Шанхай-2015. Итоги. Танцы на льду.
Для того, чтобы выигрывать в танцах на льду нужно долго и упорно завоевывать благосклонность судей. Целые сезоны уходят на заветные прибавки в компонентах и более высокие уровни в оценке сложности элементов. Для того, чтобы выигрывать нужно раз за разом доказывать свое право быть лучшими. Именно так обстояли дела в танцах долгие годы. Есть понятные всем лидеры и есть те, кто подпирает их олимп. Все настолько очевидно, что даже скучно… Мерил и Чарли или Тесса и Скотт. Тесса и Скотт или Мерил и Чарли.
Казалось, что для судей быть лучше лидеров – априори невозможно. Можно быть более музыкальным и чувственным в единичном прокате, сделать одну выдающуюся поддержку или четкую серию твизлов – в общем, можно быть в чем-то лучше и сильней лидеров. Но никогда нельзя быть лучше и сильней лидеров во всем и сразу. Нельзя просто так выскочить из юниоров и показывать уровень лучших мировых пар. И уж точно нельзя быть сильней лидеров. Это немыслимо для танцев на льду. Так не бывает.
Мало кто не верил в подобное и перед стартом Чемпионата Мира в Шанхае. Есть два безусловных лидера в лице североамериканских пар и есть все остальные. Кэйтлин Уивер и Эндрю Поже уже останавливались в шаге от чемпионства год назад. Да и Мэдисон Чок вполне можно назвать одной из самых перспективных партнерш последних лет. На них и будет главных расчет судей. Североамериканцы – лидеры сезона и главные фавориты.
Этот расклад только подтвердила короткая программа. Более четкий прокат американской пары позволил им обойти своих канадских оппонентов. На третью строчку поднялись прошлогодние чемпионы Анна Каппеллини и Лука Ланотте. Все, как всегда. Все, как и должно быть в мире танцев на льду.
Но через два дня после короткой программы система дала сбой. Никто никогда не узнает, был ли этот сбой запланированным. Никто никогда не поймет, насколько осознанно судьи придерживали свои оценки двум лидерам короткой программы. Скорее всего это было интуитивно. Они ведь ничем не рисковали. 106.87 для Мэдисон и Эвана. 106.74 для Кэйтлин и Эндрю. Они все равно первые и вторые. Тем, кто будет выступать после них, всегда можно дать еще меньше. Или чуть больше, но так, чтобы по сумме двух программ сохранить привычный статус-кво.
Но судьи понимали, что может произойти дальше. Они понимали, что могут не устоять. Они хотели этого. Хотели этих 112.34 для Габриэлы и Гийома. Хотели этой безоговорочной победы еще вчерашних юниоров из Франции.
Для того чтобы выигрывать в танцах на льду нужно уметь очаровывать. Нужен такой танец, который бы не вдохновлялся Моцартом, а смог вдохновить самого Моцарта. Чтобы каждый, едва слышимый, звук скольжения был продолжением только что проигранной на фортепиано нотой. Нужно, чтобы это было гениально. Чтобы сложность была не в технике, а в умении спрятать высочайший уровень сложности внутри чувств. Чтобы восхищало не умение, не ремесло и выучка, а история, рассказанная на льду. Чтобы выиграть нужно вернуть искусство на лед.
Танцы еще живы. Фигурное катание еще живо. Оно еще не готово превратиться в набор элементов и погоню за «трикселями и квадрами». Оно еще хочет восхищать и очаровывать. В нем еще становятся первыми просто потому, что были самыми лучшими фигуристами во всей полноте этого призвания. Габриеэла Пападакис и Гийом Сизерон вернули многим веру в то, что искусство всегда будет частью этого замечательного вида спорта. А иногда, пусть и всего на четыре минуты, спорт может полностью раствориться в искусстве.
Для сборной России этот Чемпионат Мира в программе танцевальных пар также стал знаковым. И его знаковость совсем не в том, что три наших дуэта-дебютанта не смогли отстоять максимальную квоту на следующий сезон, – это, как раз, вполне логичный результат для того распутья, на котором оказались наши танцы сразу после Олимпийский Игр, – его знаковость в том, что наши молодые пары являются частью новой волны современных танцев на льду. Они не перегружены технической базой и не зажаты в элементах. У них такой же легкий конек, как и у новых законодателей мод из Франции. Их линии порой бесшумны и воздушны, а поддержки стараются скрыть всю свою спортивность за эстетикой. У нас есть личности.
Елена Ильиных, быть может, лучшая партнерша в мире на данный момент. Она умеет сделать танцы на льду нечто гораздо большим, чем спорт. И она на своем месте рядом с Русланом. Сделать то, что они смогли сделать за один сезон, мало кому под силу. Они очень сильны как пара уже сейчас и будут только сильней в будущем.
Ксения Монько и Кирилл Халявин – это пара, которая является олицетворением современного катания. Они не работают друг с другом - они дополняют друг друга. Их катание похоже на танец, быть может, даже больше, чем у кого бы то ни было среди российских пар. Их прогресс не заставит себя ждать и удивит очень многих.
Александра Степанова и Иван Букин показали, что любой их безошибочный прокат будет высоко оцениваться судьями уже сейчас. В их первый взрослый сезон.
Наши пары не провалились, заняв седьмое, восьмое и девятое места – наши пары показали, что они среди лучших в мире в свои первые сезоны на большом взрослом уровне. Все три наши пары. Они показали, что они часть новой эпохи в танцах на льду. Это самое главное для нас. Провалы – это для любителей бездушных медальных зачетов. Для любителей же фигурного катания – этот турнир танцевальных пар стал большим откровением и едва ли хоть в чем-то разочаровал.
Наша группа в ВК: https://vk.com/sportsfeed
Наш Твиттер: twitter.com/rusportsfeed
От таких авторов и болельщиков только польза - любить, поддерживать и понимать!)