Аделина Сотникова: годовщина великой победы
История Аделины Сотниковой - одна из самых крутейших в российском (да и мировом) фигурном катании за последнее время. Ещё в 2010-м она постоянно каталась примерно вот так:
Ах, как она каталась! Какие высокие прыжки уже тогда у неё были! Сложнейший каскад тройной лутц-тройной риттбергер. Музыкальность. Потрясающие вращения. Лёгкий, уверенный конёчек. Дорожка шагов на одной ноге через весь каток. Спираль через весь каток со сменой позиции и перетяжкой.
Уже тогда было видно, что звезда, будущая королева. И затем, через три года, она с тем же "Рондо Каприччозо" вынесла Юну Ким в "Айсберге". Нелёгкий был путь, столкнулась на нём со многими трудностями, но она их преодолела и забралась на самую высокую вершину, которая только есть в спорте.
Тут бы порадоваться, но почему-то олимпийское золото регулярно подвергается всяким неадекватным сомнениям, хотя Юна Ким уступила по всем статьям. Её программа была проще, в частности каскад 3 сальхов-2 тулуп, который прыгала ещё Катарина Витт в 80-ые, каскад из трёх двойных прыжков, пусть даже первым в нём был аксель (2А-2Т-2Р), но стоимость всё равно крайне не высока.
Кроме того, в целом прыжки Аделины были выше, увереннее и мощнее, а во вращениях и качестве их исполнения вообще пропасть. Например, негнущаяся Ким не может даже сделать бильман в заклоне, о чём тут говорить? В то время как вращения Аделины всегда оценивались очень высоко, по сумме за них в прошлом сезоне больше набирала только Липницкая, а на своём уникальном вращении в либеле Аделина и вовсе стабильно набирает больше всех.
Всё это отразили и протоколы: все судьи оценили практически все элементы Аделины минимум на +2, равно как и все они высоко оценили компоненты программы - это не было подтягиванием одним-двумя судьями (Шеховцовой, как любят говорить).
Ещё любят говорить, что Ким не рискнула, но она и не могла усилить свою программу. Отсутствие в арсенале тройного риттбергера делает невозможным прыгнуть семь тройных прыжков в произвольной программе, так как правилами разрешается повтор только двух разных тройных прыжков. Владея четырьмя тройными (всеми, кроме риттбергера и, разумеется, акселя) и имея возможность повторить два из них, можно сделать только шесть тройных. В общем, технически она безоговорочно уступила.
Хотя болельщики Ким нашли ребро на лутце и недокрут тулупа в первом каскаде Аделины. Возможно, и так. А вот здесь человек нашёл сразу три недокрута у Юны Ким:
На сольных лутце и флипе, а также тройном тулупе в стартовом каскаде. Это понизило бы её итоговую техническую оценку баллов на десять! Честно говоря, не всё тут вызывает доверие, однако недокрут на сольном лутце видели все безо всяких дополнительных средств. А лутц дороже тулупа, соответственно и снижение Юна получила бы больше, чем Аделина за свой вероятный недокрут тулупа. Вероятные недокруты Ким на других прыжках (лутц в каскаде и флип) лишний раз вызывают сомнения в их качестве.
Наконец (и это у нас сегодня основная часть беседы), часто приходится слышать, что дорожка шагов Сотниковой, дескать, не соответствовала четвёртому уровню. Особо радикальные товарищи говорят про второй (это надо совсем уж не соображать в вопросе). Почему-то ей отказывают в мастерстве владения коньком, возможности получать четвёртый уровень за дорожки. Откуда всё это? Например, даже на не самом удачном ЧМ-2013, где их с Лизой Туктамышевой отсудили очень жёстко, Аделина получила четвёртый уровень за дорожки в обеих программах.
В общем, поскольку люди, которые любят говорить о завышении уровня дорожки, никогда не приводят никаких конкретных аргументов, одни общие фразы, пустые слова, всё это является ничем иным, как балабольством. А мы с вами сегодня проведём реальный разбор дорожки Сотниковой в произвольной программе на Олимпиаде.
Для начала выписка из правил:
"УРОВНИ СЛОЖНОСТИ, ОДИНОЧНОЕ КАТАНИЕ
Число черт для Уровня: 1 для Уровня 1, 2 для Уровня 2, 3 для Уровня 3, 4 для Уровня 4
Дорожки шагов
1) Минимальное разнообразие (Уровень 1), Простое разнообразие (Уровень 2), Разнообразие (Уровень 3), сложность (Уровень 4) шагов и поворотов по всей дорожке (обязательно)
2) Вращение в обоих направлениях (направо и налево) с полным поворотом тела (хотя бы 1/3 рисунка в сумме в каждом направлении вращения)
3) Использование движений тела в течение хотя бы 1/3 рисунка
4) Две различные комбинация из 3 сложных поворотов (крюков, выкрюков, скоб, твиззлов, петель), выполненные с четким ритмом во время исполнения дорожки".
И разъяснение оттуда же что за что считается:
"ШАГИ
Типы поворотов (на одной ноге): тройки, твизлы, скобки, петли, выкрюки, крюки.
Типы шагов (где только возможно, на одной ноге): на зубцах, шассе, моухоки, чоктау, перетяжки, кросс-роллы.
Минимальное разнообразие включает как минимум 5 поворотов и 2 шага, каждый тип может считаться не более 2 раз. Простое разнообразие включает как минимум 7 поворотов и 4 шага, каждый тип может считаться не более 2 раз. Разнообразие включает как минимум 9 поворотов и 4 шага, каждый тип может считаться не более 2 раз. Сложность включает как минимум 5 различных типов поворотов и 3 различных типов шагов, все типы должны быть исполнены хотя бы 1 раз в каждом направлении.
Использование движений тела означает видимое использование любых движений рук, головы, торса, бедер и ног, которые влияют на баланс основной части тела, в теч. хотя бы 1/3 рис. в сумме.
Две комбинации сложных поворотов считаются одинаковыми, если они состоят из одних и тех же поворотов, выполненных в том же порядке, на том же ребре и на той же ноге."
Таким образом, на четвёртый уровень надо выполнить хотя бы пять различных типов поворотов на одной ноге в обоих направлениях (всего их 6, тройка входит), а также две комбинации из трёх и более сложных поворотов (тройка сложной не считается - соответственно, включать в комбинацию её нельзя, чтобы зачли; ну или, как вариант, сделать комбинацию из четырёх поворотов, где тройка будет первой или последней).
Простые шаги (на зубцах, шассе, моухок, чоктау и т.д.) с успехом делают и начинающие спортсмены, а вот повороты на одной ноге и уж тем более их комбинации - это уже высший пилотаж, и именно на них я останавлюсь подробно (иначе разбор получится совсем безразмерным). Для начала, некоторые основные понятия:
Фронт движения - проще говоря, движение лицом или спиной вперёд осуществляет спортсмен. Поскольку мы имеем дело с повортами, фронт движения при исполнении каждого, разумеется, меняется.
Направление движения - поскольку в фигурном катании мы имеем дело с движением по дугам, направления у нас два: по часовой и против часовой стрелки (будем сокращать по/ч и пр/ч).
Также различают движение на правой и левой ноге и внутреннем и наружном рёбрах - тут, думается, никаких пояснений не надо.
Тройка - поворот на одной ноге со сменой ребра и фронта движения, но без смены направления - фигурист после поворота продолжает ехать по той же окружности (дуге), как если бы не выполнял этот самый поворот. Поворот тройкой осуществляется внутрь дуги и считается наиболее простым среди всех поворотов, так как движения при его исполнении естественны и не представляют сложности при хорошей выучке.
Скобка отличается от тройки только тем, что поворот при её исполнении осуществляется наружу исходящей дуги (или воображаемой окружности - кому как удобнее это представлять), но это отличие, которое кому-то на первый взгляд может показаться ерундовым и незначительным, делает скобку самым трудным поворотом. Хотя, как и в случае с теми же прыжками, сложность для каждого отдельного спортсмена индивидуальна - для кого-то может быть сложнее крюк или выкрюк.
Крюк - поворот со сменой фронта и направления движения, но без смены ребра (это очень важный момент - на протяжении всего исполнения как крюка, так и выкрюка, требуется сохранять ребро неизменным, никаких временных переходов на плоскость и тем более другое ребро). Поворот при исполнении крюка осуществляется внутрь исходящей дуги. Соответственно, выглядит он так, будто фигурист собирается сделать тройку, но при этом выезжает скобкой.
Выкрюк отличается от крюка только тем, что поворот исполняется наружу исходящей дуги. Соответстенно, фигурист будто бы заходит на скобку, а выезжает тройкой. Несмотря на устрашающее название этого поворота ("выкрюк"), крюк сложнее, так как труднее выехать скобкой, чем тройкой (как в выкрюке) - это более естественное движение.
Петля - пожалуй, самый узнаваемый поворот в фигурном катании, фигурист оставляет на льду след, соответствующий названию этого поворота.
Твизл - хорошо всем знакомый по танцам поворот на одной ноге по часовой или против часовой с перемещением по льду.
Повороты я буду называть по нашей русской традиции: по исходящей дуге. Например, тройка вперёд-внутрь. Ведь понятно, что раз это тройка (поворот со сменой ребра и фронта движения), то на выходе будет движение назад-наружу. Более того, комбинации поворотов можно называть без дополнительных указаний у второго, третьего и последующих поворотов. Например, если к всё той же тройке вперёд-внутрь мы добавим крюк, то без всяких дополнительных указаний ясно, что это крюк назад-наружу, а на выходе с него будет движение по дуге вперёд-наружу. И, если мы тут же добавим выкрюк, то это будет выкрюк вперёд-наружу, с выходом на дугу назад-наружу.
А теперь мы применим полученные знания к дорожке Сотниковой на Олимпиаде и определим её уровень. Гифки я нарезал с этого видео, дорожку Аделина открыла на 3:57 тройкой вперёд-внутрь против часовой в комбинации с ещё одной тройкой сразу:
Продолжила (напоминаю, я отмечаю только повороты на одной ноге, чтобы пост был не совсем уж громоздким) твизлом по часовой:
Затем была комбинация крюк вперёд-внутрь (пр/ч), перетяжка на наружное ребро, тройка назад-наружу (пр/ч) + твизл (пр/ч):
Затем Аделина сделала петлю вперёд-наружу (по/ч) в комбинации с соответствующей тройкой (вперёд-наружу и тоже по/ч, естественно):
А затем настал черёд комбинации трёх сложных поворотов: крюк вперёд-наружу (по/ч) + выкрюк (пр/ч) + выкрюк (по/ч):
Затем Аделина сделала петлю вперёд-наружу (на этот раз против часовой - всё как требуется):
Вслед за чем настал черёд новой поворотной комбинации: крюк вперёд-внутрь (по/ч) + крюк (пр/ч) + скобка (по/ч):
Затем был никому, в общем-то, уже не нужный крюк назад-внутрь (по часовой), перетяжка на внешнее ребро и тройка по часовой:
И знаменитый победный жест Аделины - не мог его не захватить. 4:23 - конец дорожки. Мощно, уверенно, эффективно, с настроением. Так что у нас там с уровнями?
Итак, кроме скобки все повороты на одной ноге (тройки, крюки, выкрюки, петли, твизлы) были выполнены минимум по разу в обоих направлениях - по часовой и против. Требование по сложности к 4-му уровню выполнено: 5 разных поворотов на одной ноге в обоих направлениях.
Кроме того, безусловно выполнены и три остальные требования к дорожкам, как:
1) Вращение в обоих направлениях хотя бы 1/3 рисунка в сумме в каждом направлении вращения (видно из приведённого выше анализа дорожки);
2) Две комбинации из трёх сложных поворотов - да;
3) Использование движений рук, головы, корпуса минимум на трети рисунка. У Аделины гораздо больше. Корпусом, руками, головой она не помогает себе исполнять шаги и повороты, а продолжает передавать характер программы.
Постоянно улыбается - хэй, российский болельщик, ну как можно не любить такую замечательную девчушку?
Великая победа... Сколько громких слов из ничего.
Великая победа - это победа Ягудина в Солт-лейк-Сити,
Великая победа - это победа Плющенко в Турине.
У Аделины весь олимпийский сезон стояло неправильное ребро на лутце:
Cup of China, произвольная программа - ребро на лутце: www.isuresults.com/results/gpchn2013/gpchn2013_Ladies_FS_Scores.pdf
Trophee Eric Bombard, ребро на лутце в короткой и произвольной программах:
www.isuresults.com/results/gpfra2013/gpfra2013_Ladies_SP_Scores.pdf
www.isuresults.com/results/gpfra2013/gpfra2013_Ladies_FS_Scores.pdf
Финал гран-при. В короткой из-за неправильного ребра стала прыгать 3т-3т, и опять неверное ребро на лутце в произвольной программе
www.isuresults.com/results/gpf1314/gpf1314_Ladies_FS_Scores.pdf
Чудесное исчезновение ребра в видеоформате: http://www.youtube.com/watch?v=uyDEjiSRN5c&feature=iv&src_vid=F3iup7I46qE&annotation_id=annotation_103144563
Сочи 2014. Тадам! Никакого ребра не стоит, судьи ставят оценки за каскад в диапазоне от -1 до +3. Фантастика, не правда-ли?)
Pre-rotation на сольном лутце, за который она получила 1.50 GOE, а Юна - 1.20 GOE - вас ничего не смущает?
www.youtube.com/watch
Про компоненты я просто промолчу, про дорожку шагов тоже. Посмотрите на дорожку шагов Мао Асады - вот это и есть четвертый уровень. Аделина словила кураж и +10 баллов за родное ледовое покрытие.
О какой великой победе идет речь?
Попытка удалась, что я могу сказать. Плюсик не поставлю, но автор справился со своей поставленной задачей.
Странно, что тот же автор в предыдущих статьях называл Юну Ким "королевой льда", а здесь прямо-таки опустил ниже плинтуса)
Говорю же - провокация) Но мне Аделина уже не особо интересна.
В данный момент меня гораздо больше интересует тройной аксель в каскаде с двойным тулупом и лутц-тулуп с тано на обоих прыжках у Лизы))
Я помню Аделину с ее еще совсем юниорского Лебединного озера, с ее прокатов на ЮЧМ. Восторг и упоение этим юным талантом. Потом, видимо, за год, полтора до Сочи, это самое злосчастное взросление, которое хоть и проходило не без потерь, но она оставалась " в обойме". Ну и в Сочи Аделина показала класс, новое, если угодно, качественно более высокое, чем у фигуристок предшествующего поколения, уважаемых Мао, Юны, Каролины, катание. Уже на олимпиаде, откатав вдохновенно и чисто ( малюсенький спотыкач ни в какое сравнение не может идти с валянием, например, Олимпийского чемпиона в том же Сочи в мужском индивидуальным турнире) Аделина продемонстрировала вдохновенное, стильное катание повзрослевшей молодой девы. Я тоже, буду долго-долго помнить эти вдохновенные прокаты, радость победы, радость за нее, за себя, за публику в Айсберге, за страну в конце концов!
Спасибо, Капитан, что вспомнили эту победу.
Хотя повторюсь, чисто визуально дорожка была так себе, с элементами лягания козьих ног,не амплитудных движений, отсутствием действительно сложных движений, хореографично согласованных переходов между элементами. Единственно что было интересно - победный жест, хотя это не влияет сложность дорожки.
Что же касается до ваших доводов то это конечно профанация.
Ваши доводы звучат так. Величайшие музыкальные произведения написаны с использованием 7 нот. Мое тоже. Следовательно мое музыкальное произведение - величайшее.
Аделина зе бэст! ♥ ♥ ♥ Я влюбилась в неё и в Лизу на показалках ЧМ-2011 и люблю до сих пор обеих!
Всех с годовщиной первой нашей ои-медали в женском фк.
Спасибо, Аделина, за прокаты жизни!
Подавляющему большинству поклонников фигурного катания во всем мире сахарную пудру в глаза все равно не пустишь, сколько не пытайся.
Меня она впечатлила на этапе ЮГП в Граце в 10-м, живо напомнив былую (и до сих пор, разумеется) мою любимицу Слуцкую мощным катанием и высокими прыжками, сложными вращениями и дорожкой через весь каток на одной ноге.
Пост, надеюсь, тебе очень понравится))