Ирина Моисеева и Андрей Миненков: «Как сердцу высказать себя?..»
Несомненно, самым противоречивым видом фигурного катания, по поводу которого всегда скрещивается больше всего копий, являются танцы на льду, причем суждения о преимуществах или недостатках того или иного дуэта могут быть порой диаметрально противоположными.
Но, пожалуй, есть в истории этого вида спорта всего лишь одна пара, споры о которой не утихают и по сей день: Ирина Моисеева и Андрей Миненков, которые были в числе первопроходцев и первооткрывателей, намного опередивших свое время и предложивших свою трактовку ледового танца с цельным сюжетом под единую мелодию.
Сегодня «прекрасная половина» этого замечательного дуэта празднует свой юбилей. Ирина Валентиновна Моисеева родилась в Москве 3 июля 1955 года. Каток СЮПа находился почти напротив дома, где жила Ира, и поэтому не было ничего удивительного в том, что бабушка привела 6-летнюю девочку в секцию фигурного катания.
Уже маленькой девочкой Ирочка обещала вырасти в красавицу! Начало 1960-х (?)
Ее будущий партнер Андрей Олегович Миненков родился в Москве 6 декабря 1954 года. В 1961 г. он также начал свои занятия фигурным катанием на СЮПе у тренера Станиславы Игоревны Ляссотович.
Андрюша Миненков. Конец 1950-х - начало 1960-х гг.
Когда 12-летней Ирине предложили самой выбрать себе партнера для занятий танцами на льду, она из двух предложенных кандидатур отдала предпочтение Андрею Миненкову. Первым тренером новоиспеченного дуэта стал Игорь Александрович Кабанов. Но вскоре он перешел на административную работу и передал своих подопечных начинающему тренеру Татьяне Тарасовой, которая в то время была лишь немногим старше своих учеников.
Первые совместные шаги в танцах на льду. Конец 1960-х гг.
Данные Ирине от природы пластика и изящество прекрасно гармонировали с романтической внешностью Андрея, и дуэт очень подошел для воплощения творческих замыслов Тарасовой, которая всегда отличалась высоким художественным уровнем своих постановок.
1970 год
Первые успехи пришли к Ирине и Андрею на юниорском уровне: они выиграли всесоюзные юношеские соревнования 1969 г. и юниорское первенство СССР 1971 г. Уже тогда они участвовали в традиционном турне сборной команды СССР по Сибири, о чем писал в своем репортаже известный спортивный журналист Станислав Токарев: «Вот зазвучит сейчас простенькое, непритязательное «от этой песни замирая, девчонка милого ждала», и поплывет по льду грациозная до неправдоподобия Ира Моисеева по прозвищу «Бархотка», такая тонкая, кружевная, на первый взгляд балованная московская маменькина дочь, на самом же деле сильный и упрямый человек, девчонка из тех, о которых говорят «свой парень» — если ребятам надо подшить, погладить что из амуниции, просят Иру.
И поведет ее партнер — красавец, джентльмен, ученик специальной математической школы Андрюша Миненков, который вне льда похож на молодого дога — большой, мосластый, лопоухий, угловато-изящный и благородно неуклюжий» (С.Токарев, «Турне, или Две недели с фигуристами, проведенные мною в роли, которую трудно сформулировать», журнал «Юность», 1971).
1973 год
На международной арене они дебютировали в 1973 г., став 7-ми на ЧЕ и ЧМ. В следующем сезоне они поднялись вверх в табели о рангах: 5-е место на ЧЕ и 4-е на ЧМ. Но главное, они обратили на себя внимание своим неповторимым стилем: грациозная, трепетная партнерша и романтичный партнер создавали такое цельное единство, что это позволяло им воплощать на льду самые смелые замыслы их тренера. Но какими бы ни были их танцы, все они были - о Любви.
1973 год
Вот как вспоминала о своей работе с этими фигуристами их первый тренер Татьяна Тарасова: "Один из наших ведущих специалистов и судей по танцам Игорь Александрович Кабанов в середине шестидесятых годов вел танцевальную группу на стадионе Юных пионеров. Когда же Кабанову предложили перейти работать в Спорткомитет, он своих танцоров передал мне. В его группе катались тогда еще подростки Таня Войтюк и Слава Жигалин и совсем маленькие, им шел тринадцатый год — Моисеева и Миненков. Буквально накануне своего ухода Игорь Александрович поставил их в пару.
Я долго не хотела брать танцоров, группа у меня уже у самой набралась достаточная, причем состояла она из представителей парного катания. Но Кабанов убеждал: «Возьми, Таня, не пожалеешь, посмотри за Моисеевой и Миненковым — классными будут спортсменами». А они на коньках еще толком стоять не умели, правда, тренировались самозабвенно. Такие тоненькие, нежные, тихие. У Иры аж ножки подкашивались, и вся она как будто из студня состояла. Только одно было очевидно — они подходили друг другу: и по росту, и по внешним данным. Очень красивые были дети.
С тренером Татьяной Тарасовой. 1973 год
Стала я учить их обязательным танцам, работать над скольжением — мне, впрочем, так и не удалось их научить скользить так, как хотелось бы, — мы проводили очень много времени на льду. Уставали ребята сильно, натирали ноги, но вида не подавали. Ира вообще очень терпеливая, хотя на нее постоянно валились несчастья, особенно досаждали больные голеностопы. Впрочем, неприятности с голеностопами начались позже, а пока они были физически очень слабые, оттого и уставали быстро. Однако мужественно ходили на двухразовые тренировки.
Наступило лето, и мы поехали вместе в город Азов на сбор по общефизической подготовке. Остановились в гостинице на берегу моря, и я начала на морском воздухе подтягивать им силенки. С нами поехал на сбор и маленький Вова Ковалев, который безобразничал и куролесил, как только мог, благо на различные проделки фантазия у него была богатая. А поскольку дурной пример заразителен, я, чтобы пресечь возможное разгильдяйство, моталась за ними по всем кустам, проверяя, бегают ли они кросс или отсиживаются в лесу, дурача меня. За день я перекрывала раза в три их беговую норму.
Но спустя неделю убедилась: беспокоюсь зря, Моисеева и Миненков беззаветно тренировались. Мы учили танцевальные позиции, учили по многу часов в день. Разучивали на полу под музыку обязательные танцы. И этот сбор в Азове, напряженный и плодотворный, очень им помог. Ребята физически окрепли и закалились.
Характер маленькой Моисеевой для меня неожиданно открылся на этом летнем сборе в Азове. Какое-то время Ира не тренировалась, у нее болела нога. Сижу я как-то около гостиницы на скамеечке под пальмами, отдыхаю. Слышу, кто-то прыгает и пыхтит за спиной в кустах, оборачиваюсь, а это Моисеева свой здоровый голеностоп качает. Прыгает, прыгает, пот с лица течет. Так самостоятельно занималась маленькая, тринадцатилетняя девочка.
1974 год
В Моисеевой и Миненкове ясно проступали задатки чемпионов — задатки, а не замашки. На мой взгляд, чемпионами становятся те, кто пламенно жаждет успеха и, обретя его, получает от этого полное счастье. Так вот, в тринадцать-четырнадцать лет они хотели уже быть признанными. Пусть не зрителями, пока только мною на тренировках. И как они были счастливы, когда я получала удовольствие от их проката. Ими двигало желание постоянно испытывать такое счастье.
Показательный танец. 1974 год
Поначалу мы работали очень легко. Они все мои постановки принимали и понимали мгновенно. И что очень важно, в ребятах буквально с каждым днем все яснее и ярче проступала индивидуальность, без этого чемпионом не станешь. Еще немаловажная деталь. Таких выразительных рук, какие были у маленькой Моисеевой, я не видела ни у кого. Хотя у Иры была масса недостатков: бедра неразвернуты, ноги больные, отсутствие определенной координации, когда руки зажаты позицией. Но если Ира распускала руки, она каталась намного легче.
1974 год
Ира и Андрей — мои первые ученики, которых я от юношеского разряда довела до самых больших вершин в спорте. С ними прошло начало моей творческой жизни. И все первые задумки, которые я хотела показать в танцах, я осуществила тоже с ними. Ира и Андрюша принимали участие во многих моих экспериментах. С каждым днем они становились крепче и крепче, и технически и физически. Выиграли первенство среди юниоров. Шел семидесятый год. Чемпионат континента среди взрослых проходил в Ленинграде. Нет, в соревнованиях Ира и Андрей участия тогда еще не принимали, но я добилась, чтобы их отпустили из школы посмотреть на такой большой турнир.
Показательные выступления в Ленинграде. 1974 год
Дождались мы и того момента, когда они стали призерами чемпионата СССР и поехали на первенство Европы в ФРГ. По-моему, шел семьдесят третий год. Точно, семьдесят третий. Вот в каком году произошло столь важное событие, сразу вспомнить не могу, зато прекрасно помню их тогдашнюю программу. За два года до их первого старта во взрослых соревнованиях приезжал в Москву Лоуренс Демми, председатель технического комитета по танцам в ИСУ, ему показали на тренировке тоненьких Иру и Андрея. Он долго не отходил от бортика, наблюдая за ними, а потом сказал: «Татьяна (Демми звал и зовет меня по имени), они могут стать чемпионами».
Мы серьезно готовились к первому «выходу в свет», мучительно повторяя обязательные танцы. Не шла у них никак обязательная программа, терпения не хватало, спокойствия в работе. Ира и Андрей не понимали, что обязательная программа вся построена на долготерпении, раздражались, когда я пыталась убедить их, что по-другому обязательные танцы не учат, только многократные повторения позволяют их освоить. А они не могли повторять одно и то же сотни раз. Они были слишком трепетны. К тому же считали себя исключительно творческими людьми, чтобы долго пережевывать одно и то же, а не создавать что-то выдающееся. Я продолжала требовать ежедневно и до бесконечности отрабатывать отдельные позиции.
1975 год
(Одно из самых моих любимых ириных платьев! В том году на пике моды были юбки, выкроенные по спирали из двух контрастных тканей, а Ира из этой идеи сделала себе великолепное платье, в котором была просто неотразима! Жаль, что у меня нет ни одного ее цветного фото в этом платье, но, помнится, Кононыхин говорил, что оно зеленого цвета - Л.М.).
Их экспансивность с монотонной работой не вязалась. Уже и чемпионами стали, а обязательные танцы все еще катали с ошибками. Времени на нее у них никогда не хватало. Только когда заливочная машина выезжала подготавливать лед к следующей смене — тогда у них работа над обязательной программой и начиналась.
1975 год
Они приходили на тренировки — молодые, влюбленные друг в друга, влюбленные в жизнь, в спорт, наверное, влюбленные и в меня. (...) Привязанность Андрея и Ирины друг к другу зародилась с самого детства. Мне казалось, что Ира любит Андрюшу сильнее, может быть, потому, что он балованней, чем она. Как ни странно, в ней, такой хрупкой и изящной на вид, внутри будто бы стальной стержень. Капризной она стала со временем. Вначале не была.
Показательный танец "Цыганочка". Декабрь 1975 года
Их взаимная привязанность навеяла мне постановку показательного танца, который мы назвали «Пампам», романтически-трагического характера. В общем, не знаю даже, как точно его определить. Танец исполнялся под вальс Шопена... Мне сразу пришлось по душе, как они начали его катать, видимо, вальс понравился и им, потому что выходили они с этим вальсом на показательных выступлениях лет семь. Никак с ним расстаться не могли. В этом танце они делали длинную проездку по диагонали, через весь каток. Они неслись, раскинув руки, как две птицы. Они летели к мечте." (Т.А.Тарасова, "Четыре времени года", М, "Советская Россия", 1985).
Переломным в карьере Ирины и Андрея стал 1975 год: будучи 4-ми в Европе, на ЧМ в Колорадо-Спрингс они, в отсутствии лидеров сборной Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова, сумели своим великолепным произвольным танцем обыграть всех своих соперников и стать чемпионами мира!
Впервые чемпионы мира! 1975 год
В 1976 г. они уступили на ЧЕ, ЧМ и ОИ только Пахомовой и Горшкову, уверенно завоевав серебряные медали.
1976 год
В 1977 г. Моисеева и Миненков в блестящем стиле становятся чемпионами Европы и мира. С ними начинает работать хореограф Елена Матвеевна Матвеева, ставшая их "добрым гением" и пережившая с ними все их взлеты и падения.
1977 год
Ирину и Андрея настолько невозможно было представить друг без друга, что их поклонники как должное, но с большой радостью восприняли известие об их свадьбе, которая состоялась 1 июня 1977 г.
Ирина и Андрей в день бракосочетания. 1 июня 1977 года
Их произвольный танец сезона 1978 г. "Вестсайдская история" на музыку Бернстайна стал новым словом в танцах на льду: это был танец на единую мелодию со сквозным сюжетом, виртуозный по технике и с необычной хореографией. С ним они победили на ЧЕ в Страсбурге, после которого французская газета "Юманите" восторженно писала: "Что касается Ирины Моисеевой, этой танцовщицы Большого театра, надевшей коньки, то мы скажем, что зеркало льда было недостаточно велико, чтобы отразить всю ее красоту, грацию и талант, изумительно подчеркнутые Андреем Миненковым".
"Вестсайдская история". 1978 год
Однако ЧМ 1978 г. принес танцорам разочарование, поскольку на последних секундах превосходно исполненного танца Андрей уронил Ирину с поддержки, и дуэт вынужден был довольствоваться серебряными медалями. Хуже было то, что федерация ФК СССР стала делать ставку на другой дуэт – воспитанников Елены Анатольевны Чайковской Наталью Линичук и Геннадия Карпоносова, и новые интереснейшие танцы Моисеевой-Миненкова следующих сезонов не были оценены по достоинству.
"Ромео и Джульетта", 1978 год
В 1979 г. они были 2-ми на ЧЕ и 3-ми на ЧМ. После этого прекратилось их сотрудничество с Тарасовой, и они начали работать с Людмилой Алексеевной Пахомовой. Произвольный танец сезона 1980 г., поставленный ею для Ирины и Андрея, хотя и принес им (ирония судьбы!) лишь бронзовые медали ЧЕ, ЧМ и ОИ, был оценен Лоуренсом Демми, известнейшим специалистом по танцам, как самый лучший танец сезона.
1980 год
Вот что говорила о своих учениках их тогдашний тренер Людмила Пахомова: "Я за таких чемпионов, как Моисеева и Миненков. Они задолго до "Болеро" Торвилл и Дина исполнили тематический танец на музыку Бернстайна к "Вестсайдской истории" и тем самым... проиграли свою, можно сказать, "законную" золотую медаль. Я думаю, что они не меньше к ней стремились, чем другие, но, когда создавался танец, они не о медали думали, а о своем танце.
Кто-то сказал из известных режиссеров: "Если ты хочешь кого-то потрясти, ты прежде всего сам должен быть потрясен". Вот они были такие. Что танцевать - это было для них самое важное, это переживалось, это ценилось по самому большому счету. Если им хотелось что-то делать, они это делали. Может быть, потом наступало и разочарование - всегда обидно, если ты не понят, - но они не меняли своих принципов. "Конъюнктура" их не интересовала. Их ругали, их критиковали, им занижали оценки. Они страдали от этого, но оставались верны себе.
Произвольный танец "Астурия" на музыку Альбениса на ЧМ 1979 года
Были у них ошибки, были просчеты, заскоки, но все, что они делали, это всегда было интересно, даже их ошибки и перегибы. Моисееву и Миненкова вспоминают, потому что они реформаторы. То, что они не добились тех результатов, на которые могли бы рассчитывать по своему классу, вполне объяснимо. "Вестсайдская история", тематическая программа, не могла не насторожить судей. Она шла вразрез с традицией: посягнуть на такое могут себе позволить либо те спортсмены, которые имеют большой авторитет, либо те, которые на голову выше остальных в техническом отношении. "Вестсайдская история" была исполнена далеко не безукоризненно.
Когда мы с Сашей в 70-м году вышли с экспериментальной программой, успех не был нам гарантирован. Но мы прокатали свой танец чисто, на одном дыхании, нигде не сбились, не запнулись, не зацепились. А Ирина и Андрей во время исполнения своего новаторского танца упали. В спорте же претендуешь - докажи. Но я считаю подвигом, когда лидер решается пойти на риск в своих поисках, в своих идеях". (Л.Пахомова, "Монолог после аплодисментов", М., "Советская Россия", 1988).
Произвольный танец на ЧМ 1980 года
В 1981 г. Моисеева-Миненков стали серебряными призерами ЧЕ и ЧМ, лишь немного уступив новоиспеченным чемпионам, англичанам Джейн Торвилл и Кристоферу Дину. Однако зашло в тупик их сотрудничество с Пахомовой.
С хореографом Еленой Матвеевой. 1982 год
В сезоне 1982 г. фигуристы работали с хореографом Еленой Матвеевной Матвеевой, которая принимала очень большое участие в судьбе этого дуэта, и консультировались у Натальи Ильиничны Дубовой. На ЧЕ и ЧМ 1982 г. они стали бронзовыми призерами.
1982 год
После этого сезона Ирина и Андрей завершили свою спортивную карьеру и в апреле 1983 г. у них родилась дочь Алена, а в декабре того же года в московских Лужниках состоялись их торжественные проводы из спорта.
Ирина и Андрей с дочкой Аленой. 1983 год
От природы Андрей Миненков был наделен незаурядными математическими способностями и, закончив школу экстерном, он поступил в Московский институт радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА). Окончив его, он в 1989 г. защитил кандидатскую диссертацию по привычной для себя теме, проанализировав особенности скольжения конька по льду.
На волне перестройки он возглавил созданную при Госкомспорте структуру, занимающуюся финансированием спортивной науки - ассоциацию "Спорттехника". Затем он ушел в бизнес: организовал сначала турфирму, а в 1993 г. вместе со своим компаньоном основал фирму, которая начала торговлю новыми на российском рынке марками мороженого импортного производства. В настоящее время ТД "Холод" является генеральным дистрибьютером мороженого "Марс" и "Нестле" в СНГ.
Андрей Миненков. 2014 год
О себе Миненков говорит: "Спорт мне многое дал. Главное, научил не бояться браться за новое дело. Конечно, страшновато было заводить все с нуля. Однако начал, и обратной дороги уже не было. Только вперед".
Ирина Моисеева со своими маленькими учениками. Середина 1980-х гг.
Ирина, когда дочь немного подросла, некоторое время работала тренером с маленькими детьми (среди ее учеников был, например, Илья Климкин), а потом полностью посвятила себя дому и семье. Ныне она счастливая мать, жена и бабушка 4-летней внучки, превосходная хозяйка большого красивого дома в Подмосковье.
Дома с любимым питомцем. 2014 год
А в памяти любителей фигурного катания она остается грациознейшей фигуристкой с лебедиными руками-крыльями, которыми она могла выразить любое движение души.
Как и пользователь anele33, в своё время, я не питала к паре Моисеева- Миненков особой любви. Мне они казались немного скучными, застывшими в академизме. Может потому, что болела за Лининчук-Карпоносова с их зажигательной кавказской "Лезгинкой", лиричными программами под Джо Дассена. Не знаю ...
А вот олимпийская программа взяла за фибры души и очень гордилась тем, что она ( программа) такая необычная и советская пара может утереть всем нос)
Сейчас, с интересом пересматриваю " классические" программы Ми и Мо - и " сколько открытий чудных!!!!".
Кстати, ТАТ прошлась катком по той олимпийской программе:" если дуэт лучше всех показывает любовь на льду, зачем играться в эксперименты"
С ТАТ можно согласиться в части, что никто лучше Ми- Мо не показывал эту пресловутую и модную нынче "химию". Может потому что это вовсе не "химия", а настоящая ЛЮБОВЬ.
В те годы я любила ФК "детской болезнью". Для меня прекрасно катались только советские фигуристы. Я даже великих англичан Торвилл и Дин готова была поставить ниже Бестемьяновой и Букина.
Но я переболела. И сейчас, конечно много переоцениваю. Понимаю и принимаю, почему именно Мо и Ми были для миллионов людей ( в том числе и для моего старшего брата) олицетворением спортивных танцев на льду. Понимаю , почему Лоуренс Демми ставил в один ряд Пахомову, Моисееву и наконец Торвилл.
И всё таки и в Лининчук - Карпоносове тоже что-то было. Красивые линии, мягкость скольжения , близкие позиции в танце и женственность Лининчук. Но, согласна с вами, что в хореографии , в замысле они значительно проигрывали Мо и Ми. Ну и конечно, сочетание несочетаемых фрагментов музыки и компоновка программ у ЛиниКар- прямо скажем, на уровне школьной самодеятельности.
Я часто соотношу "старые" программы с новыми правилами. Иногда эти новые правила помогают понять "кто есть кто". С определением самое "несправедливое "золото я тоже согласна. Но это золото, я бы отдала всё таки не Мо и Ми, а венгерской паре Регоци и Шалои.
С большим уважением к Вам и с большой благодарностью за все Ваши посты..
Что касается ОТ, то я считаю Чайковскую гораздо лучшим постановщиком, чем Тарасова, танцевальных ритмов на льду, поэтому и программы были у ЛК (я бы назвала) качественней. А вот в ПП (тут я с Вами соглашаюсь безоговорочно) была сплошь эклектика, которая хоть и не давала скучать зрителям, но сейчас смотрится несколько смешно. А программы ММ (постановочно) вполне актуальны и сейчас. имхо.
Хочу и я поблагодарить Вас за замечательный топ.)))