Наталья Карамышева и Ростислав Синицын: »...огонь, пылающий в сосуде»
Сегодня свое 60-летие отмечает Ростислав Александрович Синицын.
Он родился 18 октября 1955 года в г.Нижнем Тагиле. В семье Синицыных фигурное катание было, можно сказать, семейным видом спорта: им занималась бабушка Ростислава, родившаяся еще до революции. На коньки мальчик встал в 5-летнем возрасте, но поначалу занятия фигурным катанием на открытом катке в суровые уральские морозы не слишком его привлекали, хотя, как он говорил в одном из интервью, его первые тренеры - Людмила Григорьевна Огаркова и Людмила Алексеевна Урнева - делали все возможное, чтобы увлечь детей и заставить их тренироваться в полную силу.
Все изменилось после того, как Ростислав посмотрел по телевизору трансляции московского чемпионата Европы 1965 года: он был настолько покорен мастерством победителей того первенства, танцоров из Чехословакии Евы и Павла Романовых, что решил непременно заниматься танцами на льду. В Нижнем Тагиле высококлассных специалистов по танцам не было, но юный фигурист стал тренироваться настолько самозабвенно, что его пригласили для продолжения совершенствования в Свердловск.
Вторая половина 1970-х гг.
Там оказалось, что его желание заниматься танцами на льду совпадает с планами главы свердловской школы фигурного катания Игоря Ксенофонтова, нуждавшегося в сильной танцевальной паре. Ксенофонтов и провел Синицыну своеобразные «смотрины» юных фигуристок, во время которых тот выбрал себе будущую партнершу – прелестную зеленоглазую Наталью Карамышеву.
Она родилась в Свердловске 3 августа 1959 года и начала заниматься фигурным катанием в свердловском ДСО «Локомотив». Тренером новоиспеченного дуэта стала Татьяна Александровна Рожина.
Конец 1970-х гг.
В 1977 г. Наталья и Ростислав заняли 3-е место в соревнованиях на Кубок СССР, а в 1978 г. стали победителями VI Зимней спартакиады народов РСФСР. Затем вслед за своим тренером они переехали на Украину, в г. Днепропетровск и стали представлять ДСО "Зенит" (Д). Этому дуэту уделила свое внимание и ставшая к тому времени известным тренером Людмила Алексеевна Пахомова.
Конец 1970-х гг.
Творческое содружество Рожиной и Пахомовой принесло свои плоды: Карамышева и Синицын стали быстро прогрессировать, в их танцах появились новые краски, а стиль стал более отточенным и элегантным.
Наталья Карамышева и Ростислав Синицын с тренерами Татьяной Рожиной и Людмилой Пахомовой. Конец 1970-х гг.
Новый виток их карьеры связан с именем Татьяны Анатольевны Тарасовой, которая взяла их в свою группу в 1981 году, несмотря на их серьезную конкуренцию с ее любимой парой Бестемьянова-Букин. Вот как сама она вспоминала о работе с ними: «Наталья Карамышева и Ростислав Синицин как спортсмены выросли не у меня. До того как Наташа и Ростик пришли в мою группу, они уже соревновались на чемпионатах мира и Европы. Тренируясь у меня, они ни разу не сумели попасть в основной состав сборной, хотя на международных турнирах продолжали выступать.
1979 год
Но мне кажется, что именно в последние годы, когда Карамышева и Синицин готовили свои программы на СЮПе, эти великолепные фигуристы раскрылись до конца. Более того, они стали теми, кем по силе своего таланта и по внешним данным должны были стать гораздо раньше. Достаточно вспомнить их исполнение показательного номера на музыку Шопена.
(...) Роль заводилы в дуэте принадлежала Ростику. Он обожает всех всему учить и все всем показывать. Но так же, как и учить, любит и учиться. Он выспрашивал у меня все досконально: как, по какой дуге и почему я предлагаю сделать что-нибудь так, а не иначе.
1979 год
До них я никогда не ставила танго, но зато танго, сделанное Наташе и Ростику сразу же после их прихода ко мне, продержалось до самого конца их спортивной карьеры, И даже после того, как Карамышева с Синициным вошли во вновь организованное ледовое шоу восьми лучших советских фигуристов, оставивших спорт, танго еще держалось как один из их номеров на льду.
С какой легкостью и с каким упоением я ставила им программы! Так, бесконечно мною любимый танец под этюд Шопена был сделан за час сорок минут — от момента, когда включили музыку, и до финала, когда они ложатся на лед и как листья, раздуваемые ветром, раскатываются в разные стороны по площадке.
1979 год
Номер ставили мы в Северодонецке. Меня увезли в гостиницу с сердечным приступом. Вызвали «Скорую помощь». Более полутора суток я не могла встать. Цена напряжения после постановки» (Т.А. Тарасова, "Четыре времени года", М., "Советская Россия". 1985).
В 1979 г. Наталья и Ростислав дебютировали на ЧЕ в Загребе, где продемонстрировали превосходный танец в стиле диско под нестандартную аранжировку популярной песни «Дом восходящего солнца» в исполнении группы Santa Esmeralda. Это был танец на единую мелодическую тему, с единым развивающимся сюжетом, в чем Карамышева и Синицын оказались последователями Ирины Моисеевой и Андрея Миненкова, годом ранее впервые в мире продемонстрировавших танец на музыку из мюзикла «Вестсайдская история». Они заняли в Загребе почетное 5-е место, опередив на одно место набирающий силу английский дуэт, будущих премьеров Джейн Торвилл и Кристофера Дина.
1979 год
Однако ФФК СССР, видимо, посчитав результат Карамышевой и Синицына недостаточно высоким, отказала им в праве выступить на венском ЧМ, послав туда Наталью Бестемьянову и Андрея Букина. Этот дуэт замкнул в Вене десятку сильнейших, оказавшись позади не только канадского и двух американских дуэтов, но и проиграв австрийцам Сюзи и Петеру Хандшманн и англичанам Джейн Торвилл и Кристоферу Дину – дуэтам, которых на ЧЕ опередили Карамышева и Синицын.
Начало 1980-х гг.
В декабре 1979 г., на отборочных предолимпийских соревнованиях сильнейших фигуристов СССР в Ленинграде Наталья и Ростислав катались великолепно, заняли 3-е место и не без основания рассчитывали на участие в главных соревнованиях сезона. Однако здесь опять, как и годом ранее, по-видимому, не обошлось без вмешательства «иных сил» - тех, кто покровительствовал ученикам Тарасовой Наталье Бестемьяновой и Андрею Букину, поскольку именно эту пару, оставшуюся в Ленинграде вне пьедестала, на 4-м месте, послали как на ЧЕ, так и на ОИ в Лейк-Плэсид. Лавров ни там, ни там Бестемьянова и Букин не снискали, заняв 6-е место на ЧЕ и 8-е – на ОИ.
И тогда ФФК СССР, «скрепя сердце», послала на ЧМ в Дортмунд Карамышеву и Синицына, где они стали 7-ми.
Наталья Карамышева - "Мисс турнира на призы газеты « Les Nouvelles de Moscou » 1982 года
В копилке спортивных достижений Натальи и Ростислава - бронзовые медали чемпионатов СССР 1979 и 1983 гг., золотые медали чемпионов СССР 1978 и 1980 гг., серебряные медали Всемирной Универсиады 1981 г., бронзовые (1980) и серебряные (1982) медали международного турнира NHK Trophy, бронзовые медали международного турнира на призы газеты « Les Nouvelles de Moscou » 1980 г. (кстати, во время этого же турнира в 1982 г. Наталья была признана журналистами и зрителями самой симпатичной участницей), серебряные медали международного турнира Skate Canada (1982), золотые медали соревнований на Кубок СССР (1980) и VI Зимней Спартакиады народов СССР (1982).
К сожалению, арбитры не всегда должным образом оценивали мастерство этого дуэта, но в памяти любителей фигурного катания Наталья и Ростислав остались одной из самых красивых и гармоничных, удивительно музыкальных пар.
Конец 1970-х гг.
Вот как характеризует их Татьяна Анатольевна Тарасова: «Наташа молчаливая, подчиняющаяся целиком Ростику. Он очень цельный парень. Как спортсмен во многом сделал, себя сам. Вырос в Нижнем Тагиле, тренировался на открытом катке. Совершенно случайно его заметили и взяли в Свердловск. Он жил там в общежитии, работал, учился.
У Ростика сложилась нелегкая судьба. Он рано встал на ноги, рано научился сам отвечать за свои поступки. Наташа жила в Свердловске с бабушкой, в общем-то, очень одинокая девочка, и когда их объединили в танцевальный дуэт, Ростик партнершу опекал, стал для нее настоящей опорой, и пара из танцевальной превратилась в семейную. И в жизни, и в спорте Наташа была ведомой. А ведущий в этом дуэте — человек абсолютно честный, абсолютно надежный. Правда, на тренировках он иногда устраивал такие ей сцены, что пару раз я с криком: «Больше видеть тебя не желаю!» — выгоняла его с катка.
Наташа тонкий человек, но она привыкла слушать его и все делать, как он сказал. А Ростислав спорил, отстаивал, свою точку зрения.
Я была с ними честна. И если их спортивная судьба не сложилась так, как мы хотели, я все же считаю, счастливых дней в нашей жизни было немало. И память о них перекрывает нерадостные воспоминания». (Т.А. Тарасова, "Четыре времени года", М., "Советская Россия". 1985).
Середина 1980-х гг.
После окончания спортивной карьеры Наталья и Ростислав, ставшие к тому времени супругами, были среди основателей ледового шоу "Все звезды" и выступали в нем с 1983 по 1986 гг.
Наталья и Ростислав (сидят справа) с участниками ансамбля "Все звезды" Игорем Бобриным, Еленой Гараниной и Игорем Завозиным, Юрием Овчинниковым, Ириной Воробьевой и Игорем Лисовским. 1986 год
Затем они катались в "Театре Ледовых Миниатюр" Игоря Бобрина (1986-1996 гг.).
В 1996 г. они уехали в Чехию, где у Синицына жила родня со стороны матери. У них родился сын Александр. Наталья поначалу занималась воспитанием сына, а Ростислав стал работать хореографом и постановщиком программ вместе с немецким тренером Михаэлем Хутом с г.Оберстдорфе. Он ставил программы таким известным фигуристам, как Татьяна Малинина, Андрей Влащенко, Штефан Линдеманн, Каролина Костнер, Томаш Вернер и многим другим.
Наталья и Ростислав с сыном Сашей и его подружкой
Когда сын подрос, Наталья Германовна стала работать с фигуристами в Пражском центре спортивного образования. Кроме того, она создает эскизы костюмов для фигурного катания, в частности, самые удачные костюмы Томаша Вернера были сшиты по ее эскизам.
Ростислав Синицын с Ириной Моисеевой, Оксаной Баюл и Майей Усовой во время ЧМ 2005 года
Сын Карамышевой и Синицына, Александр Синицын, пошедший по стопам родителей, выступает за Чехию в танцевальном дуэте вместе с Яной Цейковой. А среди учеников Ростислава Александровича, кандидата педагогических наук, можно назвать Вазгена Азрояна, Камилу Гайкову-Давида Винцоура, Майлин Хауш-Даниэля Венде, Нелли Жиганшину и Александра Гажи и многих других. В современном фигурном катании он - один из наиболее значимых и уважаемых специалистов.
Спасибо!
В их противостоянии с Бестемьяновой и Букиным, по моему глубокому убеждению, они были почти изначально в неравных условиях - за ними не стояло такого "локомотива", как ТАТ. Даже когда Карамышева и Синицын перешли к ней, они все равно остались для нее парой "второстепенной". Бестемьянову и Букина как фигуристов я любила только в самом начале их пути, года до 1981-82-го. Дальше же, согласна с vital25, они стали вызывать у меня примерно те же эмоции. При этом чисто по-человечески, как люди, а не как фигуристы, они мне, судя по их интервью, по книге, были всегда симпатичны. Но болела я всегда "против них".