Редкая красота на севере
Живёт на свете такая красота, С которой не сравнится ни одна, Изящен стан, стройна её спина, Назад посмотрит – гибнут города, А вдаль заглянет – покорится вся страна. Незнание о ней несёт с собой ненастье, А тот, кто обладает ей, получит своё счастье. Но вряд ли в мире появится вновь такая красавица.
«Редкая красота на севере» - это древнее стихотворение, написанное братом императорской наложницы о его сестре, положенное на музыку, эту песню поёт Мэй, героиня фильма «Дом летающих кинжалов» У этих стихов вариантов переводов много, но смысл у всех сохраняется - истинная красота в чистоте сердца. Удивительным образом красота и благородная душа героинь, которых воплощает на льду легенда мирового ФК, восхитительная фигуристка Алина Загитова, совпадает во многом с ней самой, сочетающей в себе красоту мудрости, внутренней силы, стального стержня и благородную, хрупкую нежность. И слова этой песни словно о ней и нашли они её спустя много веков в невероятно волшебном, парящем китайском традиционном танце, где восхитительная Алина виртуозно управляет струящейся водой, придавая ей те качества, которые необходимы для выражения философской сути самой жизни. Танец подражания из фильма «Дом летающих кинжалов» в великолепном исполнении Алины стал прекрасным подарком для любителей настоящего искусства на льду, погрузив всех в яркую самобытность китайской национальной культуры и искусства. А к танцу в Китае особое, трепетное отношение не только как к искусству, но и как к философии, очень древней традиции, которая имеет историю в пять тысяч лет.
Мы все очень ждали эту программу, поставленную хореографом Даниилом Глейхенгаузом, которого всегда очень вдохновляет его Муза в фигурном катании с превосходным даром перевоплощения, способная виртуозно воплощать на льду любой, самый сложный образ. С Алиной его постановки становятся настоящими шедеврами и неизменно пополняют Золотой Фонд ФК и сейчас можно смело сказать, что он получил еще один такой, абсолютно потрясающий по глубине сюжета и мастерству исполнения. Образ очень искусно завершил невероятной красоты костюм, созданный Ольгой Рябенко по мотивам фильма в изумительном бирюзовом цвете, символизирующем Весну. В этом наряде прекрасно все: и цвет, стилизация, выдержанная в духе традиционных мотивов, отражающих культурное наследие Китая, и нежная вышивка, украшающая верхнее платье, и это было очень к месту, как раз самые ранние примеры китайской вышивки восходят по времени к правлению династии Чжоу. И, конечно, самый необычный и очень аутентичный атрибут к костюму – длинные рукава, на которых хочется остановиться подробней, основываясь на различных источниках.
«Танец с длинными рукавами в Китае впервые появился в период династии Чжоу (с 1046 по 256 год до н. э.), но широко стал демонстрироваться в театрах именно во времена династии Мин (1368–1644 гг. н. э.)Первоначально водяные рукава были из ткани, но в последующие годы они были заменены шелковыми» (кит. : 水袖功). Движения водяных рукавов напоминают движение струящейся воды. Это необычное действие выражает отношение китайцев к танцу как к философии шёлка и бамбука, когда нежность и сила управляют потоком бурлящей воды, которая то замедляется и успокаивается как водная гладь, то с огромной силой устремляется ввысь, следуя за движением тела, выражая различные эмоции танцора. Водяные рукава, создающие волны перед лицом исполнителя, указывают на то, что персонаж находится в приятном настроении. Рука, натягивающая водяной рукав, указывает на поклон или вежливость. Когда рука натягивает рукав с водой, чтобы закрыть лицо, это сигнализирует о застенчивости или печали. Одна из самых красивейших популярных сцен танца с водяными рукавами в мире изображена в китайском фильме « Дом летающих кинжалов», в котором главная героиня отражает атаку камней, танцуя с водяными рукавами, что нам виртуозно продемонстрировала Алина.
Но за этой парящей лёгкостью и очарованием стоит очень сложная техника работы с рукавами, на овладение которой у танцоров в Китае уходят годы каждодневных изнурительных тренировок в течение многих лет,– такова плата за постижение древних традиций китайского танца. Кроме того, чтобы управлять этими длинными шелковистыми рукавами с такой точностью и изящной непринуждённостью, исполнитель должен обладать способностью достичь гармонии между телом, разумом и душой.Ведь в китайском танце также должны присутствовать три загадочных для западного человека элемента китайской философии: цзин (концентрация), ци (течение энергии) и шэнь (дух). «Водяные рукава для зрительского глаза изящны и легки, но достичь грациозности с помощью одной только техники нелегко», — рассказывает Анджела Сяо, ведущая исполнительница труппы Shen Yun Performing Arts. Водяные рукава — это продолжение пальцев. Исполняя этот танец, танцоры должны направлять свою энергию дальше, чем обычно, что намного труднее контролировать». Сяо вспоминает, что когда только приступила к освоению этой техники, она была не в состоянии уследить за рукавами. «Я не могла предугадать, в какую сторону они полетят и в какой момент запутаются. Мои соученицы иногда подшучивали над этим, спрашивая, не слишком ли ветрено было в тот день» — с улыбкой вспоминает Сяо. Кроме того, она считает, что для создания образа необходимо измениться внутренне, почувствовать и понять внутренний смысл танца. Вот теперь, получив некоторые познания в деталях, мы можем склонить голову перед Алиной в знак уважения, как это принято у тех же китайцев, за смелость, за талант, упорство в преодолении трудностей, за настоящую красоту и искусство на льду, за её богатый внутренний мир, который позволяет ей расширить границы и явить миру волшебство танца на льду, выразительными движениями водяных рукавов создавая в воображении зрителей древние легенды. Именно эти образы возникают в перед глазами, когда Алина на высокой скорости пролетает по льду с летящими рукавами, оставляя шлейф загадочных историй из глубины веков. Вот почему в Пекине зритель воспринял танец Алины с таким искренним, бурным восторгом! И очень отрадно и символично, что премьера номера состоялась именно перед китайской публикой, мнение которой ценно как для прекрасной исполнительницы, так и для нас. Весьма показательна реакция зала, которую мы смогли увидеть, благодаря нашему удивительному оператору, который традиционно следует за Алиной по городам и весям, радуя её поклонников замечательными видео. В этот раз он сделал особенно приятный и неожиданный сюрприз, поехал прямо в Китай, чтобы сделать качественные и достоверные съёмки пребывания Алины в Поднебесной. Алина выходит на лёд в полной темноте, становится в позу, зажигается освещение и по трибунам проносится восхищенное: Ааах!!! И это будет повторяться ещё много раз, пока она будет танцевать на льду. Изумительная красавица в наряде по китайским мотивам с водяными рукавами зачаровывает сразу, но мы знаем, что дело не только в них, а в завораживающей харизме и магической энергетике фигуристки и зритель это интуитивно почувствовал с первых секунд, пока Алина даже ресничками не взмахнула. А далее, она не спеша, плавно собирает энергию воды и концентрирует её для броска, который снова приводит зрителей в изумление и восторг. Но теперь и мы понимаем, что это вовсе не так просто и легко… Восхитительна по зрелищности и энергетике и самая красивая и захватывающая сцена отражения летящих камней, в которой Алина филигранно соединила технику фигурного катания с парящими в воздухе рукавами, ни на минуту не отпуская внутреннюю гармонию и спокойствие, чтобы чувствовать направление летящих рукавов и управлять ими. Без сомнения, такое под силу только людям с мощной внутренней энергетикой, как Алина, способной дать импульс для полёта, кончиками пальцев заряжать, направлять предметы согласно движениям тела.
Надо отметить, что это вовсе не лёгкая летящая ткань, а довольно тяжёлый шёлк, который требует недюжинных сил и сноровки, чтобы не устроить себе помехи на льду, и, чтобы можно было делать выбросы в нужном направлении и собрать, когда это необходимо, очевидно, что с лёгкой тканью это не получится. Браво Алине за такую большую проделанную работу за очень короткий срок! Примечательно, что она при всей этой сложности продемонстрировала и характерные для этого традиционного танца движения рук и положений пальцев, также координацию глаз, рук, что тоже сопряжено определенной сложностью, а её и без того безупречная подача образов заиграла новыми оттенками силы её духа, боевого характера, многоранности души. Традиционно и в китайском сценическом, и в национальных китайских танцах движения идут по спирали и кругу, потому что в китайской культуре круг символизирует гармонию. Алина до конца танца осталась верна традициям и сделала удивительно красивую спираль по кругу, в варианте глубокого наклона, проводя пальцами по льду, словно продолжение рукавов на кончиках пальцев и этот момент прозвучал особенно трепетно.
Проницательная китайская публика считывала всю сложность, мастерство исполнения, красоту и эстетику, внутреннюю философию и пробивающую насквозь энергетику Алины и всё больше и больше проникалась к ней уважением и восторгом! Каждое её движение, взгляд, жест, внутреннее и внешнее пронизывала абсолютная гармония, чистота, а уж китайский зритель точно знает, что вот это и есть высшее мастерство! Вот что говорят её поклонники в Пекине:«…Это очень сложная техника. Оперным актерам обычно требуется более десяти лет практики, чтобы овладеть этим навыком. Это требует силы и координации пальцев, запястий, локтей и плеч. Навыки, которые Алина продемонстрировала на шоу в Пекине, уже очень редки и доказывают, что она очень талантлива.» Оценили её мастерство и красоту катания, её природный талант и коллеги, фигуристы из Китая. «Я глубоко прочувствовал любовь и энтузиазм Алины благодаря очень тщательно продуманным костюмам и гриму.Выступление с рукавами, похожими на воду, в программе, которое было сделано с уважением к традиционному китайскому исполнительскому искусству, было очень сложным, но оно было очень красиво выражено, и я часто чувствовал, как Алина усердно работает за кулисами. Я надеюсь, вы часто приезжаете в Китай.Мы все любим Алину!» Все видели этот трогательный момент, когда фигурист долго кружил вокруг Алины, не решаясь подойти, но всё же набрался смелости и подарил ей коробочку в виде светящейся звезды, что внутри коробки- неизвестно, но звезда – это уже признание. А китайские соцсети уже после первого показа взрывают восторги : к Белоснежному Лотосу добавились - Волшебная Фея! Танцующая Молния! Это означало только одно - премьера прошла с большим успехом и завершилась триумфом Алины Загитовой! Вот такой совершенно волшебный вояж в Китай получился у Алины! Королева мирового фигурного катания, признанная в мире Прима льда с первого захода покорила Поднебесную! Поклонники Алины здесь так же были в восторге и испытали практически те же ощущения, как если бы Алина соревновалась, настолько программа получилась роскошной, с долгим волшебным послевкусием и с триумфом, как в старые добрые времена!
Известная истина, что в жизни случайностей не бывает… Танец подражания, водяные рукава – всё здесь настолько символично для Алины, и вовсе не случайно Танец пришёл именно к Алине, как говорят – Мастер видит Мастера издалека. Прошло некоторое время с тех пор, как Алина не соревнуется, а в ней всё та же золотая аура, тот же размах шёлкового премиального катания, всё тот же невероятно яркий Внутренний Свет, который Алина дарит своим зрителям каждый раз, когда выходит на лёд. Её следующая программа так и называется, которую Алина катает так, что зал плачет, она глубокая и очень личная, позволяющая каждому прожить в ней свою историю и ощутить свой собственный внутренний свет, свою душу. «Никогда не чувствовала себя настолько счастливой. Я буду очень дорожить этим моментом. ...Она каталась очень нежно, и в тоже время с силой, идущей глубоко изнутри.Музыка из этих программ дала мне много сил в определенный период моей жизни и после того, как я своими глазами увидела любимейшую программу - и пересматривая ее сейчас - я погрузилась в воспоминания. Чем старше я становлюсь, тем больше осознаю свое взросление и путь, по которому я шла и еще пойду. Я разрыдалась, как только началась программа. Точнее, я разрыдалась вместе со зрителями, которые сидели рядом со мной. В конце я уже ничего не видела из-за слез, которые наполняли и наполняли мои глаза - это неописуемое чувство» Это выдержки из прекрасного отзыва девушки после шоу в Пекине. Есть еще одно удивительное сходство самой Алины - сходство со струящейся водой - что бы вокруг ни происходило, какие бы ей препятствия ни устраивали, и дамбы ни строили заграждающие, она не станет биться, зря растрачивая силы, она просто примет форму препятствия и там будет создавать красоту и дарить миру, не пытаясь куда-то просочиться, кого-то залить, кого-то подвинуть. Как в Танце Подражания, она может подражать только природе самих вещей, когда другие стараются подражать ей. Подобно Мэй она улавливает энергию падающих камней, и отражает их, превратившись в такую же энергию воды, без борьбы и сломанных копьев. Равнодушная к регалиям и коронам, она сохраняет себя той, какая она есть и строит свою жизнь в чистой гармонии, в итоге всегда выходит победителем, точно так как сказано в мудром китайском изречении: «В целом мире нет ничего мягче и слабее воды, но вода всегда побеждает то, что прочно и твёрдо, ибо ничто не может её изменить».