11 мин.

«Не говори с тоской: их нет, но с благодарностию: были...» Айя Врзаньова

Вчера до меня дошла печальная весть: 30 июля с.г. на 85-м году жизни в г.Нью-Йорке (США) от скоротечной тяжелой болезни скончалась выдающаяся фигуристка Айя Врзаньова, первая и до сих пор единственная в истории представительница Чехословакии, взошедшая на высшую ступень мирового пьедестала почета. Она прожила долгую и очень достойную жизнь, которая, пожалуй, могла бы послужить сюжетом занимательного романа.

Алена Врзаньова родилась в Праге 16 мая 1931 года в семье музыкантов:  ее отец был профессиональным виолончелистом, а мать обучала студентов игре на фортепиано и пению. Впрочем, именем Алена, данным девочке при рождении,  ее практически никогда не называли: даже в официальных протоколах соревнований она значилось под милым домашним именем Айя. 

Она очень рано стала заниматься спортом: уже в три года родители поставили ее на лыжи. Но с началом второй мировой войны Крконоше, где семья Врзаньовых любила кататься на лыжах, оказалось в зоне оккупации. Тогда девочка переключилась на занятия фигурным катанием.

Условия для занятий были нелегкими: тренировки проходили рано утром, в полутьме, на открытом катке стадиона "Штванице". Однако тренер Карел Глогар с первых же шагов Айи по льду распознал талант своей юной ученицы и заложил у нее крепкие основы мастерства. Кроме занятий фигурным катанием, Айя, продолжая семейные традиции, брала уроки фортепиано и посещала балетную школу.

Aja

1947 год

В 1946 г. она впервые стала чемпионкой Чехословакии среди юниоров. Осенью того же года она отправилась тренироваться в Англию, в Ричмонд, к Арнольду Гершвилеру. Работа с известным тренером быстро принесла свои плоды: в 1947 г. Врзаньова впервые становится чемпионкой Чехословакии и удерживает это звание вплоть до 1950 г.

Айя

1948 год

В том же году она становится 6-й на ЧЕ и 7-й на ЧМ. Когда в 1948 году к власти в стране пришли коммунисты, спортивные функционеры обрушились с критикой на Врзаньову за то, что она тренируется в Великобритании. По ее возвращении в Ричмонд для тренировок к ней был приставлен агент спецслужб.

Айя

1948 год 

Однако она продолжала занятия у Гершвилера и быстро прогрессировала: завоевала "бронзу" на ЧЕ 1948 г. и была пятой на ЧМ и ОИ 1948 г. Айя была очень музыкальна, а благодаря ее красивым длинным ногам прыжки и вращения в ее исполнении выглядели очень эффектно.

Айя

1949 год 

На ЧЕ 1949 г. она завоевала серебряную медаль, а на ЧМ того же года в Париже впервые стала победительницей, несмотря на стрессовую ситуацию - потерю пленки с музыкой программы и повреждение лезвия одного из коньков буквально в канун соревнований.

Айя

1949 год

 Свой успех она упрочила в 1950 г., став чемпионкой  Европы и мира, но тем самым практически сама подписала резолюцию о своем уходе из спорта. Ситуация, сложившаяся вокруг ее победы, кажется просто невероятной, а действия федерации фигурного катания Чехословакии - не поддающимися никакой логике: двукратная чемпионка мира, обладающая неповторимым стилем, сочетающим в себе спортивность (Айя, кстати, была первой в мире исполнительницей двойного лутца) и почти балетную выразительность, она, несомненно, была одной из наиболее вероятных претенденток на титул олимпийской чемпионки 1952 года.

Айя

1949 год

Но вместо того, чтобы создавать все условия спортсменке, способной принести своей стране олимпийскую медаль, перед чемпионатом мира 1950 г. ее… заставили подписать официальный документ, что в случае своей победы она отправится в Москву, где будет тренировать советских фигуристов. Видимо, таким образом спортивные чиновники ЧССР «налаживали дружеские связи» с коллегами из СССР.

Айя

1949 год 

Однако Айя, которой к тому времени не исполнилось и 19-ти лет, совсем не чувствовала в себе призвания к тренерской деятельности, да и не горела желанием уехать жить и работать в «страну победившего социализма». Поэтому ее победа на ЧМ 1950 г. была окрашена грустью.

Вот что сама она вспоминает о том времени в своей автобиографической книге "Na bruslích dо světa" (На коньках - в мир"), вышедшей в Праге в 1993 г. (перевод с чешского – мой): "В 1950 году в Лондоне исполнилась моя мечта: я во второй раз выиграла чемпионат мира! Это был восхитительный вечер! Стадион был переполнен, и мы впервые катались в сопровождении филармонического оркестра.

Айя

1950 год 

Я никогда не забуду тот вечер. Закончились соревнования в произвольном катании, я каталась безошибочно, но опасения все-таки оставались: отстояла я свой титул или нет? Электронных табло тогда не существовало, и подсчет результатов занимал определенное время. Бывшая чемпионка мира из Англии Сесилия Колледж, которая сидела в ложе рядом со льдом, позвала меня: "Айя, иди сюда. Сядь рядом, не бойся, ты наверняка выиграла!" Я сидела рядом с ней в костюме, с коньками на ногах, запыхавшаяся и в ожидании будущих результатов. Сесилия накинула мне на плечи свою мягкую норковую шубку. Но я все равно дрожала. Это были минуты, полные напряжения.

Айя

1950 год

Я всегда восхищалась Сесилией Колледж. У нас дома был даже фильм, снятый моей мамой в Праге, где Сесилия выиграла до войны первенство Европы. У нее был красивый, элегантный стиль. Ее тренировал брат Арнольда Жак Гершвилер. Позже, когда я приехала в Америку, видела ее выступление в Centre Teatre. Встречались мы и в Бостоне, там она долгие годы тренировала фигуристов в спортклубе и до сих пор живет там.

Наконец пришел Арнольд и шепнул мне, что я выиграла. И как только он это сказал, это дивное для меня известие объявили из репродукторов. Я достигла своей цели! Слезы текли у меня рекой, и я говорила сама себе, что выполнила все, чего хотела добиться. И это было прекрасное ощущение!

Айя

Айя Врзаньова - двукратная чемпионка мира! 1950 год 

Что значило для меня отстоять титул чемпионки мира? Все! Это было тяжелее, чем победить впервые. Мне нравилась музыка, под которую я каталась в 1949 году - "Танец часов", и я решила, что вновь ее использую. Но с тем отличием, что в произвольном катании исполню вдвое больше двойных прыжков, что прыжки будут более сложные и высокие, пируэты более быстрые и вся программа будет выглядеть более замысловатой.

Тот, кто отстаивает титул, знает, что от него ждут, что он будет лучше, чем прежде, что удивит чем-то новым и необычным. А я к тому же была еще и фигуристкой из социалистической страны, которой остальные участницы чемпионата мира вряд ли симпатизировали. Поэтому я должна была откататься идеально, без единой ошибки.

Америка, Канада, Австрия, Франция, Англия - все они помогали свои спортсменам в судействе. Каждая страна, которая имела на чемпионате своего представителя, имела своего "заступника" и в стане судей. Теперь это делается по-другому: например, если стартует французский фигурист, французский арбитр не может судить. Много лет назад нам казалось, что соревнования проходят по следующим правилам: я помогу твоему фигуристу, а ты потом поможешь моему.

К радости от победы примешивалась грусть. Я осознавала, что все это было в последний раз, что я должна оставить мысль об Олимпиаде. Я знала, что было совершенно невозможно мечтать об олимпийской медали. В Праге мне было ясно сказано, что я поеду в Москву. Мне было жаль, что я не смогу участвовать в Олимпиаде. У меня были хорошие шансы, за последние пару лет я многому научилась, усердно тренировалась. Я знала, что "товарищи" не будут поддерживать мое пребывание и тренировки в Англии. Было ясно, что моя любительская карьера заканчивается. Но я была счастлива, что за десять лет тренировок я выиграла четыре первенства Чехословакии, два чемпионата мира и завоевала звание чемпионки Европы. Для восемнадцати лет - это хороший результат".

Айя

1960-е гг.

После ЧМ 1950 г. Врзаньова, по совету своего отца, попросила политического убежища в Англии и осталась в Лондоне, где в ней большое участие приняла семья ее тренера Арнольда Гершвилера. Он и его жена буквально держали осаду своего дома, где укрылась Айя, от агентов чехословацких спецслужб, выкрикивавших недвусмысленные угрозы в ее адрес в случае, если она не вернется на родину. Однако Айя своего решения не изменила.

Вскоре к ней присоединилась ее мать, а отец, несколько раз навещавший их, не решился покинуть Чехословакию. Он смог впервые увидеться с дочерью лишь спустя долгих 16 лет после ее отъезда, когда ему дали гостевую визу в США. Когда он умер в 1978 г., власти ЧССР не пустили Врзаньову на похороны отца.

Айя

1960-е гг.

Вскоре после своего «побега на Запад» она переехала в США, где в течение 3 лет выступала в ревю Ice Follies под псевдонимом Айя Занова, а затем - в Ice Capades.

Айя

Конец 1960-х - начало 1970-х гг.

В 1969 г. в личной жизни Айи произошли изменения: она вышла замуж за владельца гостиницы, чеха по происхождению Павла Стейндлера, с которым познакомилась на одной из вечеринок. Супруги были очень счастливы вместе, но им пришлось пережить и большое горе – смерть новорожденной дочери. Больше своих детей у Айи не было, но вместе с мужем они воспитали двоих приемных детей.

Айя

Айя с мужем Павлом Стейндлером на отдыхе на Гавайях. 1970-е гг. 

Потом семья содержала ресторан чешской кухни Duck Joint в Нью-Йорке, куда отведать вкуснейшую утку по-чешски приходили такие знаменитости, как режиссер Милош Форман, теннисистка Мартина Навратилова, актер Пол Ньюман, певец Фрэнк Синатра и многие другие. После смерти мужа, с которым они прожили 20 замечательных лет,  Айя работала для Ice Capades и руководила самым крупным общественным катком Нью-Йорка Wollman Rink.

Айя

2004 год 

До 1990 г. Айя Врзаньова не была на родине. Но после «бархатной революции» отношение к ней со стороны властей коренным образом изменилось: она стала почетным гражданином Праги, и у нее появился там свой дом. Она регулярно навещала Чехию, помогала талантливым чешским фигуристам и участвовала в благотворительных акциях.

Айя

2009 год

В октябре 2004 г. из рук Президента Чехии Вацлава Клауса она получила высокую государственную награду – орден «За заслуги» 2-й степени. В 2008 г. Врзаньова была введена во Всемирный Зал Славы ФК. В. 2009 г. получила титул "Спортивная легенда Чешской республики".

«Я восхищался ею, - говорил об Айе Врзаньовой ее знаменитый земляк, серебряный призер ОИ 1960 г. Карол Дивин. – В свое время она была выдающейся фигуристкой с атлетическим стилем. При ее высоком росте ее прыжки казались полетами – как в высоту, так и в длину. В этом она была недостижима для соперниц».

Айя

Айя Врзаньова с коллегой по ледовому шоу Ричардом Дуайером. 2012 год

Но пани Врзаньова владела еще одним секретом, в котором была «недостижима для соперниц»: она относилась к числу тех редких женщин, чья красота достигает своего расцвета с возрастом, а прожитые годы добавляют лишь мудрости. Обаятельная в 18 лет, симпатичная в 30, эффектная в 40, в свои 80 «с хвостиком» она выглядела просто неотразимой!