5 мин.

Jesus Christ superstar

Впервые я услышал эту рок-оперу где-то осенью 74-го. Точнее не всю, а арию Марии Магдалины: Close your eyes, close your eyes And relax, think of nothing tonight… Услышал – и буквально заболел ею.

С музыкой у меня всегда были довольно сложные отношения. В раннем детстве я постоянно пел – вслух. Шел по улице и пел. Когда подрос и стал уже что-то соображать, выяснилось, что с музыкальным слухом у меня есть некоторые… проблемы. Да и с голосом тоже. Так что пение моё вряд ли доставляло окружающим наслаждение. Но я продолжал петь – уже про себя.

В детстве я принял довольно большие дозы классической оперы и балета, оперетты и советской эстрады в лице Иосифа Кобзона, Вадима Мулермана и Ольги Воронец, и годам к 15-ти явно ими объелся. Уже были и Битлз, и рок, и разные прочие направления, в которых я не слишком разбирался, но большая часть которых была мне по душе. К этой «антисоветчине» я пришел во многом благодаря фигурному катанию. На соревнованиях фигуристов звучала музыка, которая мне нравилась, а в те времена Первый канал транслировал все значимые турниры. Так что именно фигурное катание сбило с пути невинную душу советского пионЭра и будущего комсомольца.

Я не только любил музыку, я еще и неплохо танцевал. И воспринимал музыку через движение. Если не видел, как под нее можно двигаться, она, как правило, оставляла меня равнодушным.

Встреча с Вебером и его рок-оперой была неизбежна, и странно только то, что состоялась она спустя целых четыре года после выхода альбома с солистом Deep Purple Яном Гиланом. Например, альбом Pink Floyd «Dark Side…», вышедший в 1973-м, я слушал весной следующего года. Как бы то ни было, но «Jesus Christ…» сразу стал одним из моих любимейших альбомов. А вот фильм 1973 года увидел только лет через тридцать.  

Как ни странно, но я не помню, чтобы в 70-80-х кто-то из лидеров мирового фигурного катания использовал музыку «Jesus Christ…» в своих программах. Не надеясь на память, поискал в интернет – не нашел.

В 1983 г. музыку из рок-оперы включили в произвольную программу американцы Кэт и Питер Карразерс. За два года до того несколько аккордов звучали в произвольной программе не слишком сильной американки Дебби Коттрил.

В 1985 г., когда чемпионом мира стал наш Александр Фадеев, Брайен Бойтано использовал довольно значительный фрагмент «Jesus Christ…» в своей произвольной программе:

Перед произвольной Бойтано занимал четвертое место, и эта программа принесла американцу бронзовую медаль.

В 1990-м Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков показали «Jesus…» на Гала-концерте в Париже, на Трофи Лалик.

 

Честно говоря, не помню, был ли это вариант произвольной программы, или показательный номер. В 1990-м у них была программа «Ромео и Джульетта», а в 1991-м они уже катались в профессионалах.

Дважды к теме «Jesus Christ…» обращались Ирина Лобачева и Илья Авербух.

В 1998 г. они катались в Нагано, но успеха не добились. Два года спустя пара вернулась к той же музыкальной теме, но несколько изменила хореографию и заметно усложнила танец.

Нагано, ОИ-1998

Их катание в Нагано мне не слишком понравилось. Музыка требовала большего. А вот в Ницце их выступление было намного сильнее. Однако в произвольной программе Лобачева и Авербух уступили бронзу литовской паре Маргарите Дробязко и Повиласу Ванагсу.

Ницца, чемпионат мира - 2000

А затем пауза, и вновь «Jesus Christ superstar» зазвучал в произвольной программе белоруса Сергея Давыдова в сезоне 2007-2008 г.г., фигуриста далеко не первой десятки. На видео его выступление на чемпионате Европы 2008 г. в Загребе.

  

Год спустя мелодии из «Jesus Christ…» в программе израильтян Александры и Романа Зарецки

К сожалению, из всего богатого музыкального материала рок-оперы фигуристы берут всего несколько фрагментов. Понятно, что надо переложить программу на музыку – или музыку наложить на программу, и это непросто. Но всё равно жаль, что так мало.

В сезоне 2013-2014 г. на музыку Эндрю Ллойда Вебера из рок-оперы «Jesus Christ superstar» свою произвольную программу поставили чемпионы мира Татьяна Волосожар и Максим Траньков. Впервые в парном катании была поставлена программа, полностью переложенная на «Jesus Christ superstar». И появилась программа-шедевр. В фантастическом исполнении.

Я не вижу и не пытаюсь найти в этой рок-опере чего-то большего, чем просто музыка – великолепная музыка. Нет смысла что-то рассказывать и о программе фигуристов, каждое движение которых на льду, каждый жест сочетаются со звучащей мелодией. Их катание абсолютно гармонично. Это надо просто видеть. Смотреть и пересматривать. 

 

А в заключение – фрагмент из фильма «Jesus Christ superstar» 2000 года.

Джером Прадон в роли Иуды, Гленн Картер в роли Иисуса.

Приятного просмотра.