довольствоваться серебряными медалями из-за падения Кати на тройном выбросе.

Гордеева-Гриньков были еще чемпионами Европы 1990 и 1994 гг. и чемпионами мира 1989-90 гг.

Сергей и Катя

1989 год

В сердцах миллионов болельщиков во всем мире они до сих пор остаются самой красивой и романтичной парой, которую когда-либо знало фигурное катание. Сергей всегда был стержнем дуэта: дружелюбный, с легким характером и чувством юмора в жизни, на льду он был настоящим рыцарем, надежной опорой своей прелестной партнерши. Он был красив, статен, с неотразимой улыбкой.

Сергей и Катя

1990 год

В 1991 г. Катя и Сергей поженились. К тому времени они уже ушли из любительского спорта и стали профессионалами.

Сергей и Катя

1994 год

С 1991 по 1995 гг. они с огромным успехом выступали в шоу Stars on Ice в США. Там в сентябре 1992 г. у них родилась дочь Дарья.

Сергей и Катя

Сергей и Катя с дочерью Дашей. 1993 год

Когда МОК разрешил профессионалам участвовать в ОИ 1994 г., Гордеева и Гриньков вернулись в спорт, чтобы выиграть второе олимпийское "золото". "Первую золотую медаль мы выиграли для Советского Союза. А эту - друг для друга", - вспоминала об этом Екатерина.

Сергей и Катя

Короткая программа "Фламенко" на ОИ 1994 года

Казалось, что эту пару ждет в жизни еще немало побед и открытий, что их счастье - надежно и прочно. Никто не мог тогда предполагать, что Сергею, у которого, по-видимому, были врожденные проблемы с сердцем (его отец скоропостижно скончался от инфаркта), было отпущено судьбой совсем мало времени.

Короткая программа "Фламенко" на ОИ 1994 года

20 ноября 1995 г. во время тренировки в Лэйк-Плэсиде (США) он скончался от сердечного приступа. А накануне, как выяснилось позже, он перенес микроинфаркт.

Вот что вспоминала об этих трагических событиях в книге «Мой Сергей», выпущенной в 1996 г. в США и переведенной затем на русский язык, Екатерина Гордеева: "Сергей, Марина и я направились на маленький каток. Мы уже успели немного разогреться. Нам обоим нравились изменения, которые Марина внесла в программу накануне вечером, и мы решили откатать ее всю. А потом Марина поедет в аэропорт.

И вот зазвучала музыка. В самом начале и я, и Сергей стоим на одном колене, лицом к лицу. Я приложила голову к его плечу. Помню, что у его футболки был очень чистый запах, и я сказала: - Как хорошо пахнет! - Да, она чистая, - ответил он. И больше ничего. Это были его последние слова.

Сергей и Катя

1990-е гг.

Потом мы начали кататься. Делая общее вращение, мы постепенно поднимались. Музыка зазвучала тише, и я объехала вокруг Сергея и легла на лед так, будто очень устала. Он пытается помочь мне встать.

Потом следует большая поддержка. Он опускает меня на лед, и мы параллельно выполняем двойной флип - новый элемент, добавленный Мариной. Мы набираем скорость, и Сергей делает выброс - аксель в два оборота, с которого я чисто приземляюсь.

Теперь ему нужно торопиться, чтобы нагнать меня. Затем мы должны исполнить дорожку шагов перед очередной поддержкой. Вступает весь оркестр, одна из тех больших волн музыки, которые так нравились Марине.

Сергей и Катя

1994 год

Сергей скользил по льду, но не делал дорожку шагов. Его руки не сошлись на моей талии, чтобы начать поддержку. Я подумала, что дело в его спине. Он слегка наклонился вперед, и я спросила: - Опять спина? Сергей слегка покачал головой. Он был не в состоянии контролировать свои движения.

Попытался остановиться, но продолжал катиться к бортику. Хотел ухватиться за него. У него явно кружилась голова, но мне он ничего не сказал. Потом у него подогнулись колени, и он медленно опустился на лед.

Сергей и Катя

1995 год

Я продолжала спрашивать: - Что-то не так, Серега? Что с тобой? Марина остановила музыку, подошла к Сергею и сразу поняла, что у него что-то случилось с сердцем. Казалось, он не мог сделать вдох. Марина велела мне позвонить по телефону 911, а сама начала делать искусственное дыхание.

Я ужасно испугалась. Что-то кричала - не знаю что. Забыла все английские слова. Не могла вспомнить, как позвать на помощь, и, плача, побежала на другой каток, чтобы попросить кого-нибудь позвонить.

Когда я вернулась, все уже столпились вокруг Сергея, а врачи что-то делали, чтобы заставить его сердце работать. Меня к нему не подпускали, не хотели, чтобы я видела, что происходит. Потом его перенесли в машину "Скорой помощи". Я едва успела снять коньки и захватить его сумку. Врачи заставили меня сесть впереди - я не должна была видеть, что они делают.

Когда мы приехали в больницу, я посмотрела на часы: они показывали 11.35. Глядя на монитор, я видела, что сердце Сергея все еще бьется. Линия изгибалась, она не была прямой. Я очень беспокоилась, но у меня даже в мыслях не было, что может произойти трагедия. В тот момент я еще верила, что с ним все будет хорошо. Ни на минуту я не позволяла себе подумать, что может произойти что-то страшное.

Сергей и Катя

1995 год

Доктора задавали нам вопросы о здоровье Сергея, спрашивали, были ли у него проблемы с сердцем. Мы ответили, что нет. И еще сказали, что если нужна операция, пусть они делают ее немедленно. Просили не тратить время на вопросы, не терять ни мгновения. Мы с Мариной ходили вокруг больницы, ждали, и Марина все время что-то говорила.

Потом из здания вышла женщина-врач с очень серьезным лицом. Она сказала, что они применили электрошок, сделали укол адреналина прямо в сердце, но спасти Сергея не удалось.

[…] Сергей даже в смерти был очень красивым человеком. В моем сознании этот день навсегда останется последним днем, который я провела с моим Сережей" (Екатерина Гордеева, «Мой Сергей», М., изд-во АСТ, 1999).

Катя

В день похорон Сергея

 Похоронили Сергея на Ваганьковском кладбище. 27 февраля 1996 г. в американском городе Хартфорде состоялся вечер памяти Сергея Гринькова, в котором приняли участие лучшие фигуристы мира – друзья Кати и Сергея.

Катя

Екатерина Гордеева с дочкой Дашей во время ледового представления памяти Сергея Гринькова. 27 февраля 1996 года

В 1999 г. Екатерина Гордеева написала книгу для их с Сергеем тогда еще маленькой дочери Даши, в которой она рассказывает ей о своем прошлом, самой светлой страницей которого был Сергей.

Вот отрывок из нее: "Сергей, твой папа, был очень уверенным в себе человеком. Это не значит, что он мнил о себе слишком много. Просто он не сомневался в своей способности держать ситуацию под контролем. Например, когда Марина Зуева, наш хореограф, объясняла нам новое движение, я тут же выскакивала на лед, пытаясь продемонстрировать то, что, как мне казалось, она хотела.

Тогда как Сергей стоял у бортика в раздумьях. Он смотрел на меня, на Марину, потом опять на меня и, наконец, показывал свой вариант. "Вот! То, что надо!" - кричала Марина. Я сто раз пыталась сделать то же самое без всякого результата, он же ограничивался одной попыткой, и она была само совершенство.

Сергей

1995 год

Сергей предпочитал продумывать все до конца. Сперва он внимательно наблюдал и терпеливо выслушивал и только после этого начинал действовать. Не то, что я. Я обозначаю внимание и тут же, не дослушав объяснения, пытаюсь пробовать, даже если не вполне уверена, что именно я делаю.

И в этом ты похожа на отца. Ты привыкла внимательно слушать. Все учителя отмечают это. [...] В своей короткой жизни ты уже повидала добро и зло. Ты потеряла отца и обнаружила, что любовь семьи и внутренняя сила помогли пережить эту потерю.

"Вокализ" Рахманинова. 1995 год

Одно время у тебя была манера смотреть на его фотографию, качая головкой, и приговаривать: "Бедный, бедный папа!". Разве так следует помнить о нем?

Сергей и Катя

1994 (1995?) год

Я сказала тебе: "Он вовсе не бедный. Взгляни на него, посмотри, какой он счастливый! У него были ты и я, он был знаменит и имел много друзей. Он похож на тебя - видишь, на этой фотографии, где он держит тебя?". Ты должна обращаться к прошлому, но только как к стартовой площадке для будущего". ("A Letter for Daria". By E.Gordeeva with Antonina Bouis. 1999, USA. Перевод с английского: М.Сосновский, Л.Гордиевская. Публикация в журнале LЁD, январь-февраль 2010).

 

Могила Сергея

Могила Сергея Гринькова на Ваганьковском кладбище в Москве

 

  Светлая память этому замечательному фигуристу и человеку!