Хана Машкова: свет далекой звезды. Часть VIII. «Кого Бог любит, тот умирает молодым» (чешская поговорка)
Весной 1970 года в Лондоне Хана Машкова стала чемпионкой мира среди профессионалов. Конечно, цена этого титула не могла сравниться с ценой любительского титула чемпионки мира, который в том году достался ее многолетней сопернице Габи Зейферт, но все-таки соревнования на какое-то короткое время вернули ее в атмосферу спорта, где вновь было нужно доказывать свое превосходство над соперницами и где она победила за явным преимуществом.
Хана Машкова - чемпионка мира среди профессионалов 1970 года
Летом 1970 года Holiday on Ice приезжал на гастроли в СССР и выступал в Киеве, Ленинграде и Москве. «Чехословацкая фигуристка Хана Машкова и не помнит, сколько же раз приезжала в СССР. Здесь Ханке нравится, тут у нее много друзей. Гостиничные номера, в которых останавливается высокая черноглазая красавица, напоминают цветочные киоски в разгаре лета.
В "Холидей он Айс", 1970 год
По количеству преподносимых букетов с Машковой в ансамбле не может соперничать никто», - писал в своем очерке «Много будней в праздники» (сборник «По ту сторону спорта», М., «Молодая гвардия». 1984) Николай Долгополов, работавший во время этих гастролей переводчиком труппы.
Хана в своей новой роли была неотразима, но как позже вспоминали ее друзья, это не был тот мир, в котором бы она чувствовала себя полностью счастливой. Может быть, ей не хватало соперничества с Габи Зейферт как стимула для дальнейшего совершенствования.
В "Холидей он Айс", 1970 год
В 1971 году основатель и владелец Holiday on Ice Моррис Чалфен купил и присоединил к своей компании Wiener Eisrevue (Венский балет на льду), попавший после смерти своего хозяина в сложную финансовую ситуацию. От прежнего ревю в нем осталось лишь одно название, которое Чалфен не поменял из тактических соображений, боясь, что слишком частое упоминание Holiday on Ice на афишах может отпугнуть зрителей.
В "Холидей он Айс", 1970 год
Именно в Венском балете на льду с 1971 года и стала выступать Хана. Несмотря на то, что она всегда имела огромный успех у публики, эйфория обретенной личной свободы (мать оставалась в Праге и могла ее контролировать максимум по телефону) и финансовой независимости длилась недолго: со временем выступления в ревю Хане наскучили, и она решила через два года прекратить свою ледовую карьеру.
В "Холидей он Айс", 1970 год
«После окончания контракта я окончательно уйду со льда, - решительно сказала она в ресторане отеля «Москва», где сидела за столом вместе с Иржи Штайдлом. – Это не жизнь, вы не свободны даже в Рождество. В течение шести недель вы выступаете каждый день и имеете выходной только при переезде. Выдержать это могут разве что супруги, которые купят себе трейлер и в этой «консервной банке» будут иметь для себя хоть кусочек личной жизни. А нам, вечным постояльцам отелей, приходится в этом отношении совсем плохо». (Pavel Kovař, «Hana Mašková», Reflex.cz, 25.01.2001).
1970 год
Постоянные разлуки с Иржи также склоняли Хану к тому, чтобы не продлевать больше контракт: влюбленные были помолвлены и планировали свадьбу на лето 1973 года. Хана мечтала о возвращении на родину и собиралась заняться тренерской работой.
В Венском Айс-ревю. 1971 год
А в конце зимы 1972 года Машкова вместе с Венским балетом на льду поехала на большие гастроли по городам Европы: Вена, Клагенфурт, Брюссель, Париж и еще несколько французских городов и, наконец, в апреле – Прага.
В середине марта отношения Ханы и Иржи неожиданно дали трещину. Причиной разрыва стало кратковременное увлечение Штайдла белокурой чешской лыжницей Иваной Зельничковой, ныне более известной по фамилии своего бывшего супруга – Трамп. Друзья Иржи Штайдла, как пишет журналист Павел Коварж, утверждали, что сам он этот разрыв не считал окончательным и надеялся на примирение с Ханой (Pavel Kovař, «Hana Mašková», Reflex.cz, 25.01.2001). А она в это время познакомилась с неким французом по имени Жан-Клод, с которым собиралась приехать в Прагу, устроив сюрприз своей матери. Но этим планам не суждено было осуществиться.
1972 год
«С детства Хана знала одни лишь обязанности, к тому же ее неустанно опекала слишком любящая мать, чья забота стала в результате для дочери невыносимой. Ранимая душа девушки нуждалась в истинном понимании, а не в неусыпной опеке. И поэтому одним из немногих мест, где она могла чувствовать себя по-настоящему свободной, было место за рулем автомобиля.
Хана обожала рискованно быструю езду. В машине она чувствовала себя вне опеки и, может быть, именно за рулем становилась настоящей Ханой, а не той послушной девочкой, за которой маячила тень вечно наблюдающей матери», - писала о Хане Мартина Биттнерова в своей статье «Ledová krása smutné krasobruslařky Hanky Maškové» от 21.02.2006 на сайте webmagazine.cz.
По воспоминаниям друзей, Хана мечтала о мощной машине, способной развивать высокую скорость. И такая машина у нее появилась – Opel GT.
Франция, Лазурный берег, 1972 год
Март застал ревю, где работала Машкова, во Франции. 29 марта она выступила в Метце и получила разрешение перед следующим выступлением заехать повидаться со своими друзьями из Holiday on Ice, выступающими в то время в Париже.
Хана в Венском Айс-ревю. 1972 год
После почти целой ночи за рулем автомобиля она провела день в столице Франции и, несмотря на уговоры друзей переночевать в Париже и отправиться в дорогу утром, около двух часов ночи 31 марта, в Страстную пятницу, она выехала в свой последний путь.
В долине Луары, около деревни Вуврэ, произошла трагедия - за крутым поворотом опель Ханы столкнулся с военным грузовиком с прицепом, причем расследование показало, что обе машины ехали со скоростью не менее 100 км/час. Грузовик, очевидно, выехал на встречную полосу, задел на полном ходу левую часть машины Ханы с такой силой, что местный полицейский, расследующий аварию, заявил, что за время своей службы в полиции он таких разрушений не видел.
Хана, у которой в аварии были раздроблены обе ноги и серьезно повреждена грудная клетка, в страшных мучениях скончалась в машине скорой помощи по дороге в больницу. Исполнилась ли судьба, предсказанная гороскопом, который в свой последний приезд в Чехословакию попросила составить Хана и который указывал на то, что 31 марта станет для нее критическим днем? Теперь это лишь догадки.
Вот что вспоминала об этой трагедии в журнале «Květy» за апрель 1972 года Квета Целфлова, артистка ревю и подруга Ханы, пережившая аварию и вернувшаяся после реабилитации на лед:
«Вины Ханы в этой трагедии не было, и французская полиция это также подтвердила. Я все время ездила вместе с ней с того времени, как она перешла к нам в «Венское Айс-ревю» и не доверилась бы ей, если бы имела сомнение в ее водительских способностях.
В тот раз мы переезжали от немецкой границы из Метца в Пуатье, где у нас было намечено следующее выступление. Дорога проходила через Париж, где как раз гастролировал ансамбль «Холидей он Айс», откуда Хана в прошлом году перешла к нам. Естественно, мы пошли их поприветствовать, и Хана встретилась с Тедом Шаффлом, главным хореографом «Холидей».
Он сейчас готовит новое представление и удивил Хану известием, что поставил новый номер, сделанный специально для нее, в котором бы наилучшим образом проявилась ее индивидуальность. Потом они обсудили подробности нового представления, и Хана была очень рада, что опять вернется к прежнему ансамблю. Между тем представление окончилось, и фигуристы собрались к ужину в ресторане напротив Дворца спорта, где мы с ними еще немного поговорили, а в час ночи мы снова отправились в дорогу в Пуатье.
В нашей профессии мы привыкли к ночному бодрствованию, и переезды между городами у нас обычно совершаются ночью, когда на дороге не столь интенсивное движение. По пути мы, к сожалению, не смогли отказать в просьбе подвезти его одному французскому солдату и посадили его на заднее сиденье, где уже дремал ханин пес Клифф.
Мы были едва в десяти километрах от Тура, когда навстречу нам из-за поворота выехал большой грузовик с прицепом. Он ехал посреди шоссе, которое было не слишком широким и шло, следуя изгибам Луары. Он попытался быстро повернуть вправо, но его прицеп при этом еще больше отклонился влево, прошел сбоку от ханиного опеля и вытолкнул его на встречную полосу.
И ехавший в непосредственной близости другой грузовик наехал прямо на нас. Я еще успела крикнуть: «Хана, этот сумасшедший едет прямо на нас!» - и это был конец. Хана упала на меня и, наверно, только поэтому я не разбилась о крышу машины. Что стало с остальными сидящими в машине (и французский солдат, и пес Ханы погибли на месте – Л.М.), этого понять я уже не могла.
Три дня я была без сознания. Рама машины срезала мне кожу с головы, но кожу мне пришили, а корни волос остались неповрежденными. Пока я должна носить парик. Резаные раны на лице зажили на удивление быстро. В больнице мне сделали переливание крови, и в моих жилах теперь на три четверти французская кровь.
Наше ревю выступало в Туре, и все старались мне помочь, навещали меня в больнице и поддерживали связь с моими родными. В больнице Тура меня посадили в инвалидное кресло, на котором я в санитарной машине поехала на аэродром Орли в Париже. Мы ехали той же дорогой, и у Вуврэ водитель спросил меня, хочу ли я видеть разбитую машину. Я не могла представить, какое ужасное зрелище предстанет перед моими глазами».
Машина Ханы после аварии
В самом начале апреля гроб с телом Ханы был перевезен в Прагу. Проститься ней пришли тысячи пражан. Именно в день ее похорон, почти одновременно с самолетом из Парижа в Праге приземлился самолет из Канады, на котором из традиционного турне после ЧМ прилетели Ондрей Непела и его тренер Хильда Мудра. После президентского приема в Пражском Граде они приехали в крематорий. Букет роз, полученный от президента Чехословакии, Ондрей в слезах возложил на гроб своей близкой подруги, которую, по утверждению Хильды Мудры, он любил как сестру.
Вот как пишет о похоронах Ханы журналист Павел Коварж: «О похоронах прославленной фигуристки свидетели вспоминают со смешанными чувствами. Выделяются два голоса: «Столько венков и цветов на похоронах я с той поры никогда больше не видела». «Это было почти что шоу – слишком помпезное, у гроба стояли спортсмены в форме национальных сборных, даже билеты туда продавали. Скромная Хана ничего подобного бы не одобрила». Ну что тут скажешь? Люди так любили Хану и так восхищались ею, что не следует удивляться ни морю цветов, ни даже билетам в крематорий» (Pavel Kovař, «Hana Mašková», Reflex.cz, 25.01.2001).
Место последнего упокоения Хана Машкова нашла на Вышеградском кладбище. Ее могилу украшает крылатый женский торс скульптора Яна Штурсы.
Могила Ханы Машковой на Вышеградском кладбище в Праге
«Хана была интеллигентна от природы, и я воспринимала ее в некотором роде как свою дочь. Мы очень любили друг друга и нам всегда было, о чем поговорить, - вспоминает Мила Новакова. – Через много лет после гибели Ханы, когда Габи Зейферт давно уже не каталась, я встретила фрау Мюллер и мы ударились в воспоминания. И только тогда она призналась мне, что Хана была великолепна и что она всегда ею восхищалась. А я сказала то, что буду говорить о ней всегда, - что эта девушка была словно нежный подснежник» (Pavel Kovař, «Hana Mašková», Reflex.cz, 25.01.2001).
А что же роковая любовь Ханы, поэт Иржи Штайдл? Вот что пишет о нем Павел Коварж: «Когда Хана погибла, Иржи, как говорят, начал пить и часто повторял: «Я тоже разобьюсь, что мне остается делать, когда Ханы уже нет? Это была единственная девушка, которую я любил» (Pavel Kovař, «Hana Mašková», Reflex.cz, 25.01.2001). Так это было или иначе, но через полтора года после смерти Ханы, 9 октября 1973 года, Иржи погиб в автомобильной катастрофе недалеко от Праги. Его могила находится на Ольшанском кладбище.
Йозеф Машек пережил свою дочь на 10 лет и скончался в 1982 году. Марию Машкову после гибели Ханы настигла тяжкая душевная болезнь. Она прожила еще почти 30 лет и умерла в 2001 году.
Именем Ханы Машковой названа улица в одном из новых районов Праги, ее родного города. 28 января 2011 года в Народном театре г. Брно состоялась премьера музыкального спектакля "Обрученные, или Баллада о любви и смерти Ханы Машковой и Иржи Штайдла".
Афиша спектакля "Обрученные, или Баллада о любви и смерти Ханы Машковой и Иржи Штайдла". Брно, Чехия, 2011 год
Анонс спектакля "Обрученные, или Баллада о любви и смерти Ханы Машковой и Иржи Штайдла"
Хана Машкова была и остается самой большой любовью всей моей жизни, и обаяние ее личности для меня непреходяще. До сих пор я помню свой ужас, когда прочитала в «Советском спорте» сообщение о ее гибели. Для меня это было страшным ударом, я ощущала это так, словно потеряла близкого человека.
В 1973 году мы с мамой ездили в турпоездку по ГДР и Чехословакии, и я нашла в Праге, на Вышеградском кладбище, ее могилу. Около могилы я встретила женщину, которая оказалась родной тетей Ханы. К тому времени я уже два года как изучала чешский язык по самоучителю и имела обширную переписку на чешском с любителями фигурного катания из ЧССР, поэтому вполне сносно могла объясниться с пани Боженой. Она рассказала мне кое-что о своей племяннице (к сожалению, у нас было мало времени, потому что через два часа мы уже должны были ехать на вокзал), а потом, по возвращении домой, я получила от нее в письме две фотографии Ханы, одну из них с ее автографом, которые я бережно храню до сих пор.
Напоминает мне о Хане и альбом ее фотографий и вырезок из газет и журналов, который мне помогли составить ее чешские поклонники – мои друзья по переписке. Я время от времени просматриваю его, возвращаясь в свое детство и юность. Должна сказать, что за те долгие годы, что я смотрю фигурное катание, в моей памяти осталось немало красивых, симпатичных, обаятельных лиц. Но для меня есть лишь два лица, на которые я могу смотреть бесконечно, которые буквально завораживают меня и влекут к себе какой-то неведомой чистотой и силой: лицо Ханы Машковой и еще - Ирины Моисеевой. Мне кажется, что в их лицах, и особенно в глазах, отражается душа этих фигуристок.
В течение многих лет я безуспешно искала хоть какое-нибудь видео Ханы, и вот, наконец, несколько лет назад удача мне улыбнулась: кое-что удалось найти мне самой, два видео прислала мне моя подруга из Москвы и два документальных фильма – чешская подруга из Пльзени. Каким же это было для меня трогательным подарком из прошлого!
С непередаваемым волнением смотрела я в первый раз после долгого перерыва на свою любимицу: как все это будет восприниматься сейчас, когда фигурное катание ушло так далеко вперед? И произошло чудо: я смотрела на катание Ханы, получая от него то же эстетическое наслаждение, которое испытывала когда-то, словно бы и не было этих долгих лет. Видимо, было что-то в этой фигуристке, затрагивающее струны моей души на самом глубинном уровне.
В 2012 году мы с мужем побывали в Чехословакии. И надо же, какое совпадение: когда самолет сел в Праге, по радио зазвучала музыка Сметаны, та самая, под которую Хана катала свою произвольную программу в 1968 году! Я восприняла это так, словно бы моя любимая фигуристка посылала мне привет через годы и расстояния и приглашала в свой родной город. И эта поездка оказалась незабываемой!
В поисковой системе google.cz я нашла сайт Find a Grave Memorial. Меня очень тронуло то, что многие люди помнят Хану и оставляют на ее виртуальной могиле цветы и идущие от сердца слова, в основном в день ее рождения и день гибели.
И если бы кто-нибудь задал мне вопрос: «За все те годы, что ты живешь фигурным катанием, кто из спортсменов затронул самые глубокие струны в твоей душе, оставил в ней самый яркий след, чье имя и сегодня звучит для тебя, как музыка?», я бы, ни на секунду не задумавшись, ответила: «Хана Машкова!»
И все же давайте будем с благодарностью говорить: она была. Как прекрасно, что новые любители фигурного катания, читая Ваши посты, имеют возможность познакомиться с Ханой и оценить ее по достоинству. Пусть они поверят "старым фанатам" ФК: Хана была одной из самых выдающихся фигуристок, когда-либо выходивших на лед. Конечно, то фигурное катание, которое мы полюбили в детстве, сильно отличается от нынешнего. Но это совсем неважно - без сомнения, если бы Хана каталась сегодня, она бы легко освоила все сложные элементы, какие есть в арсенале современных фигуристов. Гораздо важнее другое: Хана была Личностью, человеком очень красивым и внешне, и внутренне, и этой красотой она светилась на льду.
Светлая память.